«Анализ состояния духовно-нравственного воспитания в современной школе» Каменецкая В.В.

 Республиканская педагогическая конференция  «Семья и школа в единстве духовно-нравственного воспитания крымчан». 6 мая 2014 г. Симферополь.

                          Уважаемые участники конференции!

            Современное общество вновь переживает период сложных долгосрочных изменений во внутренней жизни страны. Этот процесс подверг серьезному испытанию всю систему морально-нравственных устоев современного человека, в особенности негативно он повлиял на духовное развитие молодежи. Усиливается дезорганизация жизни, разрушаются сложившиеся нравственно-этические нормы и традиции семьи. Нестабильность, бедность, высокий уровень занятости родителей или безработица, неблагоприятная психологическая атмосфера пагубно влияют на воспитание детей, их нравственное развитие. Воспитательный процесс значительно осложняется криминализацией  общества. Противоречия между декларируемыми в семье ценностями  и реальным поведением родителей  порождают условия, провоцирующие воспроизводство различных форм отклоняющегося поведения детей и молодежи. Ослабление воспитательных функций образовательных учреждений также оказало негативное влияние на формирование социального опыта подрастающего поколения.

           В этих условиях  школа, обладающая богатым опытом и традициями воспитания и церковь, как наделенный наибольшим доверием (по последним социологическим опросам) социальный институт, могут и должны взять на себя заботу о нравственном облике молодых людей, помочь семье и обществу в целом предотвратить их моральную деградацию.

          Одним из вариантов выхода из сложившейся ситуации является обращение к культурному наследию нашей страны, важной составляющей частью которого является православие. Оно всегда играло большую роль в жизни  общества, благотворно воздействовало на моральный облик человека. Позитивные перемены, в  жизни нашего государства,  позволили открыто говорить о религии, сделали возможным приобщение людей к православным ценностям. Сейчас мы можем опираться на нормы законодательства Российской Федерации: Конституцию Российской Федерации, законы «Об образовании», «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», «О свободе совести и религиозных объединениях». В этих законодательных актах говориться о принципах свободы совести и вероисповедания, учете разнообразия мировоззренческих подходов в содержании образования, содействии реализации права обучающихся на свободный выбор мнений и убеждений (п. 4 ст. 14 Закона РФ «Об образовании»).

         В соответствии с этим уместно будет сказать, что одиннадцатый год в крымских  школах преподается  культурологический курс — «Основы православной культуры Крыма», который призван показать детям видение основных вопросов бытия с точки зрения православия, познакомить их с системой нравственных ценностей, а также должен способствовать их духовно-нравственному развитию.

         Процесс духовно-нравственного воспитания и развития  – это совокупность последовательных взаимодействий воспитателя и коллектива, направленных на достижение эффективности и качества педагогической деятельности и должного уровня нравственной воспитанности личности ребенка. Нравственное воспитание – это целенаправленный процесс формирования у подрастающего поколения высокого сознания, нравственных чувств и поведения в соответствии с идеалами и принципами морали.

         Главная функция нравственного воспитания состоит в том, чтобы сформировать у подрастающего поколения нравственное сознание, устойчивое нравственное поведение и нравственные чувства, соответствующие современному образу жизни, сформировать активную жизненную позицию каждого человека, привычку руководствоваться в своих поступках, действиях, отношениях чувством  долга.

         Высшим уровнем сформированности нравственного сознания являются убеждения. Они становятся регуляторами действий, поступков человека. От них зависит нравственная устойчивость личности. Убеждение характеризуется прочным усвоением системы нравственных понятий, развитостью нравственных чувств. Овладение нравственными представлениями и понятиями – длительный и сложный процесс. Нравственное сознание и поведение детей формируются в единстве – это кардинальный принцип педагогики.  Единству воспитания нравственного сознания и поведения советский педагог А.С. Макаренко придавал большое значение, считая, что детей следует вооружить теорией морали. Вместе с тем он утверждал, что воспитание привычки правильного поведения гораздо более трудное дело, чем воспитание сознания. Воспитание нравственного поведения – это формирование нравственных поступков и нравственных привычек. Поступок характеризует отношение человека к окружающей действительности. Чтобы вызвать нравственные поступки, надо создать соответствующие условия, определенным образом организовать жизнь воспитанников. Нравственная привычка – это потребность к совершению нравственных поступков. Для успешного формирования привычки необходимо, чтобы мотивы, с помощью которых детей побуждают к действиям, были значимыми, чтобы отношение к выполнению действий у ребят было эмоционально положительным и необходимым для достижения результата. 

 Личность учителя является  определяющим фактором духовно-нравственного воспитания учащихся.

    На сегодняшний день  способствовать повышению роли образования, его авторитету и влиянию на общественное мировоззрение может и должен учитель.  Словесное воспитание без сопровождения гимнастики поведения – преступный вред, - писал А. Макаренко. Поэтому, личность учителя имеет исключительно важное значение для качественного учебно-воспитательного процесса, для формирования общественной морали и мировоззрения. «Наставник молодежи должен сочетать в себе таланты духовного пастыря, квалифицированного педагога и ревностного миссионера. Кроме того, он должен вести безупречную нравственную жизнь, ведь молодое сердце чувствует любое проявление фальши», - учат духовные отцы. Каким же должен быть учитель, ориентированный  на результат? Он должен обладать  специальными знаниями  по предмету, знаниями технологий и методик обучения, готовым обучать, альтруистом; должен обладать аналитическими способностями; способным проектировать и принимать решения; коммуникабельным; обладать речевой и информационной культурой.  Все это атрибуты учителя-профессионала, помнящего, что работа ценится по результатам труда, а не по накопленной усталости, и обеспечивающего конкурентноспособность своей школы, ориентированной на  конечный результат. Но, в то же время, современный учитель – гражданин, высоконравственная личность, превращающая социально необходимые требования    общества во внутренние стимулы личности каждого ребенка, такие, как долг, честь, совесть, достоинство.   Личный пример, нормы этичного поведения, в которых концентрируются моральные, интеллектуальные, волевые, гражданские качества педагога, являются наибольшим капиталом для общественного воспитания, креативного развития. «Не словом, а делом» - под таким девизом работает городское методическое объединение учителей курса «Основы православной культуры Крыма». Личность учителя, вне зависимости от предмета, который он преподает в школе, его моральные качества являются определяющими при  выборе администрацией школы педагога для прохождения курсовой подготовки по основам православной культуры, а затем преподавания этого предмета.

   В своей работе мы, православные педагоги, равняемся  на человека, посвятившего свою жизнь духовно-нравственному служению человечеству, истинного наставника  святителя Луку (В.Ф. Войно-Ясенецкого). Блестящее определение этого светлого образа дал Митрополит Симферопольский и Крымский  Лазарь на международной научной конференции в Греции: «Человек, воплотивший в себе такую величину сострадания к людям, высочайшей меры   хирургический профессионализм, научную глубину и ширину охвата медицинских проблем, простоту любви к людям, такое бескорыстие и безмерное терпение ко всем людям, предельную строгость к себе, проникновенность к Христовой проповеди, глубину молитвенного делания, такую  преданность воле Божьей, такую беспредельную   преданность к Богу и Родине – явление воистину уникальное», и далее: «Жизнь святителя Луки – это чудо». Формула жизни нашего святителя: «Я не вправе заниматься тем, что  мне нравиться, но я обязан заниматься тем, что полезно для страдающих людей». Эта формула стала его внутренним жизненным кредо, освященным глубокой верой в Бога».

   Слово православного учителя - своего рода инструмент воздействия на воспитание личности ребенка. Именно через беседы с педагогом,  самообразование, радость постановки и достижения целей, благородный труд открываются глаза   маленького гражданина  на самое  себя. Мы призываем своих воспитанников быть правдивыми и откровенными с самим собой, ставить такую цель в жизни, для достижения которой надо  решить задачи, которые соответствуют правилам морали. 

     В связи с вышеизложенным, считаю необходимым внести предложение в итоговый документ конференции о преподавании с 2014-2015 учебного года курсов духовно-моральной направленности (в частности, «Основы православной культуры Крыма»), во всех образовательных организациях Республики Крым, в различных формах: курс по выбору, факультатив, кружки, классные часы, родительские лектории и др. Тем более, что на нашей конференции уже упоминалось о том, что в Республике Крым усилиями православных педагогов создано качественное программное обеспечение этого курса.  Необходимо также создать систему преемственности православного воспитания детей «Детский сад – школа».

Спасибо за внимание. 

Методист СГМЦ по социально-гуманитарным дисциплинам

В.В. Каменецкая

 

ЕПАРХИАЛЬНЫЙ МАГАЗИН
православная литература, церковная утварь, облачения и пр. 
9:00 - 16:00

 Республика Крым, 295011, г. Симферополь,

ул. Героев Аджимушкая, 9/11

 

Яндекс.Метрика