Создано: 07.06.2023 13:32

Протоиерей Вадим Маринский. Паломничество в День Святого Духа на гору Чатыр-Даг

День Святого Духа, особый день в церковном календаре, которому посвящены особые молитвенные прошения о даровании благодати на всякое доброе дело, в том числе и совершения благочестивых традиций и обычаев.

Один из них – это паломничество ко святым местам, самого востребованного для верующих людей образа традиционного духовного служения - подвига, как духовной аскезы заключающегося в отказе от всего суетного, временного, бренного и возможности приобщения к сакральному священному.

По благословению митрополита Симферопольского и Крымского Лазаря группа паломников, возглавляемая духовенством Симферопольской и Крымской епархии, совершила паломничество на гору Эклизи-Бурун. Желание выйти за пределы цивилизованного мира с его искусственным комфортом, понудило странников (около 150 человек) совершить подвиг восхождения к наивысшей точке Чатыр-Даг.

5 июня 2023 года, в праздник Святого Духа, желающие совершить паломничество с раннего утра шли к заветной цели своего духовного странствия. Путника влечет желание приблизиться к источнику святости, но приближение невозможно без совершения труда пути, дороги, странствия. Прежде чем наступит момент достижения цели, предстоит нелегкое испытание дорогой. Дорога для паломника важна не только, и даже не столько, в ключе физических лишений, но так же, как и церковный пост преследует в первую очередь не физиологические, а духовные цели.

Путь паломника к святыне подобен духовной брани подвижника. Как воин духовный, выходит странник в путь, исполненный решимости и упования на Господа. Впереди его ждет встреча со святой реликвией, чудотворной иконой, мощами Божьего угодника. Но между святыней и духовным странником пролегает само странствие, полное трудов и лишений, терпения и скорбей, опасностей и невзгод. Путь богомольца географически петляет между городами и весями, но в духовном смысле он представляет собой восхождение в гору (по-славянски – «горе»), ввысь, к небу – в преодолении собственных немощей и мирских искушений, в стяжании смирения, в испытании и  укреплении веры.

Свое шествие паломники начали с молитвы Святому Духу у подножия горы. На протяжении всего пути организовывались привалы, читались молитвы, после чего снова продолжался крестный ход.

В местных буковых лесах, да и на голой яйле (от тюрк. джайляу – пастбище) заблудиться достаточно сложно, тропинки отполированы десятками тысяч ног, видимость хорошая. Все ключевые «перекрестки» отмечены высокими каменными турами. В тех местах, где были крутые подъемы, приходилось помогать друг другу, оказывая посильную помощь. Поднявшись на Церковный мыс (Эклизи-Бурун) – наивысшую точку Чатыр-Даг, мы повстречали небольшую группу людей, праздно суетившихся возле священного места, где когда то располагался древний храм в честь «Панагии» – Пресвятой Богородицы.

Здесь у подножия Креста мы совершили молебен о ниспослании Святого Духа на всякое доброе дело, после окончания которого священнослужитель протоиерей Димитрий Кротков окропил молящихся святой водой. Священнослужитель поздравил участников крестного хода с праздником, пожелав всем Божиего благословения, скорейшего окончания войны и наступления долгожданного для всех мира. Счастливые лица, расцелованные солнцем и окрыленные ветром, люди разного возраста и статуса предпринимавшие все свои старания для осуществления заветных обетов, в этом священнодействии полагали свой особый сакральный для души смысл.

Так было всегда; человеком, пускавшимся в путь, двигало желание разрешить какой-либо вопрос, касающийся выбора дальнейшей жизни, получить наставление подвижника, совет, вразумление, укрепление в вере. На паломничество его могло подвигнуть отпадение от Бога и Церкви кого-то из близких и желание вымолить ему веру. Тяжкие грехи и ошибки молодости также являлись причиной совершения богомолья. Мы знаем множество примеров, когда цель паломничества заключалась в вымаливании здоровья и исцеления для себя или своих родных. Бывали и так называемые обетные (по обету) богомолья, когда человек в смертельной болезни или в крайней опасности, например, на войне, давал Господу обещание, в случае, если ему будет суждено остаться в живых, совершить дальнее паломническое странствие. И священник в таких случаях – это тот человек, который соединяет молящихся с Богом: «Где двое и трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» (Мф. 18, 20) – говорит Господь в Евангелии.

После молебна паломники смогли насладиться красотой окружающей природы. Здесь открываются неповторимые виды на всю Крымскую горную гряду, ведь широкое плато массива возвышается в гордом, но непреклонном одиночестве на высоте более полутора километров. Один из исследователей Крыма в позапрошлом веке писал, что «быть в горах Крыма и не посетить Чатыр-Даг, есть дело предосудительного равнодушия». Все участники, растянувшегося на 17 км в течение 8 часов крестного хода, смогли не только насладится пейзажами дикой природы, но и глубже задуматься о смысле бытия, своей душе, там, где Небо становится еще ближе.

Справка:

Ежегодно, в день Святого Духа, со всех уголков Крыма паломники собираются на Ангарском перевале, чтобы совершить самый сложный и тяжелый (как считается) крестный ход на Церковный мыс (Эклизи-Бурун) – наивысшую точку горы Чатыр-Даг.

Верхнее плато горы лежит в среднем на высоте 1300 метров над уровнем моря. А в юго-западной части плато расположена высшая точка Чатыр-Дага – гора Эклизи-Бурун (1527 м).

Попытку объяснить происхождение данного названия делает П.И. Сумароков в своей книге «Досуги крымского судьи» (1803): «Эклизи, экклесия – церковь, греч., бурун – утес, тюрк.» В древние века здесь стоял храм в честь «Панагии» – Пресвятой Богородицы, к которому греки раз в год в Троицын день шли многолюдным ходом для молебствования. С вершины горы глазам паломника открывается удивительный вид почти на весь Крымский полуостров.

В дореволюционное время традиция восхождения в этот день на Эклизи-Бурун имела огромные масштабы. Будучи правящим архиереем Таврической епархии, в 1851 году восхождение на вершину горы Чатыр-Даг совершил святитель Инокентий Херсонский. На дореволюционном гербе Таврической губернии был изображен Чатыр-Даг, над которым возвышался восьмиконечный православный крест. В советское время, несмотря на гонение православной веры, православные христиане совершали крестный ход в день Святого Духа в большой секретности.

 Традиция ежегодного совершения крестного хода на гору в день Святого Духа была возрождена в 2001 году по благословению митрополита Симферопольского и Крымского Лазаря.

 

Протоиерей Вадим Маринский