Епископ Бахчисарайский Каллиник принял участие в работе монашеского направления в рамках XXXII Международных Рождественских образовательных чтений
23 января 2024 года по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в
Организаторами работы направления выступили
Открывая пленарное заседание, митрополит Феогност приветствовал участников и передал им благословение Святейшего Патриарха Кирилла на плодотворную работу.
Епископ Бахчисарайский Каллиник, наместник Климентовского Инкерманского мужского монастыря, в своем докладе «Любовь во Христе и свобода от страстей как источник истинного творчества и культуры» напомнил, что творческие способности людей до грехопадения должны были деятельно осуществляться в богоподобной, богопричастной добродетели в отношении друг друга и окружающего творения и нести с собой умножающееся благодатное откровение величия и славы Божией. После же грехопадения природные способности человека реализуются с различного рода отклонениями как в отношении способов достижения цели, так и в отношении к самой цели. Секуляризация культуры, в ограниченном пространстве которой художники мыслят образами земного мира, берет свое начало с эпохи Возрождения и принципиально отличается от культуры христианской, неразрывно связанной с христианской духовностью. Ви́дение всего творения в Боге и чрез Бога отлично от ви́дения всего через ограничения плоти и духа в состоянии падения. Христианин имеет перед своим взором Божие совершенство, научившись различать понятия и ценности, тянется к совершенному, не желая осквернять образ Божий в человеке. «Наиболее очевидными для нас, — заметил владыка, — являются примеры событий, происходящих на Украине. В 1991 году власти Украины обещали развитие национальной культуры и возрождение духовности, но вместо этого пришли к радикал-национализму и гонениям на каноническую Церковь. Это говорит как о духовных заблуждениях, так и об упадке творчества в современном мире, причиной которым в системе христианских нравственных оценок является гордость. Христианин, каким бы ни занимался творчеством, видит своей целью прославление Христа, и поэтому для него самого так важен путь очищения от самолюбия и следующих из него чувств и желаний».
Особо остановился владыка на монашеской культуре. Архимандрит Софроний (Сахаров) справедливо называл ее высочайшей культурой, в основе которой лежит свобода от страстей. Монах посвящает все свои силы тому, чтобы очистить сердце от страстей и стяжать любовь, не отодвигая при этом на второй план все иные, земные, цели. Поэтому каждого инока, если он подлинно проходит монашеский подвиг умного делания, можно назвать творцом независимо от того, создает ли он произведения искусства, например, иконы или тексты. Монах — творец, поскольку он созидает особую атмосферу жизни, проникнутую молитвой и евангельским духом, созидает образец отношения к ближним и миру. Таким образом он прославляет Бога, открывает Его миру, максимально приближаясь к той первоначальной цели, для которой создан человек, — возделывать и хранить богопознание и обожение.
В докладе, посвященном изучению святоотеческого наследия оптинских старцев, духовник братии
Наместник Андреевского ставропигиального мужского монастыря игумен Дионисий (Шлёнов) в докладе на тему «Изучение и восприятие святоотеческого наследия как путь богопознания» отметил, что если современным людям в большинстве своем некогда читать и размышлять, то для монашествующих, как и во все времена, потребность устремить ум и душу горé должна оставаться насущной. В своем выступлении отец Дионисий привел многочисленные святоотеческие цитаты, а также примеры из жизнеописаний преподобных отцов и монастырских уставов, подтверждающие необходимость чтения святоотеческой литературы. К древним монашеским традициям посредством этих свидетельств духовных писателей имеют возможность приобщиться и современные иноки, чтобы понять, что чтение является неотъемлемой составляющей пути спасения. Богословие, по мнению автора, это возможность приобщиться к Божественному Свету, взойти на высоту богопознания.
Именно о чтении, как о пути богопознания говорит большинство авторов святоотеческих творений. Многообразие жанров духовной литературы помогает иноку воспринять опыт предшественников и усвоить его как аскетическое делание. Чтение духовной литературы не должно быть праздным, не должно быть чтением «для галочки» — эту мысль особо выделил докладчик, говоря о том, что мы должны стремиться исполнять то, что читаем. Заканчивая свое выступление, игумен Дионисий задал риторический вопрос залу: можно ли обойтись без наследия святых отцов? Отвечая на него, в качестве сравнения он привел как непредставимый образ изучения космоса, лишенный научного познания. Святоотеческое знание является современным и никогда не теряет своей актуальности, так как содержит в себе духовное назидание, необходимое для спасения души.
Игумения Иулиания (Каледа) в докладе «Подведение итогов региональных круглых столов "Почитание местных подвижников благочестия, новомучеников и исповедников Церкви Русской в монастырях"» напомнила собравшимся о том, что Святейший Патриарх Кирилл придает большое значение почитанию подвига новомучеников и исповедников Церкви Русской для духовно-нравственного становления верующих, сохранения исторической памяти, осуществления преемства опыта жизни по вере, доказанного стоянием за Христа, даже ценой собственной жизни. Матушка также сообщила о том, что в прошедшем 2023 году по благословению Святейшего Патриарха региональные заседания круглых столов на тему «Почитание местных подвижников благочестия и новомучеников и исповедников Церкви Русской в монастырях» прошли в
«Совершая молитвенное поминовение подвижников благочестия, прославляя пострадавших за веру во Христа во время гонений, изучая их жития, собирая по крупицам воспоминания уже совсем немногих очевидцев их подвига, мы приобщаемся их духовному опыту деятельной любви ко Христу, укрепляемся их силой и научаемся поступать достойно званию, к которому мы призваны», — сказала в завершение своего выступления заместитель председателя Синодального отдела по монастырям и монашеству.
С большим интересом был воспринят участниками доклад кандидата исторических наук заместителя главного редактора научного православного журнала «Традиции и современность» Г.А. Романова «"В память вечную будет праведник". Опыт использования синодиков за богослужением». Автор имеет большой опыт изучения данной темы. При возрождении московского
Продолжением темы сохранения памяти о новомучениках и исповедниках ХХ столетия стало выступление И.В. Гарькавого, директора Мемориального центра «Бутово», члена
Перед перерывом в заседаниях состоялось вручение Представлений на право реализации базового богословского образования для монашествующих Русской Православной Церкви, а также документов об аккредитации уже действующих курсов представителям духовных учебных заведений и монастырей. Документы вручил архимандрит Стефан (Тараканов), заместитель председателя Синодального отдела по монастырям и монашеству.
Курсы базовой подготовки в области богословия монашествующих в прошедшем 2023 году были открыты в следующих митрополиях, самостоятельных епархиях и ставропигиальных монастырях:
Успешно прошли аккредитацию в 2023 году курсы, действующие в следующих митрополиях и епархиях:
Представителям упомянутых митрополий и епархий, присутствующим в зале, заместитель председателя СОММ вручил документы, подтверждающие их статус.
После перерыва началось заседание секции «Святоотеческое наследие как выражение опыта духовной жизни», которое предполагало обсуждение двух взаимосвязанных тем: практические аспекты изучения святоотеческого наследия в монастырях и «золотой фонд» святоотеческого наследия, который должны активно использовать монастырские библиотеки. Председательствовал на секции
Наместник Покровского мужского монастыря г. Корсакова
Выступивший затем наместник Иоанно-Богословского мужского монастыря
Архимандрит Иннокентий в начале своего доклада отмечает сегодняшнее изобилие духовной литературы и наличие в монастырях хороших библиотек. Однако это еще не гарантия исполнения монахами одной из главных составляющих иноческого делания — чтения Священного писания и святоотеческих трудов. Препятствием отец Иннокентий называет, в первую очередь, отсутствие послушания как отсечения своей воли. Путем послушания шли все преподобные отцы, оставив нам опыт смиренного восхождения к Богу. Если у инока есть желание подражать в этом святым отцам, появится и желание, читая их наставления, учиться тому, как проходить этот путь. Вторым препятствием может стать самочинное, без совета опытного духовного руководителя, чтение святоотеческих творений, побуждением к чему, главным образом, является гордость. Чтение под влиянием не усмиренных страстей может принести читающему только вред. Третье препятствие в изложении архимандрита Иннокентия — явление обмирщения монашества. Увлечение мирскими темами, в том числе в общении, приводит к угасанию духовного чувства, необходимого как для внимательной внутренней жизни, так и для изучения святоотеческих трудов. Обмирщение отнимает в конечном счете у монаха главное — любовь ко Христу, его молитва становится внешней, душа — холодной. В заключение отец Иннокентий сказал о таком препятствии в усвоении святоотеческого наследия, как отсутствие решимости, имея в виду под решимостью твердое намерение жить по евангельским заповедям и стремиться подражать добродетелям истинных подвижников, в чем и состоит призвание монашествующих.
Следует отметить, что во время слушания докладов из зала нередко поступали вопросы, на которые давали ответы выступавшие. На два вопроса, касающиеся отношения к чтению монашествующих, по благословению председательствующего митрополита Георгия ответил пресс-секретарь Синодального отдела по монастырям и монашеству, настоятель московского подворья Введенского ставропигиального мужского монастыря Оптина пустынь архимандрит Мелхиседек (Артюхин).
В сообщении «Добродетель чтения в святоотеческой традиции и ее актуальность для современного монашества в России» игумен Дионисий (Шлёнов) продолжил тему необходимости чтения духовной литературы, опираясь на слова апостола Павла, адресованные апостолу Тимофею: «Доколе не приду, занимайся чтением, наставлением, учением» (1 Тим. 4:13). Призыв апостола Павла докладчик назвал одним из основополагающих для монашеского делания.
Далее в своем выступлении игумен Дионисий пояснил, что в святоотеческой традиции понималось под чтением, а именно: чтение Писаний Ветхого и Нового Заветов; понимание внутреннего духовного сокровенного смысла Писания; чтение святоотеческих творений, проповедей, житий святых; чтение как слышание; чтение как повторение; уставное чтение в храме; чтение на монастырской трапезе; чтение как духовное молитвенное делание; чтение как добродетель наряду с молитвой и другими добродетелями; внешнее чтение, полезное для ума, но всегда имеющее духовный смысл. Затем докладчик, иллюстрируя тезисы выступления святоотеческими изречениями, рассказал о том, какой смысл вкладывали духовные авторы в слова о необходимости перечисленных видов чтения.
Отец Дионисий также предложил участникам форума ряд вопросов, поиск ответов на которые, по мнению автора, помог бы реконструировать определенную систему святоотеческих представлений о чтении. Например, какое место добродетель чтения занимает или должна занимать в жизни монаха, как совмещать чтение с другими послушаниями в монастыре, до какой степени чтение можно отождествить с содержанием духовного образования, и другие.
Современное монашество, отметил наместник Андреевского монастыря, находится в трудных условиях, в связи с тем, что научные данные порой приходят в глубокое противоречие с традиционной картиной мира, соответствующей преданию Церкви. Это противоречие касается не только светских, но отчасти и богословских наук. Понятие о чтении как о добродетели позволяет делать особый акцент на духовном, вечном, непреходящем. Аксиология предполагает глубокое усвоение прочитанного. При таком подходе добродетель чтения приводит к максимальной актуализации интеллектуальных способностей и творческих возможностей человеческого ума, способного не только к восприятию информации, но и ее исполнению. Монашеское чтение можно понимать и расширительно архимандрит Мелхиседек (Артюхин) как любомудрый цельный образ жизни.
Доклад настоятельницы Вознесенского Оршина женского монастыря
В рамках работы монашеского направление также состоялось обсуждение проектов документов «Практические аспекты принятия в монастырь и духовного окормления послушников» и «Взаимоотношение насельников монастырей с внешним миром в свете монашеских обетов», разработанных Комиссией Межсоборного присутствия по вопросам организации жизни монастырей и монашествующих совместно с Синодальным отделом по монастырям и монашеству. В настоящее время документы направлены на рассмотрение Президиума Межсоборного присутствия. Митрополит Георгий предложил участникам присылать имеющиеся у них замечания и дополнения по содержанию данных документов на адрес Синодального отдела по монастырям и монашеству.
Параллельно с обсуждением второй темы секции «Святоотеческое наследие как выражение опыта духовной жизни» в музее истории Зачатьевского монастыря проходил методический семинар «Монастырские музейные собрания и экспозиции — опыт создания, практические аспекты» под председательством Л.А. Беляева, заведующего отделом археологии Московской Руси Института археологии РАН, доктора исторических наук, члена-корреспондента РАН, и С.А. Анохиной, руководителя отдела культурного наследия
После вступительного слова о целях проведения семинара Светлана Александровна предоставила слово иерею Владиславу Мишину, председателю
Далее слово было передано Л.А. Беляеву, который поделился опытом создания музея Зачатьевского монастыря. В своем выступлении «Музеефикация результатов археологических изысканий в действующем монастыре» Леонид Андреевич отметил, что нахождение церковных предметов и надгробий, своего рода каменных синодиков, помогло доказать факт исторического существования первого девичьего монастыря столицы.
С.И. Баранова, доктор исторических наук, профессор ПСТГУ, научный сотрудник ФИИ РГГУ, в докладе «Музей в Ново-Иерусалимском монастыре: опыт создания» уделила особое внимание археологическим аспектам создания музея, при этом отметив личность архимандрита Леонида (Кавелина) как создателя музея о
Игумен Павел (Полуков), руководитель молодежного Духовно-просветительского центра при Сретенском ставропигиальном мужском монастыре, поделился опытом создания выставки «Новомученики и исповедники Церкви Русской» при обители. В своем выступлении отец Павел отметил особую миссионерскую значимость церковных музеев, экспозиций и выставок, о которой также было сказано в начале семинара: «Музейное место может явиться отправной точкой для воцерковления людей самых разных возрастов».
Т.Д. Бажутина, научный консультант наместника Донского монастыря, рассказала о создании музея
Анастасия Дорожкина, руководитель компании Metapole, проектирующей экспозиционные пространства, в своем докладе «Интерактивные проекты в музеях: вовлечение и взаимодействие с посетителями» поделилась уникальным опытом работы с интерактивными проектами в музеях, которые являются особо актуальными в условиях современного мира. Лектор рассказала о разных подходах к проектированию музейных интерактивов, что явилось особо ценным в практическом плане для матушек и отцов, планирующих создание музея при обителях.
В завершающем докладе руководителя сектора археологии Музея Москвы Е.Н. Святицкой «Коллекция археологических предметов в музее Златоустовского монастыря: опыт правового взаимодействия государственного музея и местной религиозной организации» освещался вопрос юридических особенностей оформления музея. По завершении выступления куратор семинара С.А. Анохина высказала предложение о публикации методички с важными аспектами оформления музея на сайте Синодального отдела по монастырям и монашеству.
Подводя итог семинара, Л.А. Беляев сказал о важности церковных музеев, экспозиций и в целом археологической работы в деле формирования идентичности нации. В этом формировании участвуют как светская, так и религиозная структуры, силы которых объединяются при создании церковных музеев.
Круглый стол в рамках монашеского направления на этот раз был целиком посвящен теме старчества и носил название «Старчество как плод духовной культуры монашеской жизни» с подзаголовком: «"Творческий подход" и "совершенное послушание", — или как стяжать основную монашескую добродетель».
Председательствовал на этом заседании
Участники круглого стола поделились с монашеской аудиторией рассказами о подвижниках ХХ столетия, которые испытали всю тяжесть и все превратности этого богоборческого века — кто-то подвергаясь прямым гонениям, кто-то — мужественно выстраивая жизнь по заповедям Христа и урокам своих наставников во времена, когда, казалось, были уже порваны нити церковной традиции и все было сделано, чтобы распались духовные связи поколений верующих.
На самом деле, как замечательно сказала в своем докладе матушка Евдокия (Левшук), «истинные светильники продолжали светить миру, зажигали своей всеобъемлющей и жертвенной любовью каждого, кто тянулся к их неугасимому свету. Являясь сосудами благодати, они наполняли этой благодатью сердца и души тех, кто искал их духовного руководства. Тонкими, но крепкими духовными нитями связывали воедино всех, беззаветно любящих Господа, и сегодня их многолетний опыт жизни во Христе является назидательным примером. Их практические наставления и мудрые советы живут и передаются новоначальным послушникам».
Выступление настоятельницы Полоцкого Спасо-Евфросиниевского монастыря игумении Евдокии (Левшук) (
Игумения Екатерина (Чайникова), настоятельница
Доклад настоятельницы Никитского женского монастыря г. Каширы игумении Магдалины (Чекулаевой) «Схимонахиня Ольга (Ложкина) — наследница духовной школы Никитского женского монастыря» стал повествованием о великой подвижнице, трагическими обстоятельствами оторванной от родной обители, насельницей которой она была 28 лет (Никитский монастырь закрыли в начале 1920-х). Пять десятилетий в миру матушка Ольга совершала ежедневное служение людям, несла подвиг юродства, нищеты, была преследуема за веру и при этом ревностно хранила свои монашеские обеты. Как сказала игумения Магдалина, схимонахиня Ольга — это добрый плод монашеского воспитания в истинно монашеском духе, посланница Божия нам во спасение. Сестры возрожденной Никитской обители с большим тщанием собирают сведения о жизни и о благодатной помощи по молитвам к матушке Ольге, год назад их трудами была издана книга, посвященная подвижнице.
О замечательном явлении — служении в 1970-е годы тайных женских монашеских общин под руководством старцев участники чтений услышали от иеромонаха Виталия (Морозова), служащего священника Благовещенского женского монастыря села Ожога
Монастырь же в Дидубе, на окраине Тбилиси, был основан схиархимандритом Виталием (Сидоренко), который по благословению владыки Зиновия совершал постриги также во множестве посещавших его молодых людей: постриженицы и постриженики отца Виталия жили в Тбилиси, Таганроге, Новосибирске, Донецке, Сухуми, Перми, Одессе, Воронеже, Донбассе, Сибири, на Дальнем Востоке… Благодаря им в пору церковного возрождения были основаны многие монастыри в самых отдаленных уголках России.
Круглый стол завершило слово митрополита Омского Дионисия. Владыка Дионисий поделился своими размышлениями на тему «Духовное руководство как формирование духовной культуры монашествующего». Докладчика интересовало прежде всего то, что касается осуществляющих это руководство. В условиях во многом порушенной преемственности большинство игуменов и игумений, поставленных в годы возрождения во главе монастырей, не обладали ни опытом, ни тем более особыми духовными дарами. «Преемство существовало и тому свидетельство сегодняшние выступления на круглом столе, — сказал владыка. — Но это не отменяет проблемы: очень многие руководители ощущают собственную немощь, вследствие чего или начинают "восхищать божественную власть", нарушая свободу духовного чада, или напротив, устраняются от ответственности, апеллируя к словам "не называйтесь учителями, ибо один у вас Учитель — Христос (Мф. 23:8)"». Выход здесь видится в том, чтобы призвать на помощь смирение и ощутить себя соработниками, содействователями и слугами Божиими. «Такое настроение, — заметил митрополит Дионисий, — есть начаток успеха, если вы волею Господа поставлены исполнять послушание руководителя. Самое главное не заслонить Бога своей личностью и не заслонить от Него свое духовное чадо. Инструмент и условие правильного духовного руководства, как учили святые отцы, — это равная любовь ко всем братьям и сестрам, это желание и умение беседовать, общаться с вверенными тебе людьми и индивидуальный подход к каждому с учетом особенностей характера и души человека». Владыка также напомнил, что «игумен или игумения должны быть не только блюстителями устава, но и, опять-таки в соответствии с мнением святых отцов, источником утешения для братства или сестричества. Преподобный Серафим Саровский говорил, что игумен призван быть для братий и отцом, и матерью». «И, конечно, — подытожил свое слово митрополит Дионисий, — важнейший "инструмент" духовного руководства — это молитва за своих духовных чад».
Затем Высокопреосвященный владыка зачитал итоговый документ о работе монашеского направления и поблагодарил всех докладчиков и аудиторию чтений. Участники единодушно выразили благодарность Святейшему Патриарху Кириллу за Первосвятительское благословение на проведение монашеского направления форума, за возможность встречи и совместного обсуждения актуальных вопросов современной монашеской жизни.
***
По данным регистрации, на мероприятиях направления присутствовали 330 участников, в том числе девять архиереев, 92 архимандрита и игумена-наместника монастырей, 104 игумении монастырей, 38 насельников монастырей в священном сане, 69 монашествующих и послушников, благочестивые миряне из 113 епархий Русской Православной Церкви, в том числе Белорусского экзархата,