Крымская митрополия

Свято-Владимирский Херсонесский мужской монастырь

г. Севастополь, ул. Древняя, 1

Свято-Владимирский Херсонесский мужской монастырь г. Севастополя Симферопольской и Крымской Епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат).

Священноархимандрит обители, исполняющий обязанности наместника монастыря — митрополит Симферопольский и Крымский Тихон.

ИСТОРИЯ МОНАСТЫРЯ

Херсонесский первоклассный монастырь, в честь святого равноапостольного князя Владимира, был основан на месте, овеянном легендами и имеющем прекрасную тысячелетнюю историю, — на руинах великого Херсонеса в Крыму в 1853 году и просуществовал до 1924 года (тем не менее, ряд источников сообщают о единичных церковных службах в 1925 и 1926 годах). Возрождение обители произошло только в 2024 году... Через столетие.

Вход на территорию Херсонесского музея. Фото начала XX века Вход на территорию Херсонесского музея. Фото начала XX века

Создавалась киновия под руководством настоятеля Бахчисарайского Успенского скита архимандрита Поликарпа, но весь основной труд лег на плечи игумена Василия (Юдина). Именно он собирал пожертвования и занимался строительством первой церкви. Небольшой каменный храм освятили во имя княгини Ольги 23 февраля 1853 года.

Рядом с церковью во вновь созданном Херсонесском монастыре построила два небольших дома для монахов. Но мирная жизнь киновии прервалась началом Крымской войны. На территории монастыря французы расположили свою батарею и пороховые склады. В результате яростных обстрелов церковь и все остальные здания оказались полностью разрушенными.

После окончания войны игумен Василий отправился собирать пожертвования на восстановление обители на Дон, в 1856 году он, переправляясь через реку, утонул. Новым настоятелем монастыря назначили иеромонаха Таврического Архиерейского Дома Евгения (Экштейна).

Херсонесский Свято-Владимирский монастырь. Конец ХIХ века Херсонесский Свято-Владимирский монастырь. Конец ХIХ века

Начались работы по восстановлению обители. В короткие сроки построили кельи для монахов и деревянный храм, который 30 апреля 1857 года настоятель Балаклавского монастыря архимандрит Геронтий освятил во имя Семи херсонских епископов-мучеников. Однако строительные работы, которыми руководил купец первой гильдии Петр Телятников, были выполнены некачественно. От сильных ветров и бурь храм начал разрушаться. Поэтому спустя всего лишь три года после постройки его пришлось разобрать до основания и возвести новый каменный. Храм освятил 2 апреля 1861 года епископ Таврический Алексий. В нем находилась священная реликвия: часть мощей князя Владимира, хранившаяся в небольшом ковчеге в виде Евангелия.

В связи с приближением юбилея 900-летия крещения Руси разработали программу празднования этого события, в котором Херсонесскому монастырю отводилась важная роль. По повелению Императора с 1857 года из севастопольского адмиралтейского собора в монастырь ежегодно 15 июля совершался крестный ход. А 10 февраля 1858 года было получено Высочайшее разрешение на строительство соборного храма во имя святого равноапостольного князя Владимира.

1861 год стал особенным в истории Херсонесского монастыря. 11 апреля последовал указ Святейшего Синода, согласно которому Херсонесская Владимирская киновия «во внимание к историческому значению местности» была переведена в ранг первоклассных монастырей. Утвердили штат монастыря: архимандрит, наместник, восемь иеромонахов, четыре иеродиакона, три монаха и пять послушников. А 23 августа 1861 года в присутствии царской семьи состоялась закладка нового собора. Царем Александром Николаевичем и всеми членами его свиты были уложены первые каменные блоки, и на них каждый член многочисленной царской свиты, по инициативе царя, уложил золотые десятирублевые монеты.

Херсонесский монастырь. Вид с раскопок Херсонесский монастырь. Вид с раскопок

В обители строили и другие храмы. 12 апреля 1861 года освятили каменную церковь во имя Семи священномучеников Херсонесских. В 1860 году по проекту архитектора К. Вяткина начали строить двухэтажный братско-настоятельский корпус. В северной части здания устроили домовую церковь, которую освятили 14 июля 1863 года во имя Покрова Вожией Матери, сегодня это малый экспозиционный зал средневековой истории Херсонеса. В 1899 году в братском корпусе делали ремонт, и церковь перенесли в центральную часть, освятив в 1900 году во имя Корсунской иконы Божией Матери (теперь это большой экспозиционный зал). На верхнем этаже разместили покои настоятеля и комнаты для почетных гостей. Территорию монастыря украсил большой сад с различными деревьями и цветниками, выращенный трудолюбивыми монахами. К собору проложили широкую дорогу, по сторонам которой посадили деревья и поставили древние колонны, найденные при раскопках. Монастырь окружили высокой стеной. При въезде построили часовню, а на площади перед монастырем — двухэтажное здание гостиницы для паломников. Это здание сохранилось до наших дней перед входом в заповедник.

В 1899 году Херсонесский монастырь был объявлен общежитийным, количество иноков, проживающих в нем, не ограничивалось. Конечно же, потребовалось больше средств содержания возросшего числа монахов и послушников. Монастырь, находясь на государственном обеспечении, получал 4085 рублей в год, а также на церковные потребности и отопления из казны выделялось 750 рублей. Обитель получала доходы от продажи свечей, аренды земли и двух домов в Севастополе. Но этих денег было недостаточно, поэтому братии приходилось много работать в швейной, сапожной, кузнечной и столярной мастерских, разводить скот для собственных нужд и на продажу. В начале XIX века благосостояние монастыря возросло, кроме монахов и послушников в нем трудились наемные рабочие. В 1914–1916 годах в обители построили новую трапезную со столовой для рабочих (ныне экспозиционный зал античной истории Херсонеса), кухню, хлебопекарню и двенадцать келий.

В Херсонесском монастыре сложилась особая высоко-духовная атмосфера, отношения между братией строились на принципах взаимопонимания и поддержки, и тут не было нравственных проблем, будораживших другие обители Крыма. Насельники были людьми образованными, выходцами из военного, купеческого, духовного сословия, из интеллигенции. Особым уважением пользовались архимандриты, их подбирали с особой тщательностью, учитывая высокий интеллектуальный уровень насельников обители.

Теплая церковь и покои архиерея. Херсонеский монастырь. Начало XX века Теплая церковь и покои архиерея. Херсонеский монастырь. Начало XX века

Монастырь всегда был в центре духовной жизни, его часто посещали представители Императорской семьи и царствующих домов Европы. В разное время здесь побывали принц Прусский Альберт, принц Карл Румынский, князь Сербский Милая Обренович, принц Великобритании Альфред герцог Эдинбургский. Щедрые пожертвования высокопоставленных особ стали еще одной статьей доходов монастыря.

Когда началась Первая мировая война, Херсонесский монастырь стал жертвовать средства на госпитали и военно-промышленные организации. Но война самым печальным образом повлияла на экономическое состояние обители. Братии и в более благополучные времена приходилось экономить, теперь же многие монахи и послушники вынуждены были покинуть монастырь. В грозные годы революции и гражданской войны жизнь в монастыре продолжалась. Как и большинство других, Херсонесская обитель оказала поддержку Белой армии барона Врангеля, часть монахов покинула Крым вместе с белогвардейцами.

На изломе эпох На изломе эпох

После семнадцатого года монастырь стал приходить в запустение. В 1921 году на его территории разместили Дом инвалидов на 25 человек и городскую богадельню для пятидесяти стариков, а также 7-й полк. В 1922 году организовали музей на Херсонесском городище. В 1924 году монастырь официально упразднили. Его помещения, в том числе культовые, перешли музею. Последнюю службу здесь совершили во Владимирском соборе в 1926 году в престольный праздник.

После установления советской власти жизнь в Херсонесском монастыре продолжала теплиться, хотя ветер перемен старался загасить этот огонек. Из некогда большого числа братии осталось всего восемь человек, остальные разбрелись по большой стране искать лучшей доли. В 1921 году часть зданий монастыря передали воинской части, а в настоятельском корпусе устроили дом для инвалидов. Все мастерские передали службе социального обеспечения, а прекрасная молочная ферма погибла без должного ухода. Но в храмах по-прежнему собирались прихожане и велись богослужения.

В 1922 году из монастырских храмов изъяли церковную утварь и вещи, изготовленные из золота и серебра, драгоценные камни. Пожалуй, это было самое большое и по количеству, и по стоимости изъятие драгоценностей, проведенное в 1922–1923 годах на территории Крыма. Прихожане собора святого Владимира и монахи заключили с Севастопольским горрайисполкомом договор о передаче в их пользование Херсонесского монастыря. А вернее, той его части, которая оставалась еще незанятой. Однако Херсонесской обители не было дано даже недолгой спокойной жизни. В том же 1922 году организовали музей на Херсонесском городище. Дирекция музея потребовала выселить с его территории воинскую часть, инвалидов и монахов, прекратить Богослужения в церквах, мотивируя это тем, что «посетители означенных церквей, гуляя по усадьбе, производят разрушения памятников, портят древонасаждения, ломают заборы, проходя к мору и т. п. Закрывать же в определенные часы ворота, при существовании там приходских церквей, не представляется возможным».

В 1924 году церкви монастыря закрыли. Прихожане обратились к властям с просьбой пересмотреть это решение, предлагали найти способ сосуществования музея и монастыря. Например, установить определенное время для Богослужений, тем более что они проводятся утром и вечером, когда туристов не бывает, все остальное время в храмах могли бы проводиться экскурсии. Община просила оставить им храм Святых Семи Священномучеников, не представлявший исторической ценности. Но эти предложения верующих власти не поддержали. Тогда верующие направили жалобу в Президиум ВЦИК, и пока их дело рассматривалось, в храмах проводили службы. Общине также передали мощи святых, хранившихся ранее во Владимирском соборе. В ковчеге в виде Евангелия находились мощи святого князя Владимира, в другом ковчеге, закрытом серебряной пластиной, сохранялись мощи 94 святых. Их имена были написаны над отверстиями, сделанными в пластине и залитыми слюдой. В икону святого Сергия Радонежского был вмонтирован медальон овальной формы с его мощами. Однако в декабре 1924 года провели кампанию по вскрытию святых мощей. Для этого создали специальную комиссию, в которую вошли священники протоиерей Иоанн Федоров, протоиерей Сухорученко, иеромонах Херсонесского монастыря Августов, врач А. Невский и прихожане Лазарь Ефимович Веревкин и Фома Игнатович Гончаров. Об итогах вскрытия составили официальный акт.

В 1925 году вопрос о закрытии монастырских храмов решили окончательно, церковное имущество перешло музею. В его фонды поступило 517 книг, 9 карт, альбом Севастопольской обороны, 11 древних икон, 2 живописных картины, облачения священников. Последнюю службу в монастыре совершили во Владимирском соборе в 1926 году в престольный праздник.

В бедственном положении оказались восемь монахов преклонных лет, проживших в монастыре более двадцати лет. У них не было родственников, с которыми они могли бы жить. Монастырь стал для них родным домом. После закрытия храмов монахи остались без средств к существованию, их выселили в гостиничный дом, где за комнату следовало платить 3 рубля. Даже мебель им не позволили взять с собой — теперь она стала собственностью музея. Но как жить без стола, стула и кровати, где взять денег, чтобы оплатить жилье, людям, посвятившим свою жизнь Господу Богу? Монахи обратились к властям с просьбой оставить их в родном монастыре. Их просьба была удовлетворена: восемь монахов доживали век в своих кельях на территории монастыря, которого уже не существовало — единственным хозяином здесь стал Херсонесский музей.

Херсонес. Аэрофотосъемка 1918 года Херсонес. Аэрофотосъемка 1918 года

Отметим, что музею был передан и Свято-Владимирский собор. Что с ним делать, как содержать, ученые не ведали, здание постепенно ветшало. К 1941 году храм был основательно разграблен.

Во время героической обороны Севастополя в 1941–1942-м годах соборный храм практически ежедневно подвергался налетам вражеской авиации. Урон наносили и фашистские магнитно-акустические мины, сбрасываемые с самолетов. Так, в июне 1941 года одна из них сильно разрушила здание. В 1942-м году купол храма разорвал крупнокалиберный снаряд противника. Позднее рухнул барабан с куполом, провалилось перекрытие между первым и вторым ярусами, треснули стены, почти полностью уничтожена живопись.

Херсонес, 1970-80 гг. Фото: Александр Степанов Херсонес, 1970-80 гг. Фото: Александр Степанов

Долгое время здание стояло разрушенным. В 1994-м году Владимирский собор передали Церкви, прошли первые богослужения. Через 5 лет власти приняли решение о его восстановлении, начались строительные работы. Эскизы религиозной живописи внутреннего убранства по историческим материалам выполняли художники Санкт-Петербургской Академии художеств.

1970-е. Владимирский собор Херсонеса 1970-е. Владимирский собор Херсонеса

Через несколько лет возобновились службы в храме во имя Семи священномучеников Херсонесских. На купол Свято-Владимирского собора был водружен крест.

С 2002 года в Свято-Владимирском соборе была воссоздана роспись художниками из Киева, Санкт-Петербурга и Крыма, которые восстановили утраченную живопись академиков А. И. Корзухина, Т. А. Неффа, монументальные композиции: в куполе «Святой Дух» (авторы — Л. Стебловская, Е. Ревенко), «Крещение Господне» (исполнитель А. Дмитренко по эскизу К. Поповского), «Преображение Господне» (исполнители Н. и Л. Дмитренко по эскизу А. С. Пигарёва), и центральная композиция в алтаре храма «Тайная Вечеря» (в соавторстве [А. Пигарёв, А. Петрова, К. Поповский). Иконы для мраморного иконостаса Верхнего храма были написаны художниками А. и Н. Дмитренко по эскизам А. Пигарёва и А. Петровой.

Освящение главного алтаря воссозданного собора состоялось 3 апреля 2004 года, а уже через неделю в нём совершили Пасхальное богослужение.

1980-е. Владимирский собор Херсонеса 1980-е. Владимирский собор Херсонеса

2 августа 2009 года, в день памяти святого пророка Божия Илии, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возглавил Божественную литургию в древнем Херсонесе Таврическом у стен собора Святого равноапостольного князя Владимира. Святейшему Владыке сослужили Блаженнейший Митрополит Киевский и всея Украины Владимир и более ста архипастырей из Украины, России, Беларуси, Молдовы и других стран, а также сонм клириков. Вскоре усилиями меценатов была проведена полномасштабная реставрация храма во имя Семи священномучеников Херсонесских.

Божественная литургия в Свято-Владимирском соборе Херсонеса 2 августа 2009. Фото: patriarchia.ru Божественная литургия в Свято-Владимирском соборе Херсонеса 2 августа 2009. Фото: patriarchia.ru

В 2014-м году Севастополь вернулся на историческую Родину. С этого времени в Херсонесе сформировалась духовная традиция проводить богослужения на месте древних христианских храмов. Весной 2016 года, по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, епископ Егорьевский Тихон (Шевкунов), председатель Патриаршего совета по культуре, служил Божественную литургию в базилике апостола Петра, называемой также «Уваровской». Именно в ней, по одной из исторических версий, принял Крещение святой равноапостольный князь Владимир.

12 марта 2024 года на заседании Священного Синода в связи с прошением Преосвященного митрополита Крымского и Симферопольского Тихона было принято решение открыть Свято-Владимирский Херсонесский мужской монастырь в городе Севастополе и утвердить Преосвященного митрополита Симферопольского и Крымского Тихона священноархимандритом Свято-Владимирского Херсонесского мужского монастыря в городе Севастополе.

Ровно через 100 лет после закрытия монастыря принято историческое решение о возрождении Свято-Владимирской обители. Для Руси Херсонес стал священным источником, купелью, в которой она родилась для новой жизни, откуда просиял для нее Свет Христов. Вновь из-под вековых пластов возникают очертания христианских храмов, свидетельствуя о непрерывности литургической жизни древней Корсуни.

Митрополит Симферопольский и Крымский Тихон в Херсонесе, 2024 год Митрополит Симферопольский и Крымский Тихон в Херсонесе, 2024 год

Митрополит Симферопольский и Крымский Тихон объявил 2024 год — годом возрождения Свято-Владимирского мужского монастыря в Херсонесе.

Хроника возрождения Свято-Владимирского Херсонесского мужского монастыря — в архиве сайта.

Контакты:

Тел. +7 978 578-71-72; +7 978 099-46-65

E-mail: svt.vl@yandex.ru; svt.vl.buh@yandex.ru

Сайт: https://crimea-eparhia.ru/161512.html

Телеграм: https://t.me/vladimirskiy_monastery

Страница ВКонтакте: https://vk.com/holykrym

Статус:

Свято-Владимирский Херсонесский мужской монастырь г. Севастополя Симферопольской и Крымской Епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат).

Духовенство: