конференции

«Преемственность в преподавании курса ОПКК во всех звеньях общеобразовательных учебных заведений (или чему учит семья и школа)». Анюхина И.А.

Автор: Админ вкл. . Опубликовано в конференции

Республиканская педагогическая конференция  «Семья и школа в единстве духовно-нравственного воспитания крымчан». 6 мая 2014 г. Симферополь.

           «Любой закон может только наказать преступника или предотвратить явное преступление, оградить порядочных людей от действий людей с сожженной совестью, однако, не может сам по себе создать здоровый духовный и нравственный климат в обществе»
Из пасхального интервью РИА «Новости» Святейшего Патриарха Кирилла 2013г.

Некоторое время назад крымские СМИ  показали и напечатали  сюжет об одинадцатикласснице из Джанкойского района, которая ударила учительницу английского языка. СМИ преподнесли информацию об этом как драку в сельской школе.  Я присутствовала на круглом столе, где журналистов интересовали 2 вопроса: 1- была ли драка  и 2 – как наказать. Мне кажется оба вопроса не существенны. Существенных – тоже 2: 1 – как воспитывать детей так, чтобы подобных случаев просто не было и 2 – кто должен воспитывать?

             Конечно, на первом месте в системе ценностей ребенка всегда была и будет находиться его семья. Замечательное подтверждение тому – стихотворение, написанное еще в 18 веке поэтом Себастьяном  Брандтом «Родителям о воспитании»:

Ребенок учится тому,
Что видит у себя в дому.
Родители пример ему.
Кто при жене и детях груб,
Кому язык распутства люб,
Пусть помнит,
Что с лихвой получит
От них все то, чему их учит.
Там, где аббат не враг вина,
Вся братия пьяным - пьяна.
Не волк воспитывал овец,
Походку раку дал отец.
Коль видят нас и слышат дети,
Мы за дела свои в ответе.
И за слова: легко толкнуть
Детей на нехороший путь.
Держи в приличии свой дом,
Чтобы не каяться потом.

                 Но по мере взросления ребенка на протяжении 10 наиболее важных лет – лет восприятия мира и формирования отношения к нему – в его жизни одно из главных мест занимает школа.  Ведь что такое образование – дословно – создание, формирование у ребенка образа человека, личности, гражданина своей страны.

Современные образовательные параметры привели к тому, что школа постепенно превращается в некий конвейер, с которого сходят уникальный, но не доработанный  продукт. Почему такое сравнение? Потому что планы переполнены предметами и зачастую не нужными в жизни знаниями, и  это наполнение идет за счет выхолащивания так необходимого для души сопереживания, сострадания, этических и нравственных примеров.  Реально выросла опасность, о которой предупреждали еще великие русские философы, начиная с Владимира Соловьева, опасность вырождения человечества в «зверочеловечество», обусловленная тем, что рост материальных потребностей опережает рост потребностей духовных. 
«В сущности, почти чудо, - говорил более  полвека назад Альберт Эйнштейн, - что нынешние методы обучения еще не совсем удушили святую любознательность человека». 

Вот последние данные, опубликованные  в  докладе  вице-президента Российской академии образования Давида Фельдштейна:

  1.      Отмечается сужение уровня развития сюжетно-ролевой игры дошкольников, что приводит к недоразвитию мотивационно - потребностной сферы ребенка, а также его воли и произвольности.
  2.      Снизилась энергичность детей, их желание активно действовать. При этом возрос эмоциональный дискомфорт.
  3.       Обследование познавательной сферы старших дошкольников выявило крайне низкие показатели в тех действиях детей, которые требуют внутреннего удержания правила и оперирования в плане образов. Четко фиксируется неразвитость внутреннего плана действия и сниженный уровень детской любознательности и воображения. 
  4.      Отмечается недостаточная социальная компетентность 25% детей младшего школьного возраста, их беспомощность в отношениях со сверстниками, неспособность разрешать простейшие конфликты. 
  5.      Неблагоприятной тенденцией выступает обеднение и ограничение живого, тактильного общения детей, в том числе и детей подросткового возраста, со сверстниками, рост явлений одиночества, отвержения, низкий уровень коммуникативной компетентности. Если в начале 90-х годов многие подростки отличались чувством одиночества, но при этом их тревожность стояла на 4-5 местах по силе проявления, то в 2012 году тревожность у 12-15-летних вышла на 2-е место.
  6.       Серьезную тревогу вызывает нежелание значительной части сегодняшних школьников учиться.
  7.       Большую группу составляют дети, для которых характерно неблагоприятное, проблемное течение психического развития в онтогенезе.
  8.      С 2007 г. начиная, на первый план у подростков выдвигаются волевые и соматические ценностные ориентации. Наблюдается негативная динамика культурных и общественных ценностных ориентаций.
  9.      Маркетизация и этика рынка, усиливающая ориентацию детей на потребление, а также адопция, отрывающая ребенка от культурных традиций общества.
  10.                        Маргинализация, рост девиаций. Детям ставят диагнозы, которые ранее ставили взрослым, при этом уже используются  антидепрессанты для агрессивных детей.
  11.                        Сегодня умеют сострадать другим детям мальчики лишь в возрасте до 8 лет, девочки до 9-10 лет. А сорадоваться могут мальчики примерно до 7 лет, девочки же практически не умеют этого делать. В самом Детстве рухнули многие образующие его структуры, изменились отношения между детьми, в том числе заметно усложнились «горизонтальные связи».  

                     Наличествует неблагоприятный прогноз дальнейших изменений в сфере общего психического развития и формирования личности растущего человека:

Во-первых, низкий уровень развития родительской мотивации. Сегодня дети, в том числе и подросткового возраста, которым свойственна ориентация на взрослость, не хотят взрослеть. 

Во-вторых, сегодня взрослые люди стали безразличны к чужим детям. 

В-третьих, главное, налицо потеря ответственности взрослого общества за детей, потеря общественного контроля и причастности Взрослого Мира к Детству. Все это происходит на фоне деградации воспитательного компонента в образовании. 

Я пока не вижу другого выхода и более эффективной альтернативы, чем поддержка и повсеместное внедрение курса ОПКК, основанного на тех традиционных этических и духовно-нравственных ценностях, которые понятны и близки чистому детскому сердцу. Моим маленьким вкладом в поддержку курса является программа ОПКК для учащихся 5-7 классов общеобразовательных школ.

Важность преподавания курса ОПКК во всех звеньях школы:

—  Соблюдается преемственность и закрепление полученных знаний с 1 по 11 класс. Ребенок воспринимает данный предмет как один из нужных и важных предметов, которые преподаются весь период обучения – так, как, например, математика или русский язык

—  Учащиеся закрепляют традиции православной этики и культуры, которые становятся важной частью мировоззрения ребенка, его внутренним убеждением.

—  Курс ОППК опирается на исторические факты и огромное культурное наследие – литературное, архитектурное, художественное.

—  Происходит благотворное влияние на семью, так как члены семьи принимают, пусть и косвенное, через ребенка, но участие в обсуждении получаемых знаний, и непосредственное участие в проводимых праздниках, ярмарках, выставках и т.д.

 

                   Период 5-7 классы является переходным в жизни ребенка, потому очень важно в изучении курса православной культуры сделать акценты в сторону морально-интеллектуального развития, и основой изучения сделать историю. Не менее важен и этический раздел, который даст возможность подросткам правильно сориентироваться в нравственных коллизиях современности. В связи с проявлением у подростков тенденций к особой критичности важно сохранить у них серьезное отношение и способность искренне испытывать положительные нравственно-этические чувства при соприкосновении с образцами религиозного искусства. С этой целью организовать прослушивание записей церковных песнопений и музыки; возможна организация группы хора из одаренных детей.

Этот возрастной период крайне важен с точки зрения выстраивания траектории нравственного поведения. Подростки нуждаются в нравственных и эстетических критериях для верной ориентации. Им нужны примеры, образцы, достойные подражания. Церковная история гонений, история святых и великих деятелей предоставляет нам замечательный материал такого содержания.

                  Программа предусматривает возможность начала обучения как с 5-го класса, так и с любого другого возраста, что обеспечивается особенностями построения  курса во взаимосвязи с предметами художественно-эстетического и естественно - научного цикла:

- так программа 5 класса  -  рассчитана на первое знакомство с христианской литературой, историей и традициями православия: 

Разделы:

Количество часов:

Теоретическая часть

Практическая часть

 

Библия, ее историческое значение.

11

1

 

История православной церкви и православной культуры.

5

2

 

Православная церковь в Крыму.

6

2

 

История и традиции православной культуры.

6

1

 

Итого:

28

6

 

- 6 класс – предусматривает более глубокое изучение истории религии, которая связана с историей Древнего мира. Желательно  показать взаимосвязь светской и религиозной истории с духовно-нравственными законами развития общества, его проблемами:

Разделы:

Количество часов:

Теоретическая часть

Практическая часть

 

История становления и развития христианского мировоззрения.

11

1

 

Церковные таинства.

4

-

 

Православная культура Крыма, ее особенности и значение.

10

1

 

Крым – колыбель православия для Руси.

4

3

 

Итого:

29

5

 

 

- 7 класс – важно учитывать подростковый возраст учащихся, их взгляд на авторитеты, мнение сверстников, жажду справедливости, жажду быть понятым и принятым. В этот период важно не ограничиваться уроками в классе, а продолжить их в походах, в экскурсиях, поездках. Предпочтительны дискуссии, которые затрагивают внутренний мир ученика.

Разделы:

Количество часов:

Теоретическая часть

Практическая часть

 

История  возникновения православия в Крыму.

7

-

 

Крымские святыни.

5

6

 

Культурное наследие православия.

5

-

 

Православная семья.

6

1

 

Церковные таинства.

4

-

 

Итого:

27

7

 

 В изучении данного  курса    предстоит решить   следующие основные  задачи:

  •         приобщить детей к нравственным устоям православной культуры и, на основе изучения текстов Библии, фактов церковной истории, примеров из жизни конкретных исторических лиц, образцов церковного и православного искусства помочь детям в раскрытии для себя лично смысла высоких нравственных ценностей православного христианства, сформировать у детей позицию неприятия циничного рационализма, жестокости, пошлости, алчности, грубости. Для этого дать детям ориентиры добра, истины, любви в образцах православной жизни на основе веры, надежды, любви; научить их быть отзывчивыми к сверстникам и старшим, развивать способность к сопереживанию, умению мирно решать конфликты
  •         дать представление о развитии основных направлений христианской церкви и главных мировых религий
  •         познакомить с  историей Православной Церкви и ее ролью в жизни Крыма, Украины, способствовать формированию интереса к истории Православия, к образцам личного подвига благочестия, воспитывать любовь и уважение к Родине: ее народу, культуре, святыням.
  •         передать учащимся  знания о Православной Церкви и православном храме, раскрыть содержание и смысл православного искусства: архитектуры, иконописи, музыки, литературы; донести до детей их смысловое и системообразующее значение, способствовать активному освоению детьми православного искусства

 А о том, что современной молодежи это интересно и нужно свидетельствует тот факт, что в России вот уже 5 лет бестселлером литературы является книга архимандрита Тихона Шевкунова «Несвятые святые», растет интерес к таки произведениям, как «Бабушкины стекла» Владимира Блохина

«Какого цвета боль» Натальи Сухининой

«Фрески» Максима Яковлева

«Лето Господне» Ивана Шмелева

«Юлианна или опасные игры» Юлии Вознесенской

«Дарованный путь» Валентины Ульяновой.

Я думаю, для наших детей изучение этих произведений будет не менее   полезным и важным, чем изучение на уроках литературы  Даниеля Дефо, мифов древней Греции, Диккенса, Джека Лондона и т.д. Среди этой череды замечательных писателей и поэтов зарубежья скромно затерялись Пушкин и Гоголь, Некрасов и Лермонтов. А ведь мы с вами воспитываем детей другой, не западной цивилизации, в их семьях ориентир – другие ценности и приоритеты. Уроки ОПКК в какой-то мере способствуют восполнению этого пробела в знаниях учащихся и, надеюсь, найдут самый живой отклик в детских сердцах. 

«Анализ состояния духовно-нравственного воспитания в современной школе» Каменецкая В.В.

Автор: Админ вкл. . Опубликовано в конференции

 Республиканская педагогическая конференция  «Семья и школа в единстве духовно-нравственного воспитания крымчан». 6 мая 2014 г. Симферополь.

                          Уважаемые участники конференции!

            Современное общество вновь переживает период сложных долгосрочных изменений во внутренней жизни страны. Этот процесс подверг серьезному испытанию всю систему морально-нравственных устоев современного человека, в особенности негативно он повлиял на духовное развитие молодежи. Усиливается дезорганизация жизни, разрушаются сложившиеся нравственно-этические нормы и традиции семьи. Нестабильность, бедность, высокий уровень занятости родителей или безработица, неблагоприятная психологическая атмосфера пагубно влияют на воспитание детей, их нравственное развитие. Воспитательный процесс значительно осложняется криминализацией  общества. Противоречия между декларируемыми в семье ценностями  и реальным поведением родителей  порождают условия, провоцирующие воспроизводство различных форм отклоняющегося поведения детей и молодежи. Ослабление воспитательных функций образовательных учреждений также оказало негативное влияние на формирование социального опыта подрастающего поколения.

           В этих условиях  школа, обладающая богатым опытом и традициями воспитания и церковь, как наделенный наибольшим доверием (по последним социологическим опросам) социальный институт, могут и должны взять на себя заботу о нравственном облике молодых людей, помочь семье и обществу в целом предотвратить их моральную деградацию.

          Одним из вариантов выхода из сложившейся ситуации является обращение к культурному наследию нашей страны, важной составляющей частью которого является православие. Оно всегда играло большую роль в жизни  общества, благотворно воздействовало на моральный облик человека. Позитивные перемены, в  жизни нашего государства,  позволили открыто говорить о религии, сделали возможным приобщение людей к православным ценностям. Сейчас мы можем опираться на нормы законодательства Российской Федерации: Конституцию Российской Федерации, законы «Об образовании», «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», «О свободе совести и религиозных объединениях». В этих законодательных актах говориться о принципах свободы совести и вероисповедания, учете разнообразия мировоззренческих подходов в содержании образования, содействии реализации права обучающихся на свободный выбор мнений и убеждений (п. 4 ст. 14 Закона РФ «Об образовании»).

         В соответствии с этим уместно будет сказать, что одиннадцатый год в крымских  школах преподается  культурологический курс — «Основы православной культуры Крыма», который призван показать детям видение основных вопросов бытия с точки зрения православия, познакомить их с системой нравственных ценностей, а также должен способствовать их духовно-нравственному развитию.

         Процесс духовно-нравственного воспитания и развития  – это совокупность последовательных взаимодействий воспитателя и коллектива, направленных на достижение эффективности и качества педагогической деятельности и должного уровня нравственной воспитанности личности ребенка. Нравственное воспитание – это целенаправленный процесс формирования у подрастающего поколения высокого сознания, нравственных чувств и поведения в соответствии с идеалами и принципами морали.

         Главная функция нравственного воспитания состоит в том, чтобы сформировать у подрастающего поколения нравственное сознание, устойчивое нравственное поведение и нравственные чувства, соответствующие современному образу жизни, сформировать активную жизненную позицию каждого человека, привычку руководствоваться в своих поступках, действиях, отношениях чувством  долга.

         Высшим уровнем сформированности нравственного сознания являются убеждения. Они становятся регуляторами действий, поступков человека. От них зависит нравственная устойчивость личности. Убеждение характеризуется прочным усвоением системы нравственных понятий, развитостью нравственных чувств. Овладение нравственными представлениями и понятиями – длительный и сложный процесс. Нравственное сознание и поведение детей формируются в единстве – это кардинальный принцип педагогики.  Единству воспитания нравственного сознания и поведения советский педагог А.С. Макаренко придавал большое значение, считая, что детей следует вооружить теорией морали. Вместе с тем он утверждал, что воспитание привычки правильного поведения гораздо более трудное дело, чем воспитание сознания. Воспитание нравственного поведения – это формирование нравственных поступков и нравственных привычек. Поступок характеризует отношение человека к окружающей действительности. Чтобы вызвать нравственные поступки, надо создать соответствующие условия, определенным образом организовать жизнь воспитанников. Нравственная привычка – это потребность к совершению нравственных поступков. Для успешного формирования привычки необходимо, чтобы мотивы, с помощью которых детей побуждают к действиям, были значимыми, чтобы отношение к выполнению действий у ребят было эмоционально положительным и необходимым для достижения результата. 

 Личность учителя является  определяющим фактором духовно-нравственного воспитания учащихся.

    На сегодняшний день  способствовать повышению роли образования, его авторитету и влиянию на общественное мировоззрение может и должен учитель.  Словесное воспитание без сопровождения гимнастики поведения – преступный вред, - писал А. Макаренко. Поэтому, личность учителя имеет исключительно важное значение для качественного учебно-воспитательного процесса, для формирования общественной морали и мировоззрения. «Наставник молодежи должен сочетать в себе таланты духовного пастыря, квалифицированного педагога и ревностного миссионера. Кроме того, он должен вести безупречную нравственную жизнь, ведь молодое сердце чувствует любое проявление фальши», - учат духовные отцы. Каким же должен быть учитель, ориентированный  на результат? Он должен обладать  специальными знаниями  по предмету, знаниями технологий и методик обучения, готовым обучать, альтруистом; должен обладать аналитическими способностями; способным проектировать и принимать решения; коммуникабельным; обладать речевой и информационной культурой.  Все это атрибуты учителя-профессионала, помнящего, что работа ценится по результатам труда, а не по накопленной усталости, и обеспечивающего конкурентноспособность своей школы, ориентированной на  конечный результат. Но, в то же время, современный учитель – гражданин, высоконравственная личность, превращающая социально необходимые требования    общества во внутренние стимулы личности каждого ребенка, такие, как долг, честь, совесть, достоинство.   Личный пример, нормы этичного поведения, в которых концентрируются моральные, интеллектуальные, волевые, гражданские качества педагога, являются наибольшим капиталом для общественного воспитания, креативного развития. «Не словом, а делом» - под таким девизом работает городское методическое объединение учителей курса «Основы православной культуры Крыма». Личность учителя, вне зависимости от предмета, который он преподает в школе, его моральные качества являются определяющими при  выборе администрацией школы педагога для прохождения курсовой подготовки по основам православной культуры, а затем преподавания этого предмета.

   В своей работе мы, православные педагоги, равняемся  на человека, посвятившего свою жизнь духовно-нравственному служению человечеству, истинного наставника  святителя Луку (В.Ф. Войно-Ясенецкого). Блестящее определение этого светлого образа дал Митрополит Симферопольский и Крымский  Лазарь на международной научной конференции в Греции: «Человек, воплотивший в себе такую величину сострадания к людям, высочайшей меры   хирургический профессионализм, научную глубину и ширину охвата медицинских проблем, простоту любви к людям, такое бескорыстие и безмерное терпение ко всем людям, предельную строгость к себе, проникновенность к Христовой проповеди, глубину молитвенного делания, такую  преданность воле Божьей, такую беспредельную   преданность к Богу и Родине – явление воистину уникальное», и далее: «Жизнь святителя Луки – это чудо». Формула жизни нашего святителя: «Я не вправе заниматься тем, что  мне нравиться, но я обязан заниматься тем, что полезно для страдающих людей». Эта формула стала его внутренним жизненным кредо, освященным глубокой верой в Бога».

   Слово православного учителя - своего рода инструмент воздействия на воспитание личности ребенка. Именно через беседы с педагогом,  самообразование, радость постановки и достижения целей, благородный труд открываются глаза   маленького гражданина  на самое  себя. Мы призываем своих воспитанников быть правдивыми и откровенными с самим собой, ставить такую цель в жизни, для достижения которой надо  решить задачи, которые соответствуют правилам морали. 

     В связи с вышеизложенным, считаю необходимым внести предложение в итоговый документ конференции о преподавании с 2014-2015 учебного года курсов духовно-моральной направленности (в частности, «Основы православной культуры Крыма»), во всех образовательных организациях Республики Крым, в различных формах: курс по выбору, факультатив, кружки, классные часы, родительские лектории и др. Тем более, что на нашей конференции уже упоминалось о том, что в Республике Крым усилиями православных педагогов создано качественное программное обеспечение этого курса.  Необходимо также создать систему преемственности православного воспитания детей «Детский сад – школа».

Спасибо за внимание. 

Методист СГМЦ по социально-гуманитарным дисциплинам

В.В. Каменецкая