Крымская митрополия

Война смыслов

На днях произошло важное, по крайней мере для малой части симферопольцев, событие. В кинотеатре «Спартак» состоялся предпремьерный показ фильма «Мумия» (не путать с голливудским блокбастером). В этом фильме телеканал «Спас», поднимает в который раз тему необходимости захоронения трупа Ленина, а в более широком смысле: тему осознания русским народом своей духовной, культурной и исторической идентичности.

И вот мы — человек пятьдесят православных, посмотрев этот фильм, под чутким руководством авторитетных экспертов, принялись обсуждать эту тему… Я не буду сейчас расписывать подробности этого обсуждения, только коротко скажу вот о чем.

Прежде всего, при самом просмотре фильма возникла четкая аналогия… Вот когда доводилось общаться с лютыми сектантами вроде свидетелей Иеговы… всегда было такое ощущение, как будто влез в электрический шкаф с напряжением хоть и недостаточным чтобы тебя убить, но достаточным, чтобы доставить немало неприятных минут. Такое отчетливо инфернальное «силовое поле». Вот то же самое можно сказать и о теме сохранения «коммунистической традиции», о которой трубят все верные ленинцы. Сама эта идеология продолжает сопротивляться истине с очевидной и поистине бесовской энергией. Но главное даже не это…

Послушайте… пока мы, взрослые дяденьки и тетеньки, обсуждаем с умным видом, как нам, православным, уживаться с коммунистическим зловерием — молодежь наша попросту живет в ином мире. И надо признать, что абсолютному большинству молодых просто «по барабану» что там происходит с выносом (или не выносом) Ленина из мавзолея… да многие из них, увы, и понятия не имеют кто такой Ленин, равно как государь Николай II, Александр Суворов или Кутузов… Понятия не имеют, потому что им это не интересно, а интересно то, что за последние лет сорок нам ловко нахлобучила на голову и глаза неолиберальная идеология с ее агрессивной и навязчивой пропагандой общества потребления с его гедоническим разнообразием. И легкость, скорость этого порабощения не удивляет, потому что это вполне сообразно с сутью падшего мира, где всё греховное, больное, разрушающее как бы случается «само собой» и «идет как по маслу», а всё по-настоящему доброе приходится прививать и взращивать терпеливо день за днем и с большим трудом.

И вот, когда я зашел в кинотеатр «Спартак» (в котором не был давно, а заходил частенько лет так сорок назад…) первая мысль, которая пришла в голову была: «Нас оккупировали».
Потому что все те картинки вокруг (на экранах и постерах)… все те мультяшные монстры… гуттаперчевые супергерои… все эти кислотно яркие цвета… все те мелькающие бессмысленные образы… призванные схватить тебя за шкирку и не отпускать, пока ты не съешь свое ведерко попкорна… всё то, что на профессиональном языке называют «монтаж аттракционов» — все это вообще не имеет отношения ни к культуре, ни нравственности, ни к добру, ни к поиску смыслов… ни к России, собственно. Зато имеет одну и очевидную цель — «срубить бабла». И здесь в ход идет всё: даже пресловутое добро и нравственность и героизм с патриотизмом… да что угодно… но только в усеченно-стерилизованном виде и в той обертке, в которой всё это можно продать с профицитом. И… просто такова жизнь… какой мы ей позволили быть. То есть жизнь в оккупации при полном уже почти отсутствии осознания самого факта пленения, а, стало быть и при полном отсутствии сопротивления.

Больше того, тот самый «дивный новый мир» в котором живет наша молодежь, мир «обожествленных пороков» как обморок, случившийся наяву и исхитивший целые поколения, изъявший их из области всего святого, подлинного и доброго, — всё это и есть прямое наследие духовного и культурного, исторического разложения Запада и даже прямое наследие того самого нигилизма, из которого вышел русский социализм с его псевдовысоким пафосом справедливости и равноправия…

Неслучайно еще в XIX веке наши классики, глубоко зревшие в корень, называли все тогдашние революционные начинания — либеральными (независимо от того, социальная или гедонистическая концепция лежит в их основе). Так уже в 1871-м году Н. С. Лесков говорит о либеральной губернаторше (!) которая сетует, что женщины-де сами виноваты в своем уничижении, потому что «сами себе рожают угнетателей» (то есть мужчин). Эта «прогрессивная дама» мечтает о том времени, когда дети будут приготовляться в ретортах, причем «какого нужно пола или совсем бесполые». Изумительно, правда?!.. А либеральный социалист и революционер Верховенский у Ф. М. Достоевского прямо говорит: «В сущности наше учение есть отрицание чести, и откровенным правом на бесчестье всего легче русского человека за собой увлечь можно».

В общем, полная синергия…

Потому что в основе всех учений коммунистической или либеральной направленности, при всех их кажущейся разнице лежит стремление к свободе от Бога, от христианской системы духовно-нравственных ценностей, стремление «опрокинуть» христианство и на его месте водворить что угодно, но только без любви к Богу и соблюдения заповедей Его. И здесь уже одинаково сгодится как мечта о коллективном суровом рае «честных тружеников» или позорная вольница растленных грехами и погрязших в пороках — сластолюбцев и эгоистов. Цель, повторюсь, одна: лишить человека самого главного — осознания высоты его Божественного призвания.

Послушайте, это серьезно… Мы почти утратили духовно-нравственные компетенции в области культуры и искусства; того, чем действительно была сильна и славна Россия в мировом масштабе. Ушли, канули в лету целые школы, десятилетиями складывавшиеся у нас в области литературы… музыки… живописи… театрального и кино искусства… Ушли, оставив наследие, но не наследников — великие личности и на их место пришли… неплохие парни и девчата, которые в лучшем случае, любят Родину… И на том спасибо. Но этого мало, увы, чтобы создать действительно великие фильмы и книги, великую музыку и картины. Для этого нужна именно школа, которая из огромной массы честных, порядочных и трудолюбивых людей, могла бы выделить, как крупицы золота, самых талантливых и воспитать, выпестовать из них великие личности, славящие Бога и благовествующие правду Его в любезном своем Отечестве.
И не надо меня сейчас «ловить» на слове и «тыкать носом» в величие советской школы. Эта школа, в широком смысле, создавалась не благодаря, а вопреки непрерывной борьбе с ней советской номенклатуры. Эта школа корнями своими, несомненно, уходит в сложную и неистребимо-богатую, живую историю христианской Руси.

И к возрождению этой школы нам надо, конечно, стремиться. Стремиться со всей серьезностью и усилием воли, потому что расслабленность и жизнь «абы как», работа «спустя рукава» в важнейших названных областях — не принесут нам желаемого результата. Нам действительно, как народу в целом, нужна духовно-нравственная, культурная мобилизация. И пока мы это не поймем — увы, будем всё более поглощаемы и покоряемы, оккупируемы тем самым «коллективным Западом», о котором так много говорим. И речь идет уже не ракетах и танках и даже уже не о «войне дронов», а о куда более опасной войне — о войне смыслов, в который мы пока, увы, по факту проигрываем.

К слову, площадь наша главная, Красная не потому называется «Красной», что стены ее сложены из красного кирпича, а потому что она призвана напоминать о высшей, Божественной красоте, лежащей в основе жизни нашего Отечества, о той красоте, которая спасает мир и к которой устремлен дух и сердце русского человека. И, понятно, в этом сердце нет и не может быть места богопротивным идолам.

И если тело Ленина вынесут когда-нибудь из мавзолея, а сам мавзолей уберут с Красной площади, то произойдет это только тогда, когда народ наш в основе своей действительно станет русским и православным. Это, конечно, завит от воли Божией, но и от нас самих. Воля Божия есть, слово за нами…

И если ставить вопрос классически: что делать? — ответ очевиден: на всех уровнях законодательной и исполнительной власти… посредством всех возможных площадей и площадок… органов пропаганды и медийных ресурсов — мы должны не просто кое-как или лубочно, квасно, кондово, а со всей глубиной и серьезностью, со всей ответственностью и полнотой — раскрывать и показывать непостижимое величие и духовно-нравственную высоту, красоту Русского мира, в основании которого лежит Божья благодать, Божье благословение, православная вера и многовековое культурное, деятельное осмысление ее нашим народом.

И пока мы не осознаем всю полноту и серьезность предъявленного нам вызова, всю тотальную глубину пленения и оккупации в которой мы оказались, так и будет всё тянуться — слабым каким-то немощным бормотанием в ответ на инфернальное сетевое трубление; робким течением посреди океана затопившей нас наглости, хищности, лжи и лукавства.

Пора нам проснуться, и, условно говоря, противопоставить мороку Западной пропаганды не немощные какие-то и робкие потуги, а действительно мощное и убедительное в самой своей красоте и правде — благовестие и проповедь о правде, мире и красоте Божественной жизни.

Унывать не будем! Будем бодрствовать и молиться, и созидать каждый на своем месте тот самый Русский мир, который призван и может действительно предоставить убедительную и мощную альтернативу Западному всепоглощающему безумию.

Да благословит и укрепит нас Господь!

Комментарии
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией.
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке:

Characters remaining: 4000