Великая Пятница. Христос перед Пилатом. Фреска работы Феофана Критского, монастырь Ставроникита, Афон
Мы вспоминаем последние дни земной жизни Спасителя, дни, когда все скорби мира сосредоточились в духе, душе и теле Богочеловека, хотящего ради нас претерпеть страдания, обновить омраченное грехом человеческое естество, стать для нас Новым Адамом. И как же важно нам в эти дни быть со Христом, осмыслить величие жертвы, понесённой за наши грехи!
Страдания Христа начались уже тогда, когда Бог, умалившись, облекся в человеческое естество. Но кроме телесных страданий, известных каждому человеку из опыта жизни, кроме усталости, голода и жажды, зноя и холода, Христос пережил те страдания, которых мы все так боимся и которых надеемся избежать в жизни — страдания человека, истязаемого своими собратьями. Крест — орудие изощренной жестокости – являл собой торжество сатанинской злобы над человеческим разумом. И Господь вкусил эту воплощенную ненависть сполна.
Он постоянно сталкивался с непониманием самых близких людей. Он слышал насмешки и несправедливые упреки от тех, для спасения кого Он пришел в этот мир. Даже апостолы огорчали Его своей приземленностью и неприятием истины. Он – совершенный и безгрешный Человек — кротко перенес позор и унижение, будучи в состоянии оправдаться явлением силы, но не желая властвовать над человеческой свободой. Ибо силой и властью можно заставить почитать и бояться, но не любить.
А кроме того, Господь испытывал и страдания духовные, совершенно непонятные нам, обычным людям.
Так устроена жизнь, что у каждого есть своя Голгофа, свои страдания, но по милости Божьей никто не знает о них заранее, иначе жизнь наша превратилась бы в кошмар. Господь же знал о грядущих страданиях: о предательстве учеников и народа, для спасения которых Он пришел в мир; о тех нечеловеческих муках, которые Ему предстоит пережить на кресте, и о страшной пустоте Богооставленности.
Более того: один миг, единое пожелание могло избавить Господа от невыносимых страданий, и это был страшный соблазн, с которым Господь по человеческому Своему естеству боролся до последнего вдоха. Борьба с этим искушением сама по себе составляла невыносимую муку, достигшую апогея, когда сатана устами фарисеев у креста кричал Господу: Сойди, сойди со креста! (См. Мф. 27:40-42).
Существует и ещё одно, также непостижимое для нас измерение Христовых страданий. В самых мучительных обстоятельствах Господь утешает нас Своей благодатью, многократно облегчая невыносимые муки. Господь же по Своему человеческому естеству не прибегал к Божественному утешению и страдал всей полнотой страдания Богом оставленного Человека.
Масштаб этих страданий нам невозможно даже приблизительно оценить и осознать. Христос воплотил в Себе всё человечество, вместил человеческую природу, обреченную на страдание и смерть в силу отпадения от Божьей правды. Но, будучи Сам безгрешен, претерпев эти страдания и смерть, Господь оживотворил, преобразил человеческое естество, так что теперь все мы – люди – хоть и продолжаем болеть, страдать и умирать, но имеем в своей природе нечто такое, чего не имели до прихода Христа – возможность примирения с Богом и обретения вечной благодатной жизни.
Христос стал Первенцем из мертвых, воскреснув в вечную жизнь! Но чтобы стать причастниками Светлого Христова Воскресения, нам нужно сделаться и причастниками Его страданий. И для этого совсем не обязательно изыскивать какие-то специальные средства. Скорее, нам надо смиренно нести свой жизненный крест, творя правду Божию во всех многосложных обстоятельствах жизни. И такое стремление, уж будьте покойны, доставит нам страданий и скорбей не меньше, чем вериги и суровая власяница.
Пусть каждый из нас старается быть добрым христианином в тех обстоятельствах, в которых он находится. Если болеем, будем лечиться, но и терпеливо, не ропща на Бога, переносить свою болезнь. Если обременены заботами житейскими – будем их исполнять по совести, во славу Божию. В делах, которыми заняты, будем ради Христа усердны. Будем милосердны к тем, кто нуждается в нашей помощи. В утратах и неудачах не станем унывать и сетовать, а благодарить Бога за то, что дает нам возможность одним терпением сделаться участниками Его страданий, а значит и Светлого Его Воскресения!