Сретение Господа нашего Иисуса Христа

Автор: Админ вкл. . Опубликовано в Севастопольское благочиние

15 февраля Святая Православная Церковь празднует Сретение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. В этот день в Свято-Владимирском соборе в Херсонесе богослужение, в сослужении духовенства собора, возглавил благочинный Севастопольского округа протоиерей Сергий Халюта. Перед началом Божественной литургии был совершен чин освящения свечей. После богослужения освященные свечи были розданы верующим.

 

Когда пришло предписанное законом время, Пресвятая Дева Мария и праведный Иосиф принесли Младенца Иисуса в Иерусалимский храм, «чтобы представить пред Господа» и совершить положенные обряды. И здесь мы встречаем еще двух свидетелей Боговоплощения. Уже были пастухи, были волхвы. Теперь – старец Симеон, «муж праведный и благочестивый», которому «было пред¬сказано Духом Святым, что он не увидит смерти, доколе не увидит Христа Господня».

Существует предание, что он жил очень долго, почти три века. В свое время он был в числе семидесяти переводчиков Библии с еврейского на греческий язык. Когда он дошел до пророчества Исаии «се, Дева во чреве приимет и родит сына», то сначала он слово «альма», которое в еврейском языке означает и деву, и молодую женщину, – перевел словом «парфенос», что по-гречески – собственно «дева». Но вдруг он спохватился, мол, как же дева может родить? Он хотел зачеркнуть слово «парфенос», но был остановлен Ангелом, и ему было возвещено, что он своими глазами увидит и эту Деву, и этого Младенца. Потекли годы, десятилетия. Ушли сверстники, проходили новые, чуждые поколения. Но обещание Ангела давало силу нести бремя жизни. И вдруг Дух повелевает: иди, пора. И Симеон поспешно приходит в храм и видит, и берет на руки, и благословляет, и ничего не может сказать, кроме своего знаменитого «Ныне отпущаеши» – и от тяготы жизни, и от страха смерти.

Симеону дано было увидеть в этом Младенце и «спасение … всех народов», и грядущее «просвещение язычников», и «славу» истинного «Израиля». Но он увидел и грядущее сотрясение мира, неожиданное падение одних и восстание других, и что Младенец этот будет в «предмет пререканий». А в конце он предрекает страдания. Но не Иисусу, а – Его Матери. Он говорит: «и Тебе Самой оружие пройдет душу»… А дальше прибавляет: «…да откроются помышления многих сердец». Дело в том, что отношение к Божией Матери является показателем, насколько человек стал христианином. Через это и открываются «помышления многих сердец».

По-иному относится к Ней новообращенный, по-иному – зрелый христианин. Чем больше оценил спасительный подвиг Христа, тем больше любишь Ту, благодаря Которой это стало возможным. И чем больше ценишь искупительную силу Его невинных страданий, тем больше чувствуешь силу оружия, пронзившего Ее душу.

Вспоминается сегодня и еще одна свидетельница пришествия Христова, «Анна пророчица… достигшая глубокой старости… вдова лет восьмидесяти четырех, которая не отходила от храма, постом и молитвою служа Богу день и ночь». Мудрый книжник – и простая труженица храма. Как ранее: ученые волхвы – и простые пастухи. Волхвы ушли на родину. Пастухи возвратились к своим ста¬дам. Симеон вскоре преставился. А пророчица Анна, хотя и «говорила о Нем всем, ожидавшим избавления в Иерусалиме», но Самого Младенца в Иерусалиме уже не было: Святое Семейство должно было бежать в Египет.
А мы видим, что и книжная наука, и добросовестное изучение законов природы, и подвиг молитвы и поста, и честное выполнение своего простого дела – все сходится у яслей Спасителя. А тут уже все равны: нет ни большего, ни меньшего, ни престижного, ни низкого, никто не возвышается ни над кем, но всем хватает светлой, победоносной радости.

Чин освящения свечей

Чин освящения свечей на Сретение установлен в воспоминание слов Симеона Богоприимца, который сказал в откровении для язычников, что Христос – Свет, который их освящает, Свет во славу народа Израильского. И этот Свет Христа, Который просвещает всех, символически являет Себя через свет горящей свечи. Зачем мы зажигаем свечи? Для того, чтобы мы молились Богу и являли Свет Христа среди всех остальных людей и народов. В день Сретения Господня мы освящаем свечи, чтобы разогнать тьму не столько физическую, сколько духовную: тьму лжеучений и заблуждений, и чтобы Свет Христов озарил всех нас. Возжигая эти свечи, будем просить, чтобы Бог защитил нас от земных бед, но главное предназначение свечи – это помощь при молитве. Чтобы молитва при горящей сретенской свече напоминала нам о нашей встрече с Богом, напоминала о Христе Спасителе и давала нам возможность жить по-Божьи.

Пресс-служба Севастопольского благочиния.