Крымская митрополия

Благое неверие

Как-то пришел человек.

— Мне бы, — говорит, — собачку отпеть. Так я к ней привязался, просто сил нет…

Я, сочувствуя, объясняю, что собачку «отпеть» никак невозможно…

— Жаль, говорит, очень жаль. Тяжело одному на свете, да вот еще и с женой развелся…

— Что так?

— Так она же все время скандалила, а таким как я гневаться никак нельзя, потому, что последствия могут быть ужасные… причем для всего мира…

— Вот как… А «таким как я» — это кому?

— Так я ведь, батюшка, с солнца прилетел…

— А-а… с самого значит?

— Ну, да… В начале, конечно, крылья были, ну, а потом пришлось отказаться от них. Неудобно, знаете ли…

И все это без тени иронии, без безумного блеска в глазах. Со стороны взглянуть — обычная беседа. И одет мужичок вполне прилично, в руке барсетка — современный, деловой человек.

— Простите, — интересуюсь деликатно, — а Вы на учете не состоите нигде?..

Он усмехнулся печально:

— Ну, и вы, я вижу не верите мне, а зря… Столько работы, а никто помогать не хочет… Мы вот когда с ним сидели за столом, на кухне, я так прямо и сказал: «Надо же, — говорю, — что-то делать, так дальше нельзя, посмотри, куда мир катится!..»

Опять перебиваю осторожно:

— А с «ним» — это, простите, с кем?

— Смотрит на меня с укоризной: как же я — священник и не догадался?!

— Ну как с кем… со Христом, конечно…

***

Вы скажете: «больной человек», и будете правы потому, что здоровый человек не может говорить такие вещи, но, сколько же людей доходит до такого безумия добровольно! Сколько бед случается в мире оттого, что все приходящие в голову мысли люди, считают своими, да ещё и увлекаются «любопытнейшими» из них!

В советское время нам представляли бесов в виде сказочных персонажей: чертиков с рогами и копытами. Одно слово — «сказка».

Но реальность куда страшнее. И бесы вовсе не спешат себя обнаруживать. Напротив, чаще всего они посещают нас под видом «наших» собственных мыслей, желаний и чувств. Человек не осознаёт появление в душе греховного помысла, принимает его за «свой» и таким образом сочетается с бесом. Потом доверие к греховным помыслам входит в привычку, становится нормой, человек перестает владеть собой, совершает разрушительные и бессмысленные поступки…

Такое пленение, рабство греху называется «страстью», то есть страданием, потому, что последствия этого плена всегда мучительны, грех всегда влечет человека к страданиям и смерти. Можно с уверенностью сказать, что в основе самых безумных и страшных преступлений всегда лежит доверие «собственным помыслам».

Помните присловье: «Лучше ужасный конец, чем ужас без конца»? Вот уж воистину шутка, в которой доля шутки ничтожно мала. Потому, что в духовной жизни «ужасный», то есть безбожный конец земного существования означает и начало «бесконечного ужаса».

Грех, греховная жизнь — это мучительный лабиринт, выход из которого может быть только один: покаяние, разрыв греховной связи с бесами и начало жизни в союзе с Богом. И такой благоприятный, покаянный исход возможен только здесь, на земле.

Как часто в душу человека приходят мрачные помыслы: самомнения, подозрительности, неприязни, хулы, уныния, отчаяния и тоски… Да мало ли их? Имя им «легион». Это и есть действие на душу бесов.

В моменты таких нападок, насилия над душой, важно сразу распознать в себе действие зла. Сказать: «Нет, я так не думаю. Отойди от меня, сатана!» И, став в сердце перед Богом, исповедовать перед Ним свое «благое неверие» во всю эту мрачную ложь. Сказать: «Господи, я не верю всей этой мерзости, я верю только Тебе и хочу быть только с Тобой!»

Какими бы смутными, ужасными и пугающими ни были приходящие в душу помыслы — человек не согрешит, если он сразу и решительно эти помыслы отвергнет, а затем обратится с крепкой молитвой к Богу.

Вот как говорит об этом, например, святой праведный Иоанн Кронштадтский: «Быстроте вражеского нападения противопоставляй быстроту умственного и сердечного воззрения к Богу, ни на мгновение не позволяй себе увлекаться его обманом, но зри выну ко Господу».

Без Божьей помощи мы не только не можем справиться с находящей смутой помышлений и чувств, но и понять — что с нами происходит!

Вот почему Господь говорит: Бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть в искушение (Мк. 14:38). Бодрость — это трезвенное внимание к состоянию своего сердца, а молитва — непрестанное живое общение с Богом, забота о сохранении и умножении в душе благодати. И то и другое невозможно без правильной духовной жизни, без жизни Церковной. В Святом Писании говорится, что сатана принимает вид Ангела света (2 Кор. 11:14) — это значит, что он может запутать и человека верующего и молитвенника даже, но — желающего жить духовной жизнью «по-своему», руководствуясь «собственным мнением». Доверять себе, пренебрегая драгоценным опытом Церкви, очень и очень опасно! Вне Церкви духовной жизни вообще нет и не может быть, зато легко прогрессируют всевозможные безумства, именуемые прелестью.

По единодушному мнению святых отцов, знание основ православной веры, чтение Евангелия, соблюдение Заповедей, исповедь и причастие, домашняя и церковная молитва — необходимые средства для стяжания Духа Христова (см. Рим. 8: 9), того Духа, который стоит на страже сердца и помогает правильно оценивать помышления, слова и поступки, противостоять искушениям и утверждаться в любви.

Редакция 2025 г.

Комментарии
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией.
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке:

Characters remaining: 4000