70 лет назад в Северной бухте Севастополя затонул флагман черноморской эскадры советского военно-морского флота линейный корабль (линкор) «Новороссийск».
29 октября 1955 года в 1 час 30 минут в носовой части линкора «Новороссийск» произошел взрыв. Как потом выяснилось, он был такой мощности, что пробил насквозь многопалубный бронированный корпус линкора. В громадную (150 квадратных метров) пробоину хлынули потоки забортной воды. Разрушения пришлись на самую заселенную часть корабля — сразу же погибли 150-175 человек, всего погибли 611 человек, в том числе 32 человека из аварийных партий крейсеров «Михаил Кутузов» и «Молотов», 139 человек были ранены.
Большая часть погибших моряков с линкора «Новороссийск» была похоронена на Братском кладбище в Севастополе.
В 1963 году на кладбище был сооружен мемориал в виде 12-метровой фигуры Скорбящего матроса, отлитого из бронзы гребных винтов линкора.
29 октября у подножия этого мемориала собрались ветераны, историки, представители общественных организаций и просто неравнодушные люди, чтобы почтить память героев и провести торжественную церемонию, посвященную этой трагической дате.
Организаторами выступили Военно-научное общество ЧФ совместно с Севастопольским морским собранием при поддержке командования Черноморским флотом, Института стран СНГ, Морской библиотеки и Союза журналистов Севастополя по инициативе секретаря Военно-научного общества ЧФ, исполнительного директора Института стран СНГ в Севастополе, капитана 1 ранга запаса Сергея Павловича Горбачева.
Началась церемония с заупокойной литии, которую совершил клирик Свято-Никольского храма при кладбище протоиерей Павел Ситак. Священник помолился о воинах нашедших упокоение на Мемориальном кладбище «Родина — сыновьям», на Братском кладбище и о всех воинах во все времена положивших жизни своя за своих ближних, за Родину, за Отечество.
Сегодня в Севастополе проживает только один «новороссиец» — Юрий Валентинович Абрамов. Бывшему командиру 4-й башни, капитану 1 ранга в отставке недавно исполнилось 95 лет, остальных выживших в те роковые сутки уже не осталось с нами. Однако, несмотря на это, память о подвиге черноморцев, как и о самой трагедии, жива, и ее нужно не только хранить, но и передавать новым поколениям, морякам XXI века.








