Пятница и суббота Страстной седмицы — дни, когда богослужение строится вокруг Плащаницы.
В Великую Пятницу, когда мы вспоминаем святые спасительные страсти и крестную смерть Господа нашего Иисуса Христа во время вечерни Плащаница — большой плат с изображением положенного во гроб Спасителя была изнесена из алтаря и положена в середине храма на специально подготовленном возвышении, которое символизирует гроб, в который почивший Господь был положен Иосифом Аримафейским.
Плащаница будет пребывать в середине храма до ночи Воскресения Христова. До этого момента верующие имеют возможность поклониться святыне. Согласно церковному уставу, перед ней делают три земных поклона — это единственное исключение из правила, согласно которому земные поклоны в храмах отменяются от Великого Четверга до Пятидесятницы.
Есть немало исторических свидетельств того, что великая святыня — Плащаница, в которую было обернуто при погребении тело Спасителя, — была известна и почитаема в Древней Церкви.
В VIII веке святой Иоанн Дамаскин писал: «Второй вид (поклонения) — когда мы поклоняемся тварным вещам, через которые и в которых Бог совершил наше спасение или до пришествия Господа, или после Его домостроительства во плоти, как, например, гора Синай, Назарет, Вифлеемские ясли, пещера, святая Голгофа, древо Креста, гвозди, губка, трость, священное и спасительное копье, одежда, хитон, плащаница, пелены, святой Гроб — источник нашего воскресения, камень гробный, святая гора Сион, затем гора Масличная, Овчие ворота, блаженный Гефсиманский сад, — это и подобное чту и поклоняюсь…» (Третье защитительное слово против отвергающих святые иконы).
Считается, что именно эта Плащаница — льняное полотно, в которое, по преданию, Иосиф из Аримафеи завернул тело Иисуса Христа после Его крестных страданий и смерти. Упоминание о Плащанице, хранившейся в Константинополе, неоднократно встречается и в латинских рукописях XI–XII веков. Кто-то отождествляет святую Плащаницу с Нерукотворным образом Спаса, хранившимся в Едессе, а в X столетии перенесенном в Царьград.
Однако в эпоху крестовых походов после взятия Константинополя следы этой святыни потерялись. О том, что Плащаница, как и многие другие святыни Царьграда, были увезены крестоносцами, можно предположить, изучая историю Туринской плащаницы, ставшей известной в середине XIV века во Франции. Во владении французского рыцаря Жоффруа де Шарни оказалось длинное, около четырех метров, полотно с изображением мужчины. Одна часть плащаницы содержит фронтальное изображение распятого человека; его руки сложены крестообразно на поясе, другая — его же изображение со спины, то есть получается, что тело было положено на полотно и накрыто другой половиной этого полотна. На челе, руках, ногах и боку видны следы крови. До сих пор не выяснено, как появилось на плащанице изображение. Одно понятно: это не художественный артефакт, так как никаких красок или иных следов рукотворного воздействия на ткань за много лет исследований выявлено не было.
На полотне видны несколько поперечных глубоких складок, следовательно, в течение долгого времени плащаница хранилась свернутой в восемь раз. Это и некоторые другие обстоятельства дают основания ряду исследователей отождествлять Туринскую плащаницу с Нерукотворным образом Спаса, поскольку в таком случае множество паломников, покланявшихся святыне, как раз могли видеть именно ту часть плащаницы, на которой отпечатался лик Христа.
Очень похожее на Туринскую плащаницу описание можно увидеть в приведенных в книге митрополита Илариона (Алфеева) «Православие» словах архидиакона храма Святой Софии Григория, сказанных им в 944 году по случаю перенесения Нерукотворного Образа Христа из Эдессы в Константинополь: «…сверхъестественное изображение; посмотрим, как в зеркало, какими средствами оно сделано. Ведь оно написано не теми средствами, с помощью которых искусство живописи создает образы, предоставляя уму возможность постичь первообраз: живопись создает целостность облика разнообразными красками, отмечая румянцем ланиты, ярким багрянцем изгиб губ, сверкающей краской рисуя первый юношеский пушок, блестящим черным цветом — бровь и вместе с тем красивыми красками весь глаз; соединяя краски, (изображает) уши и нос, смешивая качества (красок) — впадины на лице, оттеняет подбородок кругом волосяных нитей. Но это изображение… запечатлено только потом предсмертного борения на живоначальном лике, стекающим как сгустки крови, и перстом Божьим. Они-то и есть поистине прекрасные цвета, создавшие отпечаток Христа, украшенный каплями, струившимися из Его собственного бока. И то и другое преисполнено учений: здесь кровь и вода, там — пот и облик. О сходство этих вещей! Ибо они произошли от Одного и Того же. Но и источник воды живой надлежит видеть в Его изображении, и он, научая, поит ликообразующей влагой пота, каковую источает всякое тело, как родник, который бьет ключом как бы из сосудов, увлажняющих древо жизни».
С 1578 года плащаница пребывает в кафедральном соборе Турина, оттуда и ее именование, под которым она сейчас известна всему миру.
Более столетия назад, в 1898 году, Туринская плащаница была впервые сфотографирована, при этом заметили, что фотографически реальный лик человека получается именно на негативе снимка.
В 1997 году физик Дж. Джексон снял точную копию с плащаницы. Таких копий, перенесённых на ткань, сейчас в мире всего пять. Одна из них находится в московском Сретенском монастыре, где был создан центр изучения Туринской плащаницы.
На протяжении XX века проводилось несколько научных исследований ткани. Подавляющее большинство исследований удостоверило историческую подлинность реликвии. Едва ли не единственное серьезное исследование, которое ставит под ее сомнение, — это проведенный в 1988 году радиоуглеродный анализ, согласно которому плащаницу следует датировать 1260–1390 годами. При этом ученые так и не смогли объяснить способ, которым удалось «нанести» на ткань негативное изображение, о котором в Средние века ничего не было известно. Сама ткань является дорогим плотным полотном, которое могли делать в I веке в Дамаске, а исследования пыльцы растений, оставшихся в волокнах, свидетельствуют, что растения характерны для района Ближнего Востока.
Совсем недавно, в марте, в свет вышла книга профессора механико-термических исследований Джулио Фанти и журналиста Саверио Гаэта «Тайна Плащаницы», в которой опровергаются выводы радиоуглеродного анализа в 1988 года.
Исследования ученых из Университета Падуи подтверждают, что ткань, на которой отпечатались лицо и контуры тела распятого человека, восходит к I веку. Опыты базировались на методе ИК-спектроскопии, который основан на записи инфракрасных спектров поглощения вещества. Результаты анализов были сопоставлены с другими образцами, датирующимися разными периодами с древнейших времен до современности. Ученые дают 95-процентную гарантию выводам, сделанным ими во время исследований.
Согласно данным, полученным на основании исследования Туринской плащаницы, умерший является взрослым, хорошо физически развитым мужчиной, структура тела которого анатомически совершенно естественна. Тело крепкого, совершенного телосложения, без каких-либо дефектов. Запечатленный имел длинные волосы, сплетенные в косичку, усы и короткую небольшую бороду, раздвоенную посередине, нос ориентальной (восточной) расы. Описывая этническую принадлежность Запечатленного на плащанице, исследователи отмечают, что Человек принадлежит к семитскому типу, который в настоящее время может быть найден среди родовитых евреев и благородных арабов. Борода и волосы, разделенные посередине, ниспадание длинных волос к плечам, маленькая косичка из волос — все это показывает, что Тот, Кто запечатлен на плащанице, не был греком или римлянином. Незавязанная косичка в волосах является еврейской особенностью, ее наличие было обязательно для мужчин еврейской национальности в эпоху античности.
Рост Того, Кто изображен на Туринской плащанице, составляет 17-51-80 см, вес — примерно 75-85 кг и ориентировочный возраст — от 30 до 45 лет.