Крымская митрополия

Нарратив

Я задумал и начал писать этот текст пару недель назад, но вот на днях произошел скандальный случай, когда известный «социал-патриот» и писатель Захар Прилепин выложил список «вредных и опасных» людей, куда вошли руководители и сотрудники православного телеканала «Спас» и многих других православных ресурсов, обличающих пороки советской власти и ратующих за построение православно-монархической России.

По мнению Захара, традиционная православно-монархическая повестка разрушает Россию и грозит ей бедами похуже Украинских… Я не шучу, можете проверить сами. Именно так думает Захар — этот вроде бы неплохой парень, воевавший на Донбассе, незабвенно влюбленный в советскую Россию своего детства, но не способный посмотреть на советский период Российской истории в целом: отстраненно и хоть сколько-нибудь объективно, что называется, «отделяя зерна от плевел».

Справедливости ради надо сказать, что Захар, откровенно «передергивает» факты, говоря о право-радикальном национализме поименованных им лиц и ресурсов. Конечно, ничего этого нет. Речь только идет о том, что основанием, сердцевиной жизни многонациональной и полиэтничной России, несомненно, является жизнь русского народа. И утрата им собственной веры и идентичности, несомненно, чревата обессмысливанием и распадом многонационального государства.

Ну и второе, когда Захар говорит об ярой «антисоветчине», то есть о ненависти ко всему советскому русского национального движения — это, тоже откровенная ложь. Достаточно посмотреть список фильмов, идущих на канале «Спас». В основном это — советское патриотически и нравственно ориентированное кино второй половины XX века.
Тезисы Захара звучат тем более странно, что как раз не «правая», а «левая» — то есть прокоммунистическая повестка грозит реальным распадом народного единства и очередным «бессмысленным и беспощадным» бунтом, который даже русским не назовешь. Говорить об этом снова и снова понуждают встречи и беседы с бойцами разных уровней: от командиров, до простых солдат, в лексиконе которых фигурирует характерное слово «договорняк».

В их суждениях зачастую сквозит неверие в существование крепкой национально ориентированной власти и в то же время присутствует (очевидно, внушенное) мнение, что действующие власти безнадежно прогнили и «пляшут под дудку глобалистов», тайно проводят их «линию» и осуществляют их «буржуинские» планы и замыслы. В то же время настоящих патриотов и народных героев, якобы, преследуют, гнобят и сажают в тюрьмы, буквально «не дают им ничего делать». Вывод как бы тайно «подсказывается», а, прямо будет сказать, нашептывается силами разрушительными для Русской жизни: «надо менять власть, по крайней мере стремиться к этому, внутренне созревать, готовиться к перевороту, а потом — раз! — и поставить у власти проверенных, верных людей». Ничего не напоминает? Бесовские, лукавые нашептывания, уже не раз разрушавшие государственную и общественную жизнь на Руси и надолго ввергающие нас в пучину тяжких страданий, скорбей, неустроенности и раздора.

И вот что я хочу сказать в этой связи.

Больная идея все не дает нам покоя, все расстраивает нашу общую жизнь. Это идея о противостоянии «простого народа» и власти, трудящихся и «богатеев», гражданского общества и бюрократии. Разделение это в обществе существует несомненно и даже естественно и неизбежно, но ведь разделение не значит еще неприязнь и противостояние. А именно это внушает тот самый «классовый» нарратив, за которым чувствуется как бы приглушенный и подавленный, но опасный именно в своей затаенной обиде — социалистический, а шире сказать, — коммунистический реваншистский взгляд на реалии жизни и на цели и методы построения «совершенного общества».

Какая же может быть альтернатива? Однозначно: выстраивание действенных и живых коммуникаций между всеми слоями общества ради действительного улучшения духовной, нравственной и материальной жизни народа.

Причем, мы недооцениваем значение общего взгляда, духовного, умственного и сердечного на отношения власти и подчиненных, государства и гражданского общества. Как ни странно, эти отношения определяются в большей степени даже не фактами, а самим расположением воли и сердца, под которое (может быть подсознательно) подбираются уже необходимые аргументы и факты. Так что создание нужного расположения можно считать первостепенной задачей всех гуманитарных, творческих сил России.

Нужное же всем нам расположение — это отношение взаимного доверия, атмосферы соработничества и осознания духовной и культурной общности нашего народа. Но если такое отношение будет внедряться и навязываться исключительно искусственно, методами агитации и пропаганды квасного («плакатного») патриотизма — такое основание, конечно, не может считаться надежным и будет разрушено. В этом, быть может, один из важнейших уроков распада Российской государственности, дважды пережитого нами в XX веке.

Мы все, сообща, должны честно и открыто говорить о наших болезнях, проблемах и трудностях; сообща их преодолевать, искать и находить действительные точки соприкосновения, создавать единое поле соработничества в важнейшем и святом деле созидания Русской жизни на крепком основании Божественной правды, истинной веры и национальной культуры.

А действительные и горькие (страшные порой по своим последствиям) заблуждения и ошибки, присущие, несомненно, как имперскому, так и советскому периодам Русской истории, нам нужно выявлять, осознавать и изживать сообща. Но для этого нужен честный и ясный, но притом добрый и исполненный правой веры взгляд на наше прошлое, настоящее и будущее.

Тогда, искореняя худшее и сберегая, умножая лучшее, мы сможем, Богу содействующу, созидать наше Отечество не таким, каким оно видится тем или иным политическим партиям или общественным стратам, а таким, каким в благословенной целостности видит его Господь.

Комментарии
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией.
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке:

Characters remaining: 4000