Сретение Господа нашего Иисуса Христа
15 февраля Святая Православная Церковь празднует Сретение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. В этот день в Свято-Владимирском соборе в Херсонесе богослужение, в сослужении духовенства собора, возглавил благочинный Севастопольского округа
Когда пришло предписанное законом время, Пресвятая Дева Мария и праведный Иосиф принесли Младенца Иисуса в Иерусалимский храм, «чтобы представить пред Господа» и совершить положенные обряды. И здесь мы встречаем еще двух свидетелей Боговоплощения. Уже были пастухи, были волхвы. Теперь – старец Симеон, «муж праведный и благочестивый», которому «было пред¬сказано Духом Святым, что он не увидит смерти, доколе не увидит Христа Господня».
Существует предание, что он жил очень долго, почти три века. В свое время он был в числе семидесяти переводчиков Библии с еврейского на греческий язык. Когда он дошел до пророчества Исаии «се, Дева во чреве приимет и родит сына», то сначала он слово «альма», которое в еврейском языке означает и деву, и молодую женщину, – перевел словом «парфенос», что по-гречески – собственно «дева». Но вдруг он спохватился, мол, как же дева может родить? Он хотел зачеркнуть слово «парфенос», но был остановлен Ангелом, и ему было возвещено, что он своими глазами увидит и эту Деву, и этого Младенца. Потекли годы, десятилетия. Ушли сверстники, проходили новые, чуждые поколения. Но обещание Ангела давало силу нести бремя жизни. И вдруг Дух повелевает: иди, пора. И Симеон поспешно приходит в храм и видит, и берет на руки, и благословляет, и ничего не может сказать, кроме своего знаменитого «Ныне отпущаеши» – и от тяготы жизни, и от страха смерти.
Симеону дано было увидеть в этом Младенце и «спасение … всех народов», и грядущее «просвещение язычников», и «славу» истинного «Израиля». Но он увидел и грядущее сотрясение мира, неожиданное падение одних и восстание других, и что Младенец этот будет в «предмет пререканий». А в конце он предрекает страдания. Но не Иисусу, а – Его Матери. Он говорит: «и Тебе Самой оружие пройдет душу»… А дальше прибавляет: «…да откроются помышления многих сердец». Дело в том, что отношение к Божией Матери является показателем, насколько человек стал христианином. Через это и открываются «помышления многих сердец».
По-иному относится к Ней новообращенный, по-иному – зрелый христианин. Чем больше оценил спасительный подвиг Христа, тем больше любишь Ту, благодаря Которой это стало возможным. И чем больше ценишь искупительную силу Его невинных страданий, тем больше чувствуешь силу оружия, пронзившего Ее душу.
Вспоминается сегодня и еще одна свидетельница пришествия Христова, «Анна пророчица… достигшая глубокой старости… вдова лет восьмидесяти четырех, которая не отходила от храма, постом и молитвою служа Богу день и ночь». Мудрый книжник – и простая труженица храма. Как ранее: ученые волхвы – и простые пастухи. Волхвы ушли на родину. Пастухи возвратились к своим ста¬дам. Симеон вскоре преставился. А пророчица Анна, хотя и «говорила о Нем всем, ожидавшим избавления в Иерусалиме», но Самого Младенца в Иерусалиме уже не было: Святое Семейство должно было бежать в Египет.
А мы видим, что и книжная наука, и добросовестное изучение законов природы, и подвиг молитвы и поста, и честное выполнение своего простого дела – все сходится у яслей Спасителя. А тут уже все равны: нет ни большего, ни меньшего, ни престижного, ни низкого, никто не возвышается ни над кем, но всем хватает светлой, победоносной радости.
Чин освящения свечей
Чин освящения свечей на Сретение установлен в воспоминание слов Симеона Богоприимца, который сказал в откровении для язычников, что Христос – Свет, который их освящает, Свет во славу народа Израильского. И этот Свет Христа, Который просвещает всех, символически являет Себя через свет горящей свечи. Зачем мы зажигаем свечи? Для того, чтобы мы молились Богу и являли Свет Христа среди всех остальных людей и народов. В день Сретения Господня мы освящаем свечи, чтобы разогнать тьму не столько физическую, сколько духовную: тьму лжеучений и заблуждений, и чтобы Свет Христов озарил всех нас. Возжигая эти свечи, будем просить, чтобы Бог защитил нас от земных бед, но главное предназначение свечи – это помощь при молитве. Чтобы молитва при горящей сретенской свече напоминала нам о нашей встрече с Богом, напоминала о Христе Спасителе и давала нам возможность жить по-Божьи.
Пресс-служба Севастопольского благочиния.