Создано: 25.03.2024 17:28 | Категория: Статьи летопись

ПРОТОИЕРЕЙ ДИМИТРИЙ ШИШКИН. КУЛЬТУРА ПРЕОДОЛЕНИЯ

Сегодня День работника культуры России и мне захотелось в этой связи несколько слов сказать о двух культурах: о культуре преодоления плоти и о культуре потворствования ей... Но потом я вдруг подумал, что последнее нельзя и культурой-то назвать в собственном смысле, потому что всё-таки культура предполагает труд возделывания, созидания с ясным осознанием того, что́ именно есть добро и благо. И если выращивание пшеницы или возделывание виноградной лозы мы, условно говоря, можем назвать культурой и даже культурой высокой, то сознательное выращивание плевел и волчцов – культурой назвать вряд ли возможно, даже если это возделывание требует от человека труда и «вдохновения» и даже если сам человек считает такую свою деятельность созидательной и творческой.

Сейчас много говорят о проблеме ухода детей в «виртуальную жизнь». Но в более широком смысле это проблема подмены ценностей и в «реальном» мире можно также заблудиться как в «виртуальном». Программа же по отуплению наших детей проста как две копейки. Проста до гениальности, если только допустить что гений и злодейство – вещи всё-таки совместимые. Эта программа приучает детей делать, искать и любить только то, что им приятно, что нравится, что развлекает, что интересно, захватывающе и – не имеет никакого отношения к достижению реальных высот в жизни. Потому что в реальности всё что расслабляет, развлекает – просто выводит человека из строя. Оболванивает его, отупляет, превращает в «овощ», не способный не только бороться за какие-то нравственные и духовные высоты, а попросту не имеющий о них представления, потому что это представление связано с культурой преодоления.

Заговорили сейчас и даже вполне серьезно о каких-то еще «детях индиго». Я не спорю, есть конечно дети особенно талантливые в тех или иных областях. Но что-то мне подсказывает, что абсолютное большинство пресловутых «детей индиго» – это попросту жертвы эзотерических блужданий, экзальтации, фальшивого обожания, и просто душевного нездоровья их родителей, которые свои странности и фантазии переносят на детей, делая их едва ли не духовными инвалидами - самовлюбленными, мнящими о себе неизвестно что, маленькими эгоистами.

Вообще в современном «цивилизованном» мире особенно популярна идея о необходимости «облегчения жизни» и «высвобождения свободного времени» для какого-то абстрактного саморазвития. Эта идея, кстати, была популярна и в советское время. Она предполагала, что человеку для духовного, нравственного развития попросту надо облегчить материальную жизнь, высвободить время. Но вот – появились целые народы и страны, где это освобождение от тяжкого труда состоялось, где у людей появилось много свободного времени и на что оно было употреблено? Удивительно, но большей частью не на духовное развитие, а, напротив – на деградацию духовную и нравственную. Потому что сытость и праздность, комфорт и «беспроблемность» как правило развивают в человеке крайнее плотоугодие и бесчувствие к духовной жизни. Примеров приводить не буду, их более чем достаточно. Вот почему святитель Феофан Затворник говорит: «Самое лучшее врачевство для наших немощей – не иметь свободного времени».

Но, возразит кто-нибудь, и безбожники ведь много трудятся, чтобы достичь успеха и благоденствия. Да, конечно, но во главу этих трудов, действительно порою тяжких, положено материальное преуспеяние, плотское самодовольство. Мы же говорим о другом усердии: об усердии преодоления плоти, освобождения от её власти. Здесь надо понять: плоть и тело – это разные вещи. Мы призваны к преображению нашей телесной жизни и тело может и должно быть добрым участником нашей духовной жизни. А под плотью мы понимаем совокупность греховных привычек, навыков и привязанностей, которые подобно мрачному облаку обволакивают душу, волю человека и не позволяют ему не то, чтобы освободиться, а и помыслить об этом освобождении, потому что человек, добровольно и с головой погрузившийся в плотскую жизнь становится уже не способен к духовному зрению и разумению.

Модернизация, усовершенствование, преобразование, технический прогресс: вот вехи, обозначающие в понимании Западного человека путь к совершенству и благоденствию. Путь преобразования, покорения внешней природы при совершенном нежелании критически относиться к себе самому, к своему душевному устроению. А если и возникает такое критическое восприятие, то только в том случае, если душевное устроение не «срастается» с этой общепринятой моделью благоденствия и тогда человек либо «подгоняет» себя под неё, либо начинает всячески выпячивать и подчеркивать свою «оригинальность», требуя к себе внимания и уважения только потому, что «я вот таков есть». Отсюда крайнее изобилие всевозможных «фриков» в современной Западной жизни. Говоря «Запад» мы подразумеваем конечно не географические реалии, а само мировоззрение, подход к жизни и в этом смысле Западная культура, идеология уже вполне распространила своё влияние во многих регионах мира. И наша страна, увы, не исключение. Увы, потому что слепое и всецелое доверие этой парадигме «самоистуканства» неизбежно влечет за собой духовную и нравственную деградацию. Это не значит, что всё что есть в Западной традиции и культуре – плохо. Но, несомненно означает необходимость осторожного, внимательного и критического отношения к тому богатству разнообразия, которое мы именуем Западной цивилизацией.

А возможность такого подхода неизбежно предполагает собственный трезвый взгляд, собственную мировоззренческую опору, ясные критерии определения добра и зла. И для нас такой неколебимой точкой, несомненно, является Откровение Божие, Православие и Церковная жизнь.

Православная культура предполагает, что человеческая природа нуждается в покаянном преображении, которое возможно только в соработничестве человека и Бога. И цель не в устранении трудностей, равно как и не в искусственном их создании, но в достойном преодолении всех тех препятствий на пути христианской жизни, которые возникают естественным образом. Вот это словосочетание – на пути христианской жизни – ключевое. Потому что именно вера, стремление опытно осмыслить Заповеди Христовы – позволяет человеку понять, что именно есть препятствие на этом пути, что именно является тем затруднением, которое нужно преодолевать терпеливо и с достоинством.

Мы нуждаемся в сознательном и терпеливом понуждении себя на всякое доброе дело, на всякий добрый труд. И это не только труд с мотыгой в руках, условно говоря, но и труд душевный, труд чтения слова Божьего, творческого усвоения написанного, понуждение сердца к благому расположению и терпеливое перенесение находящих трудностей и скорбей.

Трагедия Западного мира заключается в том, что он целью своей полагает «усовершенствование» материальной жизни и даже самой природы, но усовершенствование одними человеческими силами, в то время, как без действия «боготворящей благодати» природа человеческая никогда не достигнет того совершенства, к которому призвана. Более того, под видом «самосовершенствования» человеческая гордость, лишенная благодати, неизбежно всё более будет запутываться, и всё более омрачаясь будет само омрачение свое мнить усовершенствованием. И это мы видим ныне в самом широком масштабе и охвате.

Высокомерие Запада, неистребимая вера в силу науки и прогресса заставляет многих представителей Западного мира смотреть со снисхождением на «примитивный» Восток, на «посконную» Русь. За простотой её Запад не в состоянии разглядеть красоту и силу, которую невозможно не только понять и приобрести, но и увидеть посредством одних только человеческих усилий и средств.

Главный труд христианина это – «возделывать и хранить свое сердце». Знание же, неутомимо и усердно приобретаемое Западом на протяжении веков, привело его сердце в такое надмение, что только самого себя он мнит высшим мудрецом и судией мира. Спорить с этим мнением бесполезно, гораздо важнее отстаивать своё понимание правды, пусть даже это будет чревато возмущением мирового судьи и законника.

Запад давно утвердился в служении твари вместо Творца, в служении ветхому человеку со всеми его страстьми и похотьми как богу и за это был оставлен истинным Богом. И все те очевидные безумства, которые всё более входят на Западе в норму, как раз и свидетельствуют о том, что Запад на погибель предан своему «превратному уму».

Говоря же о культуре преодоления плоти мы, прежде всего, имеем в виду необходимость преодоления греха в себе, преодоления страстей. И главные средства в этом – всецелое устремление сокрушенного сердца к Богу, внимание к своей внутренней жизни, отвержение греховных прилогов, воздержание и молитва, сознательное исполнение Заповедей Христовых. Телесный труд также может быть в этом деле добрым подспорьем, но именно что подспорьем, а не средством стяжания как можно большего количества материальных благ.

Богу же возможно нашу жизнь переменить к лучшему, только бы мы сами обратились к Нему, услышали Его и захотели строить свою жизнь по Его заповедям. Только бы мы возлюбили ту действительную, горнюю красоту, которая, при нашем деятельном участии способна совершенно преобразить человеческую природу, даровать нам осознание полноты жизни, соделать причастниками Божеского естества.

Редакция 2024 г.

Фото: вятская-епархия.рф

ЕПАРХИАЛЬНЫЙ МАГАЗИН
православная литература, церковная утварь, облачения и пр. 
9:00 - 16:00

 Республика Крым, 295011, г. Симферополь,

ул. Героев Аджимушкая, 9/11

 

Яндекс.Метрика