Из истории церкви Покрова Пресвятой Богородицы в Ореанде

Автор: Евдокимов В. вкл. . Опубликовано в История храмов епархии

132 года назад состоялось освящение церкви Покрова Пресвятой Богородицы в Ореанде. Чин освящения подробно описан в историческом очерке по постройке церкви Покрова Пресвятой Богородицы в имении «Ореанда», составленный по заказу Великого князя Константина Николаевича в 1885 году.

В этом очерке использованы письма Константина Николаевича к своему другу статс-секретарю Александру Васильевичу  Головнину. Так как многие по ряду причин не могут видеть, что происходит в алтаре при освящении престола, а оно сохранилось почти без изменений до наших дней, то я осмелюсь привести частично этот документ : « … Для совершения освящения церкви были еще приглашены Ливадийский архимандрит Епифаний и еще один приходской священник из Ялты, отец Александр, еще Ливадийский старик диакон и хор Ливадийских певчих, состоящий, под управлением хорошего регента, из мальчиков и девочек Ливадийской школы… Начало службы было назначено в половине 11. Это одна из самых великолепных и торжественных церемоний, какие существуют. Начинается с того, что вся церковная утварь и облачение престола и жертвенника располагаются на большом столе посреди церкви. Этот стол духовенство на руках вносят внутрь алтаря через Царские двери и все присутствующие, сколько их может поместиться, входят в алтарь через Царские двери – и женщины и дети. Стол ставят по правую сторону престола и тогда начинается освящение и обмывание, и облачение самого престола. …На него сперва накладывается верхняя доска из кипарисового дерева.  После окропления ее святою водою священники прибивают ее по углам гвоздями в нарочно для того устроенные в каменном престоле деревянные шашки. Прибивание это делается не молотками, а непременно камнями величиною и формою в небольшую бутылку. Эти камни тут же складывают под престолом между его четырех ножек, где они остаются на вечные времена. Камни эти собраны были на нашем морском берегу. После этого священники одевают на себя поверх риз особого вида полотняные сорочки с рукавами, которые на спине разрезаны и связываются ленточками. Выходит вроде белого халата. Тогда начинают обмывать и верхнюю доску и весь престол теплою водою с мылом. Потом вытирают чистыми полотенцами. Затем наливают крестообразно на верхнюю доску особые ароматы с розовым маслом и растирают их по доске ладонями и снова вытирают полотенцами. Тогда надевают на престол белую полотняную сорочку, которая выкроена по его размерам и плотно весь его закрывает до пола с ножками. Эта сорочка затем пришнуровывается к престолу особым шнуром по верху и по низу, так что она на каждой стороне перекрещивается крестом с угла на угол. Потом на престол навязывается его парчовое облачение или риза. Все это разумеется происходит с каждением и с окроплением святою водою. Потом точно также, но без омовения водою или ароматами, облекается и жертвенник и окропляется вся утварь. Затем о уголь кадильницы возжигается первая свеча и ею уже зажигаются все остальные в паникадилах и подсвечниках. Тогда вся публика выходит из алтаря. В тоже время один из священников кистью, привязанной к длинной жерди, начертывает елеем кресты на стенах церкви на Восток, Запад, Север и Юг. После этого происходит крестный ход, кругом церкви…. Когда крестный ход обойдет всю церковь он находит входную дверь запертою. … Перед дверью ставится молебенный столик, на который кладется несомый священником крест, и тут читаются особенно чудные молитвы и происходит вроде диалога между священником, стоящем вне церкви, и хором певчих, стоящих внутри церкви. Это самый торжественный, самый поразительный момент всей службы. Потом растворяются двери и весь крестный ход вступает в церковь. Затем читается еще несколько молитв и освящение окончено. Тогда служится обыкновенная обедня».       

      Прошло 132 года, были разные времена в истории Покровского храма, времена пламенных молитв Иоанна Кронштадского и Великой княгини Елизаветы Федоровны, и, времена безжалостного и варварского гонения и уничтожения всего святого. Но, как говорил протоиерей Леонид Колчев, последний настоятель Покровской церкви, на погребении императрицы Марии Федоровны в Копенгагене в октябре 1928 года: « … Настанет день и Ты увидишь упавшие цепи кровавого гнета, храмы переполненные горячо и свободно молящимся народом, крестные ходы с целым лесом хоругвей и многочисленными иконами, Ты услышишь гул колоколов и ликование народа Твоего, торжествующего победу правды и истины». Все это мы увидели и услышали на последнем престольном празднике в Нижней Ореанде. Праздничные службы начались 13 октября Всенощным бдением с акафистом Покрова Пресвятой Богородицы возглавил настоятель церкви протоиерей Николай Доненко в сослужении священства епархии. В прекрасный, солнечный день, 14 октября, в восемь утра, перед центральным входом в храм был Водосвятный молебен, который служил о. Александр Емельянов из храма Преображения Господня (село Долинное) Бахчисарайского благочиния. Божественную литургию возглавил настоятель храма Покрова Пресвятой Богородицы митрофорный протоиерей Николай Доненко в сослужении собора священства. С клироса звучали уникальные, незабываемые песнопения. После литургии Крестный ход вокруг храма с чтением Евангелия и окроплением Святой водой. По заведенной традиции всех ждали праздничные угощения. Вспоминаются слова протоиерея Николая Доненко сказанные им на одном из престольных праздников: « …русская государственная мысль выделила этот праздник среди множество других, как особый, как тот который сочетается, на который отзывается сердце русского человека с особенной силой, особым пониманием, с особым упованием, потому, что Покров Пресвятой Богородицы распространяется над теми, кто слаб, кто не защищен, кто нуждается в помощи, кто ищет поддержки и утешения и получает ее свыше».

                                             Владимир Евдокимов.

No images found.