Крымская митрополия

Быть со Христом

Протоиерей Димитрий Шишкин

Великая Пятница. Христос перед Пилатом. Фреска работы Феофана Критского, монастырь Ставроникита, Афон Великая Пятница. Христос перед Пилатом. Фреска работы Феофана Критского, монастырь Ставроникита, Афон

Мы вспоминаем последние дни земной жизни Спасителя, дни, когда все скорби мира сосредоточились в духе, душе и теле Богочеловека, хотящего ради нас претерпеть страдания, обновить омраченное грехом человеческое естество, стать для нас Новым Адамом. И как же важно нам в эти дни быть со Христом, осмыслить величие жертвы, понесённой за наши грехи!

Страдания Христа начались уже тогда, когда Бог, умалившись, облекся в человеческое естество. Но кроме телесных страданий, известных каждому человеку из опыта жизни, кроме усталости, голода и жажды, зноя и холода, Христос пережил те страдания, которых мы все так боимся и которых надеемся избежать в жизни — страдания человека, истязаемого своими собратьями. Крест — орудие изощренной жестокости – являл собой торжество сатанинской злобы над человеческим разумом. И Господь вкусил эту воплощенную ненависть сполна.

Он постоянно сталкивался с непониманием самых близких людей. Он слышал насмешки и несправедливые упреки от тех, для спасения кого Он пришел в этот мир. Даже апостолы огорчали Его своей приземленностью и неприятием истины. Он – совершенный и безгрешный Человек — кротко перенес позор и унижение, будучи в состоянии оправдаться явлением силы, но не желая властвовать над человеческой свободой. Ибо силой и властью можно заставить почитать и бояться, но не любить.

А кроме того, Господь испытывал и страдания духовные, совершенно непонятные нам, обычным людям.

Так устроена жизнь, что у каждого есть своя Голгофа, свои страдания, но по милости Божьей никто не знает о них заранее, иначе жизнь наша превратилась бы в кошмар. Господь же знал о грядущих страданиях: о предательстве учеников и народа, для спасения которых Он пришел в мир; о тех нечеловеческих муках, которые Ему предстоит пережить на кресте, и о страшной пустоте Богооставленности.

Более того: один миг, единое пожелание могло избавить Господа от невыносимых страданий, и это был страшный соблазн, с которым Господь по человеческому Своему естеству боролся до последнего вдоха. Борьба с этим искушением сама по себе составляла невыносимую муку, достигшую апогея, когда сатана устами фарисеев у креста кричал Господу: Сойди, сойди со креста! (См. Мф. 27:40-42).

Существует и ещё одно, также непостижимое для нас измерение Христовых страданий. В самых мучительных обстоятельствах Господь утешает нас Своей благодатью, многократно облегчая невыносимые муки. Господь же по Своему человеческому естеству не прибегал к Божественному утешению и страдал всей полнотой страдания Богом оставленного Человека.

Масштаб этих страданий нам невозможно даже приблизительно оценить и осознать. Христос воплотил в Себе всё человечество, вместил человеческую природу, обреченную на страдание и смерть в силу отпадения от Божьей правды. Но, будучи Сам безгрешен, претерпев эти страдания и смерть, Господь оживотворил, преобразил человеческое естество, так что теперь все мы – люди – хоть и продолжаем болеть, страдать и умирать, но имеем в своей природе нечто такое, чего не имели до прихода Христа – возможность примирения с Богом и обретения вечной благодатной жизни.

Христос стал Первенцем из мертвых, воскреснув в вечную жизнь! Но чтобы стать причастниками Светлого Христова Воскресения, нам нужно сделаться и причастниками Его страданий. И для этого совсем не обязательно изыскивать какие-то специальные средства. Скорее, нам надо смиренно нести свой жизненный крест, творя правду Божию во всех многосложных обстоятельствах жизни. И такое стремление, уж будьте покойны, доставит нам страданий и скорбей не меньше, чем вериги и суровая власяница.

Пусть каждый из нас старается быть добрым христианином в тех обстоятельствах, в которых он находится. Если болеем, будем лечиться, но и терпеливо, не ропща на Бога, переносить свою болезнь. Если обременены заботами житейскими – будем их исполнять по совести, во славу Божию. В делах, которыми заняты, будем ради Христа усердны. Будем милосердны к тем, кто нуждается в нашей помощи. В утратах и неудачах не станем унывать и сетовать, а благодарить Бога за то, что дает нам возможность одним терпением сделаться участниками Его страданий, а значит и Светлого Его Воскресения!

Протоиерей Димитрий Шишкин

2 мая 2024 г.

Комментарии
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией.
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке:

Characters remaining: 4000