Крымская митрополия

Навязанные форматы

Расстрельный взвод НКВД. Фото 1939 года Расстрельный взвод НКВД. Фото 1939 года

14 марта 1938 года в Симферопольской тюрьме были расстреляны тринадцать инокинь упраздненных Крымских монастырей.

В этой связи хочется поговорить о таком явлении как навязанные «форматы» или модели мышления, речи, поведения и т. д. Порою такие «форматы» навязываются нам явно и грубо, а порой как бы естественным образом, незаметно, исподтишка. Так что сам человек или сообщество людей и не осознают зачастую, что им навязана та или иная парадигма и действуют внутри ее, наивно полагая, что действуют вполне самостоятельно и свободно.

Это всё не ново, конечно, и раньше, за многовековую историю России было множество примеров, когда нам в масштабах общенародном пытались навязать тот или иной чуждый православному духу формат.

В XIII веке на этом поприще отметились, например, тевтонские и ливонские рыцари, которые несли «невежественным схизматикам», то есть нам, истинную, как они считали, католическую веру, но бесславно канули в водах Чудского озера.

Затем, уже в XV веке, возвратившись с Ферраро-Флорентийского собора на Московскую кафедру, митрополит Исидор вознамерился сменить в общенародном масштабе веру православную на униатскую ересь, но был с позором изгнан из России.

В начале XVII века Россия пережила жестокую смуту «под шумок» которой потерявшие совесть бояре призвали на царство польского королевича Владислава IV и только народное ополчение, вдохновленное воззваниями патриарха Ермогена, положило конец этой очередной католической экспансии.

Но то всё были примеры более-менее быстрого и счастливого обличения ложных форматов и отвержения их с решимостью. Увы, были и другие примеры, более «успешные» в смысле их внедрения, и повлекшие долгосрочные последствия в общероссийском масштабе. Первый очевидный пример — это широкие и необдуманные церковные реформы Петра I, которые привели к упразднению патриаршества, массовому закрытию монастырей и внедрению Европейских стандартов в сфере просвещения и образования, в том числе и Церковного, что растянулось на два столетия и не могло, конечно, не сказаться на общем духовном и нравственном состоянии народа.

Апофеозом этого затянувшегося периода «окультуривания» стали революционные события начала XX века и последовавшие за ним катастрофическое крушение Русского мира со всем его мировоззрением и укладом.

Едва сохраняя остатки самобытности, мы прожили в навязанном нам «безбожно-социалистическом формате» семьдесят лет.

Первый приходящий на память пример, иллюстрирующий горькие плоды того пленения, — это картинка из печально известного всем тридцать седьмого года, когда с трибуны пламенный и страстный оратор срывающимся от гнева голосом призывал «расстрелять как бешеных собак» совершенно, в общем-то неизвестных ему и незнакомых людей и… зал взрывался аплодисментами. И большинство людей в этом зале были уверены, что они действуют по собственной воле, выражают полное одобрение озвученной истине и участвуют в благом деле. Но, кажется, если бы дать каждому из них остыть, отвести в сторонку, рассказать о жизни тех, кого он призывал сейчас расстрелять, — человек здравомыслящий просто ужаснулся бы от осознания, что он реально только что участвовал в подписании смертного приговора совершенно ему незнакомым и порядочным людям.

Другой, поразивший меня пример из того же ряда. Живя в Симферополе и наблюдая за мирным течением нынешней жизни, я с ужасом думаю иногда о том, какая сила владела моим городом, умами его руководства, жителей, в каком информационном плену они пребывали (вероятно, считая себя свободными гражданами свободной страны) когда ночью 14 марта 1938 году в Симферопольской тюрьме были расстреляны 13 инокинь упраздненных Косьмо-Даминиановского и Топловского монастырей только за то, что они посмели собираться на частной квартире и совершать совместно молитвенное правило. И это ведь не сказки какие-то, а реальный морок «навязанного формата», пример массовой одержимости, подчиненности некой парадигме, которая «в рабочем режиме» допускает расстрел в тюрьме ни в чем неповинных женщин, некоторым из которых на момент казни исполнилось 80 лет.

Подлинные документы, свидетельствующие об этом преступлении, выложил в свое время в соцсетях крымский историк Андрей Владимирович Валякин. За что ему сердечная благодарность и земной поклон! Присоединяясь к его пожеланию, прошу молитв об упокоении убиенных инокинь:

Анисии Вжесинской, Евдокии Герасимовой, Ефросиньи Пересыпкиной, Ирины Кривко, Неофилы Евтушенко, Агафьи Капли, Анисии Рубель, Ефимии Победзинской, Елены Волошиной, Марины Середы, Пелагеи Сороки, Анны Мищенко, Марии Кожедубовой.

Топловский монастырь. Могилы невинно убиенных монахинь Топловский монастырь. Могилы невинно убиенных монахинь

Слава Богу, этот морок, молитвами сонма новомучеников, отхлынул с нашей земли, но с поднятием пресловутого «железного занавеса» пришла другая беда. Всё с того же Запада хлынули и затопили нас потоки пропаганды чуждых учений, суждений, традиций и правил. Причем на этот раз уже бесы действовали не силой, а хитростью и лукавством, так что люди в массе своей и не понимали, что происходит на самом деле и легко оказывались в плену навязанных им новых «форматов».

Первый приходящий на память пример из этой области — это нынешний формат ведения всевозможных дискуссий на нашем телевидении. Встречаются умные и компетентные, серьезные, образованные и культурные люди и… устраивают под чутким руководством ведущих такой базар, что если случайно включишь в этот момент телевизор, то не услышишь ничего, кроме невообразимого крика и ругани. Люди, вроде бы решают серьезные вопросы, но делают они это в заданной парадигме «человеческого зверинца», что само по себе весьма характерно, согласитесь. И все ведь понимают, что этот формат «ненавязчиво» нам навязан Западом, равно как и рейтинговый формат телевидения, где лучшее время достается всему самому скандальному, эпатажному и возбуждающему низменные страсти. Как говорится: бизнес, ничего личного…

Сюда же можно отнести пример рекламных вставок в серьезные и глубокие фильмы и передачи в самые неожиданные моменты, что выглядит зачастую как откровенное кощунство и насмешка (плевок в душу). Причем, если выключить звук и смотреть одну «картинку» большинства из этих реклам — то поражаешься откровенно идиотическому поведению ее персонажей. А ведь это всё влияет на сознание и даже не только молодежи, но всех вообще людей «причастных контенту», потому что действует с постоянством капли, точащей камень. Я уже не говорю о том, что этими рекламными вставками разрушается полнота и целостность не только авторского замысла, но и его восприятия зрителем.

Другой пример такого вторжения — это разрушение «воспитательного» формата нашего образования в угоду образованию «прагматическому» (при всеобщем насаждении идеологии крайнего индивидуализма, себялюбия и эгоизма). Результатом чего, во многом, стало появление в наших учебных заведениях такого немыслимого в прежней России понятия, как «стрелок», а на проходных школ и вузов вместо старых добрых техничек — вооруженных сотрудников ЧОПа, камер слежения и рамок металлодетекторов. Не хватает только колючей проволоки на заборах… А ведь мы были наследниками и хранителями замечательных традиций Макаренко и Ушинского. Где теперь это всё? Разрушено и уничтожено в угоду «новому тренду»…

Увы, источник всех этих навязываемых нам форматов один — всё более удаляющаяся от Бога и ищущая опору в «учениях человеческих» — Западная цивилизация. Можно даже сказать, что Россия в последние века стала полем экспериментов по устройству «Нового мира» и на нас более-менее успешно «обкатывают» технологии этого переустройства.

Что же нам делать?

Прежде всего, не забывать, а теперь уже правильно будет сказать — выискивать со тщанием, собирать по крупицам, исследовать и познавать то лучшее, что создала наша православная Русская культура за столетия своего существования. А ведь это богатейший мир! Изучение этого мира, исполнение лучших его замыслов и продолжение трудов наших благочестивых предков — это ли не достойная цель для каждого из нас и для общества в целом. Чтобы мы строили свою национальную и народную жизнь с «голубиной простотой» в приятии и осуществлении всего Божественного и святого, и «со змеиной мудростью» — в обличении и искоренении чуждых и разрушительных, навязываемых нам форматов «Дивного нового мира».

Редакция 2025 г.

Комментарии
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией.
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке:

Characters remaining: 4000