«Владыка Сергий был очень строгий. Во время службы все стояли в храме: не пошевелись!.. Но в то же время это был очень радушный и приветливый человек, а сила духа и вера в Господа, которыми он обладал, заставляли прихожан чувствовать себя с ним спокойнее и увереннее в завтрашнем дне — время то было непростое. Осенит он тебя своим архиерейским крестом — и как будто бы ты вновь народился. Я помню слова взрослых о том, что владыка Сергий — святой человек. Тогда это многие чувствовали». (из воспоминаний Елены Исидоровны Павловой, дочери протоиерея Исидора Павлова, ближайшего помощника архиепископа Елецкого Сергия).
Архиепископ Сергий (в миру Александр Михайлович Зверев) родился 4 февраля 1870 года в селе Петропавловском Бердянского уезда Екатеринодарской губернии (ныне Запорожская область), в семье священника.
Окончил Симферопольское духовное училище, Таврическую духовную семинарию, юридический факультет Санкт-Петербургского университета, Придворную певческую капеллу со званием регента и учителя церковного пения 1-го разряда.
С 1893 по 1897 год обучался в Московской духовной академии, откуда выпустился со степенью кандидата богословия.
8 августа 1899 года был рукоположён во священника и служил инспектором и законоучителем женского епархиального училища Таврической епархии до 7 августа 1912 года. С 23 августа 1899 года был также председателем Таврического епархиального училищного совета, а с сентября того же года — состоял в попечительстве о бедных духовного звания.
19 сентября 1912 года возведён в протоиерея и проходил служение в Министерстве народного просвещения до 1920 года. Также был членом Таврической учёной архивной комиссии с 1915 года.
С ноября 1921 года исполнял обязанности настоятеля Симферопольского Петропавловского собора. Затем принял монашеский постриг с именем Сергий и был возведён в достоинство архимандрита в 1922 году.
4 августа 1922 года был хиротонисан во епископа Севастопольского, викария Таврической епархии. В 1923 году — епископ Мелитопольский, викарий Таврический.
В том году последовал его первый арест 11 мая. Епископ был предварительно заключён в Екатеринославе до 25 июля 1923 года, когда его предполагаемая высылка в Архангельскую губернию была отменена.
По выходе снова был епископом Мелитопольским, Таврическим викарием, и снова был арестован 8 октября 1923 года. Арест, в основе которого стояли доносы и непрекращающаяся клевета, владыка воспринял спокойно, без ропота. Был заключён в Мелитополе, в 1924 году переведён в дом предварительного заключения Харькова и в том году освобождён «за отсутствием состава преступления».
После освобождения уехал в Москву, где проживал без права выезда. С 1924 по 1926 год — временно управляющий Самарской епархией. Во время подготовки к обновленческому лжесобору 1925 года отказался вести какие-либо переговоры с направленной к нему комиссией обновленцев. Напротив, своими многочисленными поездками по епархии добился воссоединения с Матерью-Церковью многих бывших обновленческих приходов. 12 апреля 1925 года присутствовал на погребении святителя патриарха Тихона. Подписал акт о передаче высшей церковной власти митрополиту Крутицкому Петру (Полянскому).
В 1926 году проживал в Самаре без права выезда и тогда же был арестован и осуждён по статье ст. 58-10 УК РСФСР на 2 или 3 года ссылки. Отбывал заключение в Свердловской тюрьме в 1927 году, а в 1927–1929 годах — в ссылке в Тобольской губернии.
В 1927 году возведён в сан архиепископа. В августе 1929 года ссылка окончилась и 25 сентября того года владыка был назначен на Елецкую кафедру. Епархиальную жизнь владыка устраивал, сообразуясь с Евангельской любовью, непрестанно проповедовал всякий раз, как появлялась возможность, бывал на приходах, настойчиво искал легальную возможность сохранить приходы. По некоторым данным в 1929 году некоторое время являлся временно управляющим Воронежской епархией.
Архиепископ Сергий на заседании зимней сессии Временного патриаршего Священного синода 1933—1934 годов (стоит без клобука рядом с портретом патриарха Тихона)
21 января 1935 года он был арестован «за антисоветскую пропаганду». Виновным себя на допросах владыка не признал и был 27 октября 1935 года приговорён к пяти годам исправительно-трудового лагеря за «участие в церковно-монархической группе».
После около годового пребывания в Елецкой тюрьме, был выслан в 1936 году в Карагандинский лагерь НКВД. Владыка работал в 12-м отделении на электростанции. В лагере с другими священнослужителями и мирянами тайно собирался для молитвы, служились тайные панихиды. Ревнуя о Церкви святитель даже в лагере не переставал говорить, что подготовка новых священнослужителей есть первоочередная задача. Все это следователь впоследствии включил в обвинительное заключение и наименовал «нелегальными контрреволюционными сборищами» и «контрреволюционной агитацией». 7 октября 1937 года священномученик был вновь арестован и 20 ноября осуждён по обвинению в «в организации Истинно Православной Церкви» и приговорён к расстрелу. В предъявленном обвинении владыка виновным себя не признал.
Расстрелян в день приговора, 20 ноября 1937 года, в Карагандинском концлагере.
28 ноября 1957 года он был реабилитирован от репрессий 1937 года, а 16 ноября 1992 года — от обвинений 1935 года.
Прославлен 11 июня 1997 года решением Священного Синода Украинской Православной Церкви как местночтимый святой и «архиепископ Мелитопольский», с установлением памяти 1/14 ноября в предполагаемый день мученической кончины. Прославление состоялось в Мелитополе.
Причислен к лику новомучеников и исповедников Российских на Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в августе 2000 года для общецерковного почитания.
Подробнее о жизненном пути священномученика архиепископа Сергия (Зверева) — в нашем материале.
Владыка Сергий всю свою жизнь боролся за чистоту Православия, был необычайно твёрд в деле сохранения единства Церкви Христовой, умел обратиться к самому сердцу согрешившего человека, и многие приходы, отпавшие в обновленчество, вернулись в Православие. Подвиг священномученика Сергия, архиепископа Елецкого — пример евангельской любви ко всем людям, несгибаемой воли в прославлении Православной веры. И в то же время — это пример кротости, видение во всем воли Божией.


