История Накупольных крестов Ореандской Покровской церкви. В.М.Евдокимов . Краевед, фотокорреспондент газеты «Ялта православная » ( г. Ялта )
«Крест воздвигается, и все верные стекаются,
Крест воздвигается, и град торжествует,
и народы совершают празднество».
Святитель Андрей, архиепископ Критский.
Крест – один из древнейших символов, известных многим народам задолго до появления христианства. После Воскресения Христова он стал символом спасения, торжества и славы Христианской Церкви.
Все православные храмы имеют различное количество разнообразных крестов по назначению и форме.
Первый крест в церкви Покрова Пресвятой Богородицы в Ореанде (имение Великого Князя Константина Николаевича) появился в самом начале строительных работ,1 октября 1884 года. В этот день был отслужен водосвятный молебен об освящении местности под постройку церкви. После молебна первый деревянный, восьмиконечный крест был воздвигнут на шестиметровом шесте. Его поставили на месте будущей алтарной апсиды, где он оставался всё время при постройки храма. Крест весь был обвит зеленью и цветами и все присутствующие на молебне восхищались им. Великий Князь Константин Николаевич так описывал это событие: «…погода была чудная, ясная, совершенно летняя, даже жаркая, и весь этот праздник имел чрезвычайно торжественный и трогательный вид и все казались довольными и счастливыми, а я более всех. Господь Бог меня сподобил начать святое дело. Молю Его благословить наше начинание и сподобить нас видеть и его благополучное окончание».
8 июня 1885 года все стены были доведены почти до высоты карнизов. В них были вставлены 6 мраморных крестов, составляющее наружное украшение церкви.
К августу месяцу был построен барабан с куполом, и на него надо было поставить крест. Оставались бы только кровельные и внутренние работы. Хозяин имения был доволен ходом работ. Наконец прибыл купольный крест, который он с нетерпением ожидал. Хотя крест был красив, великолепно вызолочен, но оказался не прочным, и поднять его не представляло никакой возможности. Это разочаровало Великого Князя, поэтому Константин Николаевич, чтобы не оставлять церковь без креста, заказал столяру Кубышко деревянный крест по эскизу князя Г.Г.Гагарина. Деревянный крест был водружен 6(19) августа 1885 года в праздник Преображения Господня. Константин Николаевич, Дмитрий Алексеевич Милютин вместе со строителями храма собственноручно внесли деревянный крест на самый верх купола. Торжественная церемония происходила, по свидетельству Дмитрия Алексеевича, «совершенно просто, в домашней обстановке. Уникальность этого креста состояла в том, что в него был вделан маленький византийский, бронзовый крестик, который нашли в Ореанде при рытье котлована под фундамент дворца. По приказанию Императрицы Александры Фёдоровны, супруги Николая I, он должен был храниться постоянко в имении « Ореанда ». Константин Николаевич тогда же предположил, что по изготовлению и постановке нового металлического креста, этот деревянный купольный крест будет перенесен в алтарь и поставлен там за престолом. Другой деревянный крест, который стоял со дня начала работ и выдержавший и дождь, и снег, и ветер, решили перенести на старый дуб, на котором будет оригинальная звонница.
Наступал праздник Покрова Пресвятой Богородицы, день - когда Великий Князь хотел освятить храм. Но церковная утварь и новый бронзовый золоченный купольный крест задерживался в Москве. До этого Константин Николаевич заброковал еще два креста сделанные на московской фабрике Хлебникова. 20 сентября Константин Николаевич получил известие, что всё будет готово к 27 числу, о чем его известил фабрикант Хлебников.
29 сентября Его Высочество получил известие из Севастополя от полицмейстера Завалишина, что вещи прибыли. Но поезд пришел с опозданием, и погрузить всё на пароход, который плыл в Ялту, опоздали. С погрузкой на лошадей также вышло осложнение, так как накануне все лошади были забраны для проезда генерал-губернатора. Полицмейстер с трудом нашел татарина с четверкой лошадей и, погрузив, отправился в путь. Старания Завалишина увенчались успехом. 30 сентября в 7 часов утра он прибыл в имение. Всё прибыло в целостности и сохранности. Четвертый по счету крест сразу же внесли в церковь. Он очень понравился Великому Князю. В храме отслужили молебен, крест окропили святой водой, и сам Константин Николаевич помог вынести его наружу, к большой деревянной лестнице, доходящей до крыши. Крест стали поднимать талями на верхние леса. Во время работы церковный хор пел: « Спаси Господи люди Твоя и благослови достояние Твое, победы на сопротивныя даруя и Твое сохроняя Крестом Твоим жительство». Когда крест был поднят на верхние леса, старый деревянный вынули из вершины купола и водрузили новый, и он засверкал на солнце яркой позолотой. Его Высочество писал тогда по этому поводу: « Он прелесть как красив, точно кружевной, потому что весь ажурный. В это время было ровно ¾ 8-го и присутствующие хором пропели: « Кресту Твоему поклоняемся Владыко и Святое Воскресение Твое славим». Чудный был момент».2
Работы в церкви продолжались весь день. Вечером служили первое всенощное богослужение и во время его в храм внесли старый деревянный крест, который был на куполе.
Впоследствии в Ореандской церкви кроме этих крестов были другие уникальные кресты. Это Животворящий крест чеканной работы, серебряно-вызолоченный, украшенный драгоценными камнями, посредине в круге с резным изображением Спасителя; рукоятка была сделана из двух пластинок слоновой кости и на нем с боковой стороны славянскими буквами надпись: « В Оріандскую Покровскую Церковь Усердное приношения Ея Императорского Высочества Великой Княгини Елизаветы Маврикиевны». Другой драгоценный крест ( в оливковом ковчеге), серебряный, вызолоченный, филигранной работы,также украшенный драгоценными камнями – Благословение Иерусалимского Патриарха Никодима на сооружение храма в Ореанде, заключало в себе нижеследующие святыни:
а) частицу Животворящего Креста Господня ;
б) частицу губки от страстей Господних ;
в) часть камня от гроба Господня ;
г) частицу мощей священномучеников Пантелеймона, Евфимия, Елеверия, Акакия, Меркурия и Параскевы.
Этот крест был доставлен Великому князю Константину Николаевичу 6 мая 1885 года Борисом Павловичем Мансуровым. «Ты можешь себе вообразить, как я этому несказано рад и счастлив», - признавался Великий князь Александру ВасильевичуГоловнину.
Имелся напрестольный крест малого формата серебряный, вызолоченный, употребляемый при водосвятных молебнах, который являлся усердным приношением Его Императорского Высочества Великого Князя Константина Константиновича.3
В послереволюционный период часть деревянных крестов возможно была уничтожена , драгоценные напрестольные кресты безследно исчезли. Во время нахождения храма в ведение организации « Южберкрым » было дано предписание, уничтожить все культовые признаки как внутри, так и с внешней стороны церкви. 4
Господь Бог не дал этому злодеянию полностью совершиться. Но всётаки, был сломан бронзовый купольный крест, основание которого сейчас хранится в церкви как уникальная реликвия.
После освящения храма в 1993 году на купол был поднят новый, восьмиконечный, временный крест, изготовленный слесарем гаража санатория « Нижняя Ореанда » Виктором Шурухиным.
В форме креста выполнено окно в алтаре. Прежние рамы были сделаны из белого каррарского мрамора, привезенного из Ливорно, и в них были вставлены светлооранжевые стекла, что придавало освещению храма эффект теплого заходящего солнца.
Современное виражное окно изготовлено киевским художником Владимиром Левченко, гармонично вписалось в облик церкви и ее интерьера. После постройки новой звонницы в январе 2002 года на ней воздвигнут крест, выполненный в византийском стиле киевским скульптором Олегом Родзевичем. Им также сделаны два других церковных креста. Один – крест на Голгофе (резьба по дереву), его сейчас можно видеть на левом клиросе в церкви. Другой крест – купольный, выполнен в византийском стиле. Он ажурный, как в былые времена, но сейчас в него ещё вмонтировали цветные витражные стекла, что придает неповторимую красоту. В канун Сретения Господня, 13 февраля 2003 года, этот крест освятил настоятель храма протоиерей Николай Донченко в сослужении иеромонаха Авенира из Киево-Печерской Лавры.
В первый день весны, в субботу 1 марта, состоялось воздвижение креста на купол храма. День выдался солнечный. Специалисты фирмы «Восходитель» вначале демонтировали старый крест, который прослужил 10 лет. Потом стали монтировать новый, и как 118 лет назад хор Покровской церкви и присутствующие прихожане пели тропарь Кресту: « Спаси Господи люди Твоя …». В лучах ласкового, нежного весеннего солнца крест взметнулся ввысь и заиграл всеми цветами радуги от цветных вставок. «Чудный был момент ...», - хочется вспомнить слова Великого Князя Константина Николаевича.
Сейчас в алтаре храма на престоле находится несколько крестов. Два из них уникальные – а) четырехконечный деревянный крест, заключающий в себе частицы мощей священномученика архиепископа Фаддея Тверского, исповедника епископа Василия Кинишемского, святого блаженного Алексия Ивановского и священномученика Михаила Бастурманского; б) восьмиконечный филигранной работы крест, заключающий частицу Животворящего Креста Господняя, а также частицу Голгофы. Так постепенно священные реликвии возвращаются в храм, их можно видеть и благоговейно поклониться, прикоснуться, задуматься и принести плоды истинного покаяния.
Был ещё один крест в имении «Ореанда»
С давних времен, начиная с Андрея Первозванного, устанавливались в Крыму кресты. Воздвижение крестов – это древняя благочестивая христианская традиция. Крест является символом веры и спасения, служит средством для уничтожения вражды и для примирения человека с Богом: «И в одном теле примирить обоих с Богом посредством креста, убив вражду на нем» (Еф. 2, 16).
Устанавливались они в разных особо почитаемых православными местах, чтобы созерцать их очами и сердцем.
Один из таких крестов был установлен на скале в имении. Это уникальная по красоте местность. Поэт В.Г Бенедиктов так писал о ней,
«Прелесть и прелесть! Вглядитесь,
Сколько ее на земле!
Шапку долой! Поклонитесь
Этой чудесной скале!…»5
На ней сохранились остатки древнего городища, возникновение которого относят к VIII в.
В.Х.Кондараки в своем труде «Универсальное описание Крыма» упоминает, что в Ореанде «даже во времена турецкого владычества было поселение с храмом на возвышенности утеса».
С 1825 года Ореанда становится царским имением. В 1837 году вся царская фамилия посещает Южный берег Крыма, и император Николай I подарил «любезнейшей супруге Нашей Императрице Александре Федоровне» имение «Ореанда». 6 30 сентября того же года Императрица, Михаил Семенович с супругой Елизаветой КсаверьевнойВоронцовой, собственноручно воздвигли деревянный крест и посадили куст лавра на вершине скалы. С тех пор скала в Ореанде стала называться Крестовой. Впоследствии деревянный крест заменили чугунным.
В Государственном архиве Крыма есть описание этого креста: «На Крестовой горе чугунный крест, вделанный в цементный раствор в скалу, с застекленными отверстиями для поставки свечей, к нему имеется такой же величины досчатый крест, и так же застекленный: высота – 1,65 сажени (3,46 м), ширина – 0,75 сажени (1,57 м), толщина – 0,24 сажени (0,50 м)».7
Это был великолепный православный крест, который был виден издали. С Крестовой горы, на которой он стоял, открывается неповторимый вид на море, Ореанду и Ялту.
В лихую послереволюционную годину крест был уничтожен, но название горы осталось – «Крестовая».
Несколько лет назад на том месе, где стоял православный крест, был кем-то поставлен знак, вызывающий много вопросов у местных жителей и отдыхающих, со временем на вершине этого знака появился полумесяц. 10 ноября 2008 года прихожане ялтинских церквей взошли на гору и воздвигли 4-метровый деревянный православный крест. Настоятель Воскресенского храма Ялты отец Иоанн Никитенко освятил православную святыню. «Чудесная скала» с новым крестом стала теперь и местом памяти всем погибшим в Первой мировой войне. Ведь освящение креста состоялось накануне 90-летия окончания этой многими забытой войны. Крест является символом веры и спасения, служит средством для уничтожения вражды и для примирения человека с Богом: « И в одном теле примирить обоих с Богом посредством креста, убив вражду на нем» (Еф.2,16).
13 или 14 января произошел акт вандализма. Неизвестными варварами был спилен Поклонный Крест. Не долго ореандовская скала оставалась без креста, 23 февраля прихожанами Покровской церкви и других ялтинских храмов был вновь воздвигли восьмиконечный крест. Крест, который был на куполе Ореандской церкви, ждал своего часа, 10 лет. Он находился за звонницей, теперь вновь над Ореандой. 11 марта 2013 года этот крест вновь был освящен настоятелем церкви Воскресения Христова, протоиереем Иоанном Никитенко.
Источники и литература
1. Краткий исторический очерк по постройке храма в Ореанде. – Спб., 1885г.
2. Краткий исторический очерк по постройке храма в Ореанде – Спб., 1885г.
3. ГААРК Фонд-248 оп-1 ед.хр-663
4. ГААРК Фонд- Р-663 ед.хр-664
5. Крым поэтический атлас. Симферополь. «Таврия» 1989г.
6 ГААРК Фонд- 248 оп-1 ед.хр-11
7. ГААРК Фонд-248 оп-1 ед.хр.-576
ГААРК – Государственный Архив Автономной Республики Крым