Часть 1 - по ссылке.
Удовольствие как последствие наркотиков
Корреляция между возрастанием жестокости, страсти грубости и возрастанием греховного удовольствия (количества наркотика по факту, поскольку греховное удовольствие является видом наркотика) очень четко видна сегодня на спирали наркотиков. Эта спираль начинается с экранов телефонов, планшетов и компьютеров, где люди видят вещи крайне страстные, распространяющиеся от постов в социальных сетях до искусства — музыки и фильмов, до компьютерных игр, которые становятся все более затягивающими, и доходит до гиперсексуальности естественной и противоестественной.
Но, к сожалению, спираль наркотиков, а значит, и жестокость, не останавливается на виртуальном мире, а возрастает и в реальности, потому что человек, зависимый от жесткой страсти, хочет все более сильного стимула, чтобы удовлетворить свою страсть, и поэтому начинает грешить и в реальном мире плотскими грехами, естественными и противоестественными, всякого рода агрессивностью, начиная со стычек в школе и заканчивая побоищами между взрослыми людьми.
Дело доходит, увы, до уличных боев между бандами торговцев наркотиками и психоактивными веществами, которые доступны сегодня в очень широком спектре, начиная с алкоголя и кончая все более опасными синтетичесими веществами. А почему они так доступны? Потому что вбрасываются специально для того, чтобы держать человека в плену, формировать у него зависимость.
Отдельный случай здесь представляют плотские страсти, оборачивающиеся страшной жестокостью, а случается это из-за того, что наше естество — падшее. Слава Богу за то, что дарует нам Свою благодать через Церковь в таинстве Брака, чтобы тонкость духовного девства сохранялась, когда супруги, в продолжение единения душ, соединяются и телесно. Если же тела соединяются без единения душ, тогда подобный опыт становится травматичным и оборачивается ожесточением и горечью после первого кратковременного удовлетворения. Чем больше греховное удовольствие, тем больше ожесточенность и муки.
Душа вечна. Поиск совершенства и необходимость смирения
Человеку дана вечная душа, созданная, чтобы подчинять материю и устремляться к личному вечному совершенству, любящему и всеобщему.
Когда человек при посредстве плоти искажает эту свою устремленность к вечности, он становится хуже скота, хуже зверя, потому что животное хотя и имеет душу, подчиненную материи, но оно конечно. Оно не ищет совершенства в еде или соитии. Тогда как человек, одержимый материей, до бесконечности ищет полноты в материи и не может ее найти, потому что материя не любит, а душа человеческая питается истинной любовью, исходящей от Бога. Таким образом, человеческая душа, одержимая плотью, становится безобразной, скелетоподобной, рахитичной, иссохшей и оскотинивается — в поисках любви истинной. Это колоссальная драма — ожесточение по причине отсутствия любви, и проистекает она из неудавшегося поиска настоящей любви там, где ее нет.
К сожалению, людям, которые практически не стали на якорь в Церкви врачующей, очень-очень тяжело избавиться от этой жестокости, и избавляются они от нее только отчасти, обычно вследствие очень большой беды, болезни или чего-нибудь еще крайне смиряющего в жизни. Это правда, что здесь помогает личный пример любви человека духовного или хотя бы имеющего здоровые нравственные ценности — конечно, в меру духовности этого человека и в меру восприимчивости того, кто страдает жестокосердием. Необходимо время, но, если нет послушания, Исповеди, молитвы, Святого Причастия и в целом покаяния по учению православия, это очень-очень трудно. Однако Господь милостив и хочет, чтобы все спаслись и пришли к познанию истины.
Конечно, люди прибегают и ко всяким иным методам, каковы спорт и другие виды аскезы, но если нет духовной жизни, которая генерировала бы смирение, то можно прийти к тому, что противоположно желаемому, то есть к жестокосердию и гордыне. Предотвратить это весьма помогают, кроме духовной жизни, спорт и вообще командный труд, потому что здесь человек конкретно видит, что нуждается в других, чтобы достигнуть успеха.
Но, конечно, ему надо быть внимательным, чтобы не возомнить себя лучше других и помнить, что все, что есть хорошего и у него, и у других, — это от Бога, и Бог отнимет Свою благодать, если он будет использовать свои дарования жестокосердно. По этой причине кто хочет сохранить имеющееся у него дарование, тот должен быть разумным и милосердным с теми, у кого его нет.
Роль искусства в смирении и исцелении
Другая сфера, которой смягчается жестокосердность, — это искусство. Конечно, оно помогает, подобно выпускному клапану, если подходит характеру соответствующего человека, но, чтобы по-настоящему исцелиться, необходима духовность. Но прекрасное, кротость и утонченность искусства могут смягчить душу.
Иной раз героизм и даже некоторая твердость по Богу могут придать человеку рвения и облегчить его страдания — это зависит от характера, духовного состояния человека в соответствующий момент и от того, является ли соответствующее искусство воистину волей Божией. Но истинное исцеление приходит через духовную жизнь в Боге, приближаться к Которому до некоторой точки должно помогать нам искусство.
Однако сегодня основным направлением у нас является антиискусство, пропагандирующее жестокость или прямо — через грубую демонстрацию плотских страстей (фильмы о войне или чрезвычайно агрессивная музыка), или косвенно — через романтизацию плотских страстей в смысле гедонизма, удовольствия, когда страсти так или иначе приводят к внутренней черствости. Это правда, когда некоторые говорят, что определенная жесткость в музыке или/и фильмах их разряжает, и они потом становятся более спокойными и жизнерадостными. Это действительно случается, но страсть все равно остается в них, она только бывает удовлетворена соответствующим искусством, и это, конечно, куда лучше, чем срываться на ком-нибудь, но точно ниже исцеления страсти реальной духовной жизнью.
Как Христос побеждает жестокость
Также весьма реальна опасность того, что воздействие подобного искусства усугубит жестокость соответствующего человека, вместо того, чтобы разрядить ее. По этой причине, братия, нам необходима рассудительность и сосредоточение на Христе, Который победил жестокость смерти Жертвой любви. Будем же суровы к себе, будем обличать себя с упованием на Спасителя любящего, потому что так сможем сбросить с себя грубый рог гнева и гордыни Адамовой.
Мужество дано нам для борьбы с грехом, со злом в себе и мире, а не для того, чтобы ненавидеть людей. Не станем говорить, будто имеем право ненавидеть людей, потому что они, на наш взгляд, сделали что-нибудь плохое. Не надо ненавидеть людей, ненавидеть надо только зло.
Величайший в истории обман
Не надо удивляться и негодовать, видя, что кто-то делает что-нибудь плохое и приводит в оправдание себе благие причины. Негодовать не надо никогда. Искаженность в нас безмерна: не будем забывать, что и змей в раю погиб оттого, что имел благое намерение стать богом, но это его намерение было искажено высоким самомнением, что подтолкнуло его к тому, что он возомнил, будто может стать богом без Бога Истинного. Это величайший обман в истории, обман, последствия которого распространились на людей, а от них — и на всю вселенную.
Чтобы избежать обмана, во всем, что делаем, будем иметь ориентиром волю Божию. Будем спрашивать себя: «А то, что я делаю (думаю, говорю), соответствует воле Божией?» Чтобы узнать это, надо молиться, спрашивать людей, больше нашего преуспевших духовно, и быть внимательными к себе, к своей совести, видеть, как варьируются в нас плоды благодати. Будем смотреть, возрастают ли в нас любовь, радость, мир, а более всего, если мы начинающие, возрастает ли в нас смирение после того, как сделаем что-нибудь?
Если мы после своего действия не обретаем в душе большего смирения, чем имевшееся в нас до этого, тогда, братия, не думаю, чтобы мы совершили это дело по воле Божией, малым оно было или великим. Так мы увидим, как черствость нашего каменного сердца мало-помалу точится каплями слез смирения.
Поступать по Богу
Более преуспевшие духовно видят, что совершают дела по Богу, если духовные враги отступают, а кора с их сердца мало-помалу отпадает и начинает сиять Божественный алмаз, вложенный в него Богом. Тогда свет любви Божией начинает проникать в него и излучаться вовне, питая душу, как сказал Господь, что тогда человек «и войдет, и выйдет, и пажить найдет» (см.: Ин. 10: 9). Таков механизм вхождения в нас любви и исхождения ее вовне. Таким образом, приблизившиеся к совершенству видят, что совершают что-либо по воле Божией, по умножению и богатству Божественного света, который входит внутрь их и исходит вовне.
Конечно, на каждой духовной стадии характерны определенные действия, но можно сказать, что малое для великих может и не быть малым, поскольку акривия любви ведет к совершенству. И дела совершенных могут казаться отнюдь не совершенными для начинающих, поэтому каждый из нас должен помнить о своих пределах и о том, где мы находимся в свете Божием. А чтобы иметь это памятование, крайне необходимы Исповедь и как можно более тесные отношения с людьми духовными, могущими ответить на наши вопросы словами, а более всего — личным примером, чтением и молитвой.
Мы живем в контексте, способствующем жестокосердию и войне
К сожалению, сегодня мы причастны системе ценностей, способствующей жестокосердию и войне, а не духовности, миру и единению, и это потому, что сегодня грех считается добродетелью. Война и жестокость по отношению к людям являются состоянием грешной души, а поскольку человечество сегодня быстро отдаляется от Бога, то война и жестокость так сильно умножаются, что выплескиваются наружу, и у нас то и дело вспыхивают всякого рода бои, начиная со ссор в семье до идеологических, экономических войн и армий, множащихся на планете.
Конечно, людям надо бы покаяться, но мы видим, что сегодня люди так жестокосердны, что даже в мелочах не могут проявить гибкости смирения.
Помню, как-то сказал одному юноше, желавшему принять монашество, что у него есть привычка роптать, на что он бросился на меня со словами:
— А когда я роптал?
На что я, конечно, ответил ему:
— Да хоть прямо сейчас. Если бы ты ответил мне: «Простите меня, прошу вас», тогда, может, я подумал бы, что ошибся.
Но поскольку он вспыхнул из-за такой мелочи…
Если все это жестокосердие сегодня присутствует после 2000 лет существования христианства, то подумайте, каково же было до Пришествия Христа! На самом деле мы доныне это видим в обществах, далеких от Христа, начиная с современной Африки, где войны и насилие в порядке вещей, не будем забывать, что вторая конголезская война была самой кровопролитной после Второй мировой войны, с легкостью вовлекшей в себя 8 государств, — и все это по причине жестокости местных людских масс.
А если оглянуться на несколько веков назад, то увидим, что в Японии, если ронин недостаточно низко сгибался в поклоне перед благородным, тот отрубал ему голову, не спрашивая, как его зовут и есть ли у него семья, которую надо кому-то кормить. Тем паче в еще более отдаленном прошлом, когда рабовладение и убийство были в порядке вещей и ни у кого не вызывали ни капли раскаяния. Люди стремились ненавидеть, а не любить.
Спасение возможно
Простые люди сознавали, что это нехорошо, но не могли вырваться из этого окаменения, потому что были повреждены грехом и не знали пути. Христос исправил наш механизм и показал путь. И теперь от нас зависит — идти ли по этому пути смягчения своего сердца любовью. Мы можем это, братия, с помощью Божией, не станем говорить, будто не можем. Спасение возможно. Христос не ошибался. Господь пришел в исполнение времен, потому что только тогда человечество было достаточно подготовлено к тому, чтобы принять Его послание, хоть мы, увы, и распяли Его за это послание.
Любовь в Ветхом Завете
Некоторые говорят, что в Ветхом Завете Бог был Богом ненависти, но знайте, что это не так. Если принять во внимание сказанное выше, то думаю, это станет достаточно очевидно. Не будем забывать, что заповедь любви к ближнему была дана еще в Ветхом Завете, в Книге Левит, где говорится, чтобы мы «не мстили, не питали ненависти и любили ближнего своего, как самого себя» (см.: Лев. 19: 18). При всем том люди тех времен были такими жестокосердными, что предпочитали ненавидеть и умерщвлять, хотя должны были приносить за это жертвы, по тем временам весьма дорогостоящие.
Почему? Потому что тогда надо было принести в жертву быка или тельца, которые были для них главным источником питания. В те времена люди даже не знали о покаянии сердца, о его умягчении, о гибкости смирения, и тогда Бог, чтобы сгенерировать у них сознание греха, повелевал им умерщвлять животных на жертвенном месте — животных, которые были им крайне необходимы, или таких, которых было жалко убивать, каковы горлицы и ягнята, и это не оттого, что Бог ненавидел животных, ведь Он же их Создатель, а чтобы вызвать боль в жестокосердных людях того периода.
На самом деле, заповедь «око за око, зуб за зуб» (Лев. 24: 20) была дана Господом через Моисея, чтобы остановить жестокость на определенном уровне, том уровне, которого потомки Моисея доныне так и не смогли достигнуть, если взглянуть на геноцид, происходящий в Газе.
Люди еще спрашивают себя: «А почему Бог велел в Ветхом Завете истреблять некоторые племена, например, содомские и гоморрские?» Да потому, что они все были зависимы от огромных грехов, столь огромных, что совершенно ожесточили их, и они становись все хуже и хуже без всякой возможности обратиться, покаяться. Поскольку смерть означает определенную стабилизацию мучения без возможности увеличить это мучение причинением зла и другим, то Бог повелел остановить распространение зла причинением им смерти. Но, конечно, делать это может только Бог, поскольку Он один ведает сердца людей и то, какая возможность покаяться у них имеется.
К сожалению, евреи не послушались повеления Божия, и идолопоклоннические племена распространили свой яд дальше, причиняя таким образом зло и себе самим, и другим. Не будем забывать, что некоторые из их богов, например, Молох, или Удача, как мы его называем сегодня, требовали себе в жертву ритуальной смерти детей. Когда мы смотрим на вещи в контексте, становится очевидно, почему у Бога была эта позиция, хоть они Его и не слушались. Может, вам полезно будет знать, что Молох представал в виде быка или теленка, которого обычно покрывали золотом. Говорю «вам полезно было бы знать», потому что подобные ритуальные представления все еще продолжают разыгрываться доныне.
Выводы и увещания
Как видите, жестокосердие идолопоклонства продолжает иметь место, и только приближение к Благому Богу просветит наше сердце и избавит от мук окаменения нашей души. Будем же иметь мужество бороться с жестокостью в себе и не мириться с ней, а тем более не признавать ее оправданной, какие бы причины ее ни вызывали, потому что если смерть застанет нас в таком состоянии, то мы будем мучиться вечно. Да поможет нам Благий Бог иметь любовь ко всем в вечности.
Так да поможет нам Бог!
Благодарю вас, что имели любовь оставаться со мной доселе!
Молитвами святых отец наших, Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй нас. Аминь.