«Преемственность в преподавании курса ОПКК во всех звеньях общеобразовательных учебных заведений (или чему учит семья и школа)». Анюхина И.А.
Республиканская педагогическая конференция «Семья и школа в единстве духовно-нравственного воспитания крымчан». 6 мая 2014 г. Симферополь.
«Любой закон может только наказать преступника или предотвратить явное преступление, оградить порядочных людей от действий людей с сожженной совестью, однако, не может сам по себе создать здоровый духовный и нравственный климат в обществе»
Из пасхального интервью РИА «Новости» Святейшего Патриарха Кирилла 2013г.
Некоторое время назад крымские СМИ показали и напечатали сюжет об одинадцатикласснице из Джанкойского района, которая ударила учительницу английского языка. СМИ преподнесли информацию об этом как драку в сельской школе. Я присутствовала на круглом столе, где журналистов интересовали 2 вопроса: 1- была ли драка и 2 – как наказать. Мне кажется оба вопроса не существенны. Существенных – тоже 2: 1 – как воспитывать детей так, чтобы подобных случаев просто не было и 2 – кто должен воспитывать?
Конечно, на первом месте в системе ценностей ребенка всегда была и будет находиться его семья. Замечательное подтверждение тому – стихотворение, написанное еще в 18 веке поэтом Себастьяном Брандтом «Родителям о воспитании»:
Ребенок учится тому,
Что видит у себя в дому.
Родители пример ему.
Кто при жене и детях груб,
Кому язык распутства люб,
Пусть помнит,
Что с лихвой получит
От них все то, чему их учит.
Там, где аббат не враг вина,
Вся братия пьяным - пьяна.
Не волк воспитывал овец,
Походку раку дал отец.
Коль видят нас и слышат дети,
Мы за дела свои в ответе.
И за слова: легко толкнуть
Детей на нехороший путь.
Держи в приличии свой дом,
Чтобы не каяться потом.
Но по мере взросления ребенка на протяжении 10 наиболее важных лет – лет восприятия мира и формирования отношения к нему – в его жизни одно из главных мест занимает школа. Ведь что такое образование – дословно – создание, формирование у ребенка образа человека, личности, гражданина своей страны.
Современные образовательные параметры привели к тому, что школа постепенно превращается в некий конвейер, с которого сходят уникальный, но не доработанный продукт. Почему такое сравнение? Потому что планы переполнены предметами и зачастую не нужными в жизни знаниями, и это наполнение идет за счет выхолащивания так необходимого для души сопереживания, сострадания, этических и нравственных примеров. Реально выросла опасность, о которой предупреждали еще великие русские философы, начиная с Владимира Соловьева, опасность вырождения человечества в «зверочеловечество», обусловленная тем, что рост материальных потребностей опережает рост потребностей духовных.
«В сущности, почти чудо, - говорил более полвека назад Альберт Эйнштейн, - что нынешние методы обучения еще не совсем удушили святую любознательность человека».
Вот последние данные, опубликованные в докладе вице-президента Российской академии образования Давида Фельдштейна:
- Отмечается сужение уровня развития сюжетно-ролевой игры дошкольников, что приводит к недоразвитию мотивационно - потребностной сферы ребенка, а также его воли и произвольности.
- Снизилась энергичность детей, их желание активно действовать. При этом возрос эмоциональный дискомфорт.
- Обследование познавательной сферы старших дошкольников выявило крайне низкие показатели в тех действиях детей, которые требуют внутреннего удержания правила и оперирования в плане образов. Четко фиксируется неразвитость внутреннего плана действия и сниженный уровень детской любознательности и воображения.
- Отмечается недостаточная социальная компетентность 25% детей младшего школьного возраста, их беспомощность в отношениях со сверстниками, неспособность разрешать простейшие конфликты.
- Неблагоприятной тенденцией выступает обеднение и ограничение живого, тактильного общения детей, в том числе и детей подросткового возраста, со сверстниками, рост явлений одиночества, отвержения, низкий уровень коммуникативной компетентности. Если в начале 90-х годов многие подростки отличались чувством одиночества, но при этом их тревожность стояла на 4-5 местах по силе проявления, то в 2012 году тревожность у 12-15-летних вышла на 2-е место.
- Серьезную тревогу вызывает нежелание значительной части сегодняшних школьников учиться.
- Большую группу составляют дети, для которых характерно неблагоприятное, проблемное течение психического развития в онтогенезе.
- С 2007 г. начиная, на первый план у подростков выдвигаются волевые и соматические ценностные ориентации. Наблюдается негативная динамика культурных и общественных ценностных ориентаций.
- Маркетизация и этика рынка, усиливающая ориентацию детей на потребление, а также адопция, отрывающая ребенка от культурных традиций общества.
- Маргинализация, рост девиаций. Детям ставят диагнозы, которые ранее ставили взрослым, при этом уже используются антидепрессанты для агрессивных детей.
- Сегодня умеют сострадать другим детям мальчики лишь в возрасте до 8 лет, девочки до 9-10 лет. А сорадоваться могут мальчики примерно до 7 лет, девочки же практически не умеют этого делать. В самом Детстве рухнули многие образующие его структуры, изменились отношения между детьми, в том числе заметно усложнились «горизонтальные связи».
Наличествует неблагоприятный прогноз дальнейших изменений в сфере общего психического развития и формирования личности растущего человека:
Во-первых, низкий уровень развития родительской мотивации. Сегодня дети, в том числе и подросткового возраста, которым свойственна ориентация на взрослость, не хотят взрослеть.
Во-вторых, сегодня взрослые люди стали безразличны к чужим детям.
В-третьих, главное, налицо потеря ответственности взрослого общества за детей, потеря общественного контроля и причастности Взрослого Мира к Детству. Все это происходит на фоне деградации воспитательного компонента в образовании.
Я пока не вижу другого выхода и более эффективной альтернативы, чем поддержка и повсеместное внедрение курса ОПКК, основанного на тех традиционных этических и духовно-нравственных ценностях, которые понятны и близки чистому детскому сердцу. Моим маленьким вкладом в поддержку курса является программа ОПКК для учащихся 5-7 классов общеобразовательных школ.
Важность преподавания курса ОПКК во всех звеньях школы:
Соблюдается преемственность и закрепление полученных знаний с 1 по 11 класс. Ребенок воспринимает данный предмет как один из нужных и важных предметов, которые преподаются весь период обучения – так, как, например, математика или русский язык
Учащиеся закрепляют традиции православной этики и культуры, которые становятся важной частью мировоззрения ребенка, его внутренним убеждением.
Курс ОППК опирается на исторические факты и огромное культурное наследие – литературное, архитектурное, художественное.
Происходит благотворное влияние на семью, так как члены семьи принимают, пусть и косвенное, через ребенка, но участие в обсуждении получаемых знаний, и непосредственное участие в проводимых праздниках, ярмарках, выставках и т.д.
Период 5-7 классы является переходным в жизни ребенка, потому очень важно в изучении курса православной культуры сделать акценты в сторону морально-интеллектуального развития, и основой изучения сделать историю. Не менее важен и этический раздел, который даст возможность подросткам правильно сориентироваться в нравственных коллизиях современности. В связи с проявлением у подростков тенденций к особой критичности важно сохранить у них серьезное отношение и способность искренне испытывать положительные нравственно-этические чувства при соприкосновении с образцами религиозного искусства. С этой целью организовать прослушивание записей церковных песнопений и музыки; возможна организация группы хора из одаренных детей.
Этот возрастной период крайне важен с точки зрения выстраивания траектории нравственного поведения. Подростки нуждаются в нравственных и эстетических критериях для верной ориентации. Им нужны примеры, образцы, достойные подражания. Церковная история гонений, история святых и великих деятелей предоставляет нам замечательный материал такого содержания.
Программа предусматривает возможность начала обучения как с 5-го класса, так и с любого другого возраста, что обеспечивается особенностями построения курса во взаимосвязи с предметами художественно-эстетического и естественно - научного цикла:
- так программа 5 класса - рассчитана на первое знакомство с христианской литературой, историей и традициями православия:
№ |
Разделы: |
Количество часов: |
|
Теоретическая часть |
Практическая часть |
||
Библия, ее историческое значение. |
11 |
1 |
|
История православной церкви и православной культуры. |
5 |
2 |
|
Православная церковь в Крыму. |
6 |
2 |
|
История и традиции православной культуры. |
6 |
1 |
|
|
Итого: |
28 |
6 |
- 6 класс – предусматривает более глубокое изучение истории религии, которая связана с историей Древнего мира. Желательно показать взаимосвязь светской и религиозной истории с духовно-нравственными законами развития общества, его проблемами:
№ |
Разделы: |
Количество часов: |
|
Теоретическая часть |
Практическая часть |
||
История становления и развития христианского мировоззрения. |
11 |
1 |
|
Церковные таинства. |
4 |
- |
|
Православная культура Крыма, ее особенности и значение. |
10 |
1 |
|
Крым – колыбель православия для Руси. |
4 |
3 |
|
|
Итого: |
29 |
5 |
- 7 класс – важно учитывать подростковый возраст учащихся, их взгляд на авторитеты, мнение сверстников, жажду справедливости, жажду быть понятым и принятым. В этот период важно не ограничиваться уроками в классе, а продолжить их в походах, в экскурсиях, поездках. Предпочтительны дискуссии, которые затрагивают внутренний мир ученика.
№ |
Разделы: |
Количество часов: |
|
Теоретическая часть |
Практическая часть |
||
История возникновения православия в Крыму. |
7 |
- |
|
Крымские святыни. |
5 |
6 |
|
Культурное наследие православия. |
5 |
- |
|
Православная семья. |
6 |
1 |
|
Церковные таинства. |
4 |
- |
|
|
Итого: |
27 |
7 |
В изучении данного курса предстоит решить следующие основные задачи:
- приобщить детей к нравственным устоям православной культуры и, на основе изучения текстов Библии, фактов церковной истории, примеров из жизни конкретных исторических лиц, образцов церковного и православного искусства помочь детям в раскрытии для себя лично смысла высоких нравственных ценностей православного христианства, сформировать у детей позицию неприятия циничного рационализма, жестокости, пошлости, алчности, грубости. Для этого дать детям ориентиры добра, истины, любви в образцах православной жизни на основе веры, надежды, любви; научить их быть отзывчивыми к сверстникам и старшим, развивать способность к сопереживанию, умению мирно решать конфликты
- дать представление о развитии основных направлений христианской церкви и главных мировых религий
- познакомить с историей Православной Церкви и ее ролью в жизни Крыма, Украины, способствовать формированию интереса к истории Православия, к образцам личного подвига благочестия, воспитывать любовь и уважение к Родине: ее народу, культуре, святыням.
- передать учащимся знания о Православной Церкви и православном храме, раскрыть содержание и смысл православного искусства: архитектуры, иконописи, музыки, литературы; донести до детей их смысловое и системообразующее значение, способствовать активному освоению детьми православного искусства
А о том, что современной молодежи это интересно и нужно свидетельствует тот факт, что в России вот уже 5 лет бестселлером литературы является книга архимандрита Тихона Шевкунова «Несвятые святые», растет интерес к таки произведениям, как «Бабушкины стекла» Владимира Блохина
«Какого цвета боль» Натальи Сухининой
«Фрески» Максима Яковлева
«Лето Господне» Ивана Шмелева
«Юлианна или опасные игры» Юлии Вознесенской
«Дарованный путь» Валентины Ульяновой.
Я думаю, для наших детей изучение этих произведений будет не менее полезным и важным, чем изучение на уроках литературы Даниеля Дефо, мифов древней Греции, Диккенса, Джека Лондона и т.д. Среди этой череды замечательных писателей и поэтов зарубежья скромно затерялись Пушкин и Гоголь, Некрасов и Лермонтов. А ведь мы с вами воспитываем детей другой, не западной цивилизации, в их семьях ориентир – другие ценности и приоритеты. Уроки ОПКК в какой-то мере способствуют восполнению этого пробела в знаниях учащихся и, надеюсь, найдут самый живой отклик в детских сердцах.