На прошедшем несколько дней назад заседании Госсовета по поддержке семей в РФ, Президент говорил о том, что сохранение единства в обществе на основе поддержки и развития традиционной культуры, семейных ценностей — это общая наша задача, буквально: «важное дело государственного значения».
«Мы должны понимать драматичность ситуации в которой находится страна в связи с проблемами в сфере демографии», — напомнил Президент, имея в виду фактическое вымирание и без того достаточно малочисленного народа, населяющего огромные пространства России.
В чем же причины такой катастрофической ситуации, кроме всех тех бед, которые мы пережили в недавнем прошлом?
Говорят, «свято место пусто не бывает», то есть там, где попрана святость, водворяется нечисть. Но и это еще не всё. В притче об убранном доме (Мф. 12:43–45); (Лк. 11:24–26), Господь говорит о том, что даже если нечисть удалена, но на месте ее не водворяется святость — образовавшаяся пустота снова заполняется нечистью и притом еще более многочисленной и злобной, чем раньше.
Изгнав из нашего общего дома — России — беса коммунизма (долго бродившего по Европе и разгулявшегося, наконец, в нашем многострадальном отечестве), мы не потрудились всерьез, доброй верою и жизнью, согласной с ней, привлечь в наш дом благодать Святого Духа. И вот, прежний бес, обнаружив дом наш «выметенным и убранным», вернулся в него с другими, «злейшими» себя бесами.
На данный момент, (увы, это надо признать) мы все живем в неолиберальной парадигме крайнего индивидуализма. Это порождение пустоты гуманизма с его отвержением Бога и превозношением человека «плотского», если говорить святоотеческим языком.
И то, что мы сегодня видим в так называемых «развитых странах» то есть распад нравственности и самого института семьи — это следствие многовекового строительства здания гуманизма на песке безверия. О неизбежном и великом падении такого дома предупреждал Сам Господь (См. Мф. 7:27). А вот что конкретно о гуманистах еще в прошлом веке говорил преподобный Иустин (Попович): «Гуманисты основывают свое бытие на небытии, свое все на „ничто“. Они живут в кажущихся реальностях, в реальностях, которые себя безумно провозгласили единственными». (Толкование на Евангелие от Матфея).
Наше же (Российское) здание, к счастью основано не на песке, а на твердом основании. На том самом, о котором говорит апостол Павел: «никто не может положить другого основания, кроме положенного, которое есть Иисус Христос» (1Кор. 3:11). Немного, думаю, в мире стран, которые могут так сказать, но мы — наследники Херсонесской купели и крестники князя Владимира — не только можем так сказать, но и призваны со всей серьезностью и ответственностью вдуматься: что именно и как мы собираемся строить на этом незыблемом основании. Причем, основание это — едино и для личности, и для семьи, и для отечества нашего, которое есть образ Отечества небесного.
Говоря о необходимости создания благоприятной среды для многодетной семьи, президент обратил внимание на то, что материальной заботы недостаточно, если сами люди не хотят созидать семейную жизнь. Вот ключевая проблема, вот почему мы говорим, что нынешний вызов — это вызов метафизический, или онтологический… экзистенциальный… называйте как хотите, но суть одна: мы перестали жить вечной жизнью, в земной проекции которой нет ничего важнее веры, дела и семьи. Веру имеем в виду правую, под делом разумеем Божие домостроительство, под семьей — добрую, облеченную в законность, естественность, которая в большинстве случаев предполагает многодетность. Вот и всё. Это то немногое на земле, за что человек даст ответ Богу в вечности.
Вместе с тем, мы знаем, что и сам Президент, и высшие руководители государства не раз высказывались против, если не полного запрета, то по крайней мере, жесткого государственного контроля в таких разрушительных и безусловно губительных сферах, как узаконенные аборты или распространение порнографии.
И здесь возникает вопрос: должны ли мы во всем и всегда соглашаться с Президентом и высшим руководством? Нет, не должны. Но несогласие и даже категорическое в чем-то существенном вовсе не означает полного неприятия или отторжения как самой личности президента и его команды, так и реализуемой ими программы развития, в которой действительно много доброго и полезного.
Но если в бочку меда… даже не то, что хотят добавить ложку дегтя, а уже давно добавили и размешали тщательно, но притом, пробуя мед, удивляются почему так горько, — мы не только можем, но и должны напомнить о том, что «горе тому, кто препирается с Создателем своим» (Ис. 45:9). И детоубийство, равно как узаконенное растление — страшные смертные грехи, ложащиеся тяжким бременем на весь наш народ и лишающие всех нас полноты Божьего благословения, без которого невозможно доброе строительство нашей Державности.
И в этом случае наше несогласие и противодействие греху и злу не означает бунтарство, но только желание охранения и улучшения общей нашей народной жизни, которая, будучи основанной на камне истинной веры, не терпит попрания вероучительных основ.
Итак, суждения о допустимости массовых узаконенных абортов и о праве на свободный доступ к порнографии — однозначно неприемлемы не только с точки зрения православной веры, но и, думаю, с точки зрения всех основных и традиционных конфессий РФ. Потому что по факту невозможно завершение доброго строительства если одной рукой созидать, а другой разрушать; не может, по слову Писания, из одного отверстия источника течь горькая и сладкая вода; ну и, в конечном итоге, по учению Церкви прежде чем сотворить благо надо нам уклониться от зла.
Зло требует пресечения и пресечения властного, и даже если снисходить к любителям зла, то, по крайней мере, должен в этой сфере быть установлен жесткий контроль и, несомненно, должны учитываться интересы всех тех, кто в этом зле участвовать не хотят (или в силу своей малолетней неразумности должны быть от него ограждены). В отношении абортов — это сами дети, находящиеся во чреве, которые уж конечно не хотят, чтобы их убивали, а в отношении порнографии — прежде всего юные души, не окрепшие еще в добре и удобно подверженные соблазну. И хорошо бы нам, взрослым помнить, что го́ре тем, через кого приходят соблазны (См. Лк. 17:01). А в нашем случае это не только отдельные блюстители преступных законов и производители растлевающего контента, но и те государственные структуры и органы, которые могут и должны заботиться о благе народа, но не делают этого, то есть своим бездействием участвуют в массовом погублении ни в чем не повинных детей и в соблазнении «малых сих».
Такова твердая позиция если не всей Церкви (потому что от полноты Церкви мы не можем говорить), то, по крайней мере, многих ее верных чад.
Подводя итог, можно сказать только одно: у нас (и в высшем руководстве, и в людях) не хватает решимости в отвержении зла и в сотворении блага. А решимости нет от недоверия Богу. Мы всё верим «по кабутке» как дети: вроде и верим, но отвергнуться себя и всецело предаться в волю Божию, довериться Ему не хотим. Так, чтобы безоговорочно и самоотверженно исполнять Его святые заповеди. Не хотим, а всё надеемся как-нибудь всё устроить сами по своему разумению. Не получится. Жаль только, что время уходит, а мы всё будем страдать и томиться, пока не поймем, что на Руси по-другому не будет: или по-божески или в пляске под бесовскую дудку. От чего да сохранит всех нас Господь!
И пусть простят нас, православных, за излишнюю (как кажется кому-то) назойливость, но, зная, что «капля камень точит», мы не перестанем напоминать, что узаконенный на государственном уровне тяжкий грех массового детоубийства, равно как свободное распространение порнографии — всё это медной стеной становится между нами и Богом, без Которого мы ничего по-настоящему доброго в нашем Отечестве не построим.
Ну и закончить хочу словами Президента, с которыми так или иначе придется всем нам согласиться: «Большая семья в которой растет много детей — это и есть образ будущего России». Будет это будущее или нет — решать нам с вами. А Господь или благословит наш выбор, или попустит ему совершиться. И тогда нас ждет либо благословенное возрождение, либо окончательное угасание.