Исследования истории христианства в Британии фокусируются на социополитических аспектах, упуская культовую архитектуру и предмет почитания святых, что определяет актуальность данной работы. В статье представлен обзор храмов, часовен и других достопримечательностей, посвященных святому Клименту Римскому в Великобритании, что позволяет проследить развитие культа, географию и исторические этапы его почитания на британских островах. Литературные ссылки, встречающиеся в широком доступе, преимущественно представлены материалами, содержащими ограниченный объем информации, в связи с чем, они в настоящей статье не цитируются. Вместе с тем, использованные сведения основаны на материалах, полученных из баз данных, обеспечивающих необходимый уровень достоверности.
Историческое наследие церквей, посвященных святому, широко представленное на территории Англии, свидетельствует о значимости его роли в христианской традиции региона. Одним из наиболее известных памятников является церковь святого Климента Датского в Лондоне (St. Clement Danes, Central Church of the RAF, Strand). Ее история восходит к IX веку, когда храм был основан датской общиной, проживавшей в этом районе. Название храма, несомненно, отражает связь с датской культурой. В научной литературе отмечается возможность захоронения здесь Гарольда I – внебрачного сына короля Кнуда Великого, правителя Англии, Дании и Норвегии [1]. Современное здание церкви Климента Датского было возведено в 1680-х годах на месте раннего храма. В Лондоне на одной из центральных улиц, Истчипе, располагается еще одна церковь святого Климента (St. Clement’s, Eastcheap), упоминания о которой в письменных источниках датируются 1067 годом. Однако, учитывая археологические данные и гипотезы исследователей, культовое сооружение могло существовать уже в римский период.
Значительную роль в контексте изучаемой традиции играет церковь святого Климента в Норвиче (St. Clemet’s Church, Norwich, Norfolk), расположенная на реке Венсам в графстве Норфолк. Город известен одной из старейших саксонских церквей, датируемой 1040 годом. Возвращение в город в 2013 году двух старинных икон, вывезенных английским офицером из Севастополя в период Крымской войны, представляет собой значимый факт в контексте историко-культурных репатриаций церковных реликвий. Выкуп икон был осуществлен братией Севастопольского пещерного монастыря святого Климента, которая приобрела их на одном их частных аукционов [2].
На севере страны, в графстве Северный Йоркшир, находится церковь святого Климента в Йорке (St. Clements’s Church, Grove York). Расположенная у слияния рек Фос и Уз, она связана с одноименным округом – Клементорп (Clementhorpe), функционировала как часть бенедиктинского женского монастыря, основанного в 1130 году. В этом районе сохранилось название улицы, свидетельствующее о важности памяти святого для местного сообщества. В графстве Восточный Сассекс церковь святого Климента в Гастинге (The Church of St. Clement, Hastings) занимает значимое место как одна из старейших в регионе. Первые упоминания датируются 1080 годом, а после разрушений в ходе исторических событий храм восстановили к 1380 году, как символ устойчивости религиозных институтов в условиях политической нестабильности.
Деревня Фискертон в пригороде Линкольншира, известна церковью святого Климента (St. Clemet’s Church, Fiskerton). Возведена на берегу реки Вифэм на месте более древнего сооружения XI века. Ее реставрация в 1863 году отражает тенденции викторианской эпохи по возрождению и сохранению средневекового наследия, свойственным небольшим рыбацким общинам.
Археологический интерес представляет часовня святого Климента в замке Понтефракт (St. Clement’s Chapel, Pontefract Castle) в графстве Уэст-Йоркшир. Построенная в конце XI века внутри крепостных стен, она заменила раннюю саксонскую церковь. Разрушение замка и часовни в 1649 году связано с политическими событиями периода гражданской войны. Стоит отметить, что подобные памятники практически не исследуются и не пользуются интересом научного сообщества. Церковь святого Климента в Роустоне (St. Clement’s Church, Royston, Lincolnshire), освященная в XII веке, демонстрирует преемственность христианских традиций в сельских регионах. Перестройка храма в 1740-х годах отражает изменения архитектурных тенденций и адаптацию церковного зодчества к новым историческим условиям.
Церкви, посвященные святому Клименту, размещены не только в крупных городах Англии, но и в небольших сельских пригородах, образуют отдельную географию сакрального пространства. Одним из ярких примеров является церковь святого Климента в городе Сандвич (The Church of St. Clement in Sadwich, Kent), где культ святого прочно укоренился уже к концу саксонского периода, то есть до нормандского завоевания 1066 года. Современное здание представляет собой уже результат масштабной реконструкции XII века. Согласно исследованию Барбары Кроуфорд, данный храм связан с именем Эдуарда Исповедника и графа Мерсии Леофрика, а проведение богослужений в том время, в присутствии короля свидетельствует о высокой степени почитания святого Климента в англосаксонской королевской среде [1]. Сходные черты обнаруживаются и в истории церкви святого Климента в Вустере (St. Clement’s Church, Worcester, Worcestershire), городе, лежащем на реке Северн. Современное здание было построено в 1823 году, однако существование приходской общины восходит еще к 1120 году, что подтверждает преемственность местной христианской традиции. На юго-западе страны, в графстве Корнуолл, находится церковь святого Климента в Труро (The Church of St. Clement in Truro, Cornwall). Храм, расположенный в долине реки Тресиллиан, с 1249 года связан с именем святого, который считается небесным покровителем данной местности. Перестроенный в 1865 году, он соседствует с Климентовским холмом и одноименным парком, что указывает на локализацию культа в природно-историческом ландшафте региона. Аналогичные примеры отмечаются и на иных географических территориях.
В валлийском городе Райдер (St. Clement’s Church, Rhayader, Powys), расположенном на берегу реки Уай, церковь святого Климента, изначально включенная в структуру местного замка, сохраняет отдельные элементы первоначального здания 1291 года – в частности, купель и надгробные плиты. Здание, реконструированное в 1887-1897 годах, иллюстрирует определенный интерес к наследию периода викторианской неоготики. В графстве Норфолк, на северном побережье, церковь святого Климента в деревне Барнам Оувери (St. Clement’s Church, Burnham Overy) в нормандский период была частью небольшого монастыря. Основанная в начале XII века, она представляет собой пример раннесредневековой монастырской архитектуры, удачно вписанной в сельский пейзаж. На восточной окраине Оксфорда, в районе, известном как St. Clement, с 1122 года существовал храм, посвященный святому Клименту. Современную церковь (St. Clement’s Church, Oxford) построили в 1828 году на месте древнего здания: такая преемственность свойственна многим церквям Англии. Имя Климента закрепилось и в местной топонимике – улица и район названы в честь него.
В графстве Кент церковь святого Климента в Олд Ромни (Church of St. Clement, Old Romney) XII века была возведена на искусственно насыпанном холме, предохранявшем ее от наводнений. Местное предание связывает храм с захоронением одного из рыцарей, участвовавших в крестовых походах под предводительством короля Ричарда Львиное Сердце, что придает объекту особое историко-культурное значение и популярность среди туристов. В Дербишире, в деревне Хорсли (Horsley), сохранились две средневековые церкви святого Иоанна и святого Климента. Последняя датируется приблизительно 1200 годом и представляет собой пример сельской религиозной архитектуры позднего нормандского периода.
В графстве Эссекс, в Западном Тарроке (St. Clemet’s Church, West Thurrock), средневековая церковь с круглой башней-нефом, построенная в начале XII века, впоследствии была расширена. Такой прием иллюстрирует распространенную в Англии тенденцию адаптации архитектурного облика храмов в соответствии с изменяющимися литургическими практиками. Недалеко от Ньюбери в деревне Ашампстед графства Беркшир, церковь святого Климента (Church of St. Clement, Ashampstead) была возведена к концу XII века, скромные размеры и сельская локация не умаляют ее исторической и культурной значимости. Небольшая церковь святого Климента (St. Clement’s Church, Grainthorpe), датируемая 1200 годом расположена в графстве Линкольншир, деревня Грейнторп. Несмотря на скудность письменных свидетельств, сам факт ее существования в этой местности указывает на широту распространения культа святого.
Значимый объект храмовой архитектуры - часовня святого Климента в Чичестерском кафедральном соборе (The Chapel of St. Clement, Chichester Cathedral). Построенная около 1300 года у реки Лавант, она известна своей «Иконой Божественного Света» и составляет неотъемлемую часть духовного и художественного пространства одного из важнейших соборов Англии, основанного в 1075 году.
Церковь святого Климента в Кембридже (The Church of St. Clement, Cambridge), древнем университетском городе восточной Англии, упоминается в письменных источниках с 1215 года и по мнению исследователей, может иметь более древние корни. Основное здание было возведено в XIII веке. Примечательно, что в городе сохранилось название жилого района «Сады Святого Климента» (St. Clement’s Gardens, Thompson’s Lane), что отражает устойчивое культурное присутствие святого в городской топографии.
Таким образом, в географии культа святого Климента в Британии особое место занимают храмы, расположенные в прибрежных и речных регионах, что свидетельствует о характере раннего распространения христианства среди морских и рыболовецких общин. Так, в деревне Солтфлитби (St. Clement's Church, Saltfleetby) в графстве Линкольншир, на побережье Северного моря, храм был возведен в 1225 году, позднее замененный новой постройкой в 1880-х годах. Сходную прибрежную топографию демонстрирует и храм в Ли-он-Си (St. Clement's Church, Leigh-on-Sea), где церковь с башней, с 1248 года служила не только духовным центром, но и ориентиром для моряков, определяя взаимодействие культового сооружения с морской культурой региона.
На территории усадьбы Паудерхам, близ деревни Кентон (Kenton), церковь святого Климента (St. Clement’s Church Powderham) освящена в 1259 году. Историко-культурное пространство в районе реки Экс характеризуется связью с кельтским культурным наследием. Еще один приморский приход – церковь в Скегнесс (St. Clement’s Church, Skegness, Linсolnshire), вероятно, основанная в XIII веке – также отражает процесс наименования климентовских храмов, расположенных вдоль восточного побережья.
Сакральная география церковной топонимики Климента прослеживается и в небольших деревнях, таких как Уорлаби (St. Clement’s Church, Worlaby, North Lincolnshire), где в 1870-х годах здание было построено на основе прежней саксонской конструкции XIII века. То же касается храма в Вителе (St. Clement’s Church, Withiel, Cornwall), где культ святого укоренился с XIII столетия. В болотистой местности на окраине Норфолка расположена церковь в Аутвелле (St. Clement’s Church, Outwell, Norfolk), также датируемая XIII веком, - пример адаптации сакрального пространства к специфическим природным условиям Фенских болот.
В портовом городе Дартмут (St. Clement’s Church, Dartmouth, Devon), где христианская традиция восходит ко времени Третьего крестового похода, церковь св. Климента, старейшая из трех городских, восходит к XIII веку. Храм в деревне Террингтон (St. Clement’s Church, Terrington, Norfolk), датируемый XIV веком, выделяется как центральная достопримечательность населенного пункта и указывает на сохранение культа, в том числе и в аграрных территориях. Сходным образом, церковь в деревне Нолтон (St. Clement’s Church, Knowlton, Kent), построенная в XIV веке и восстановленная в 1855 году, демонстрирует преемственность сакрального пространства в рамках ландшафта усадьбы.
В Ипсвиче (St. Clement’s Church, Ipswich, Suffolk), древнейшем городе Восточной Англии, храм, построенный около 1500 года, является одним из старейших сохранившихся зданий и занимает значительно место в историческом градостроительном ландшафте. Его дополняет более поздний пример в Чорлтон-кам-Харди (St. Clement’s Church, Chorlton-cum-Hardy, Manchester), где нынешнее здание середины XIX века продолжает традицию, восходящую к первой деревянной часовне 1512 года.
Шотландская ветвь представлена, в частности, англиканским приходом в Абердине (St. Clement’s Anglican Church, Abardeen), важнейшем морском центре страны, где в 1828 году была реконструирована церковь на месте прежней постройки XV века. В 1871 году в городе основали отдельную епископальную церковь, в 1970-м перестроив на новом месте (St. Clement’s Episcopal Church, Abardeen). Такие трансформации урбанистического ландшафта зачастую происходят в ущерб культовым сооружениям.
Особый памятник позднесредневековой архитектуры представляет собой церковь в деревне Родел на острове Харрис (St. Clement’s Church, Rodel, Isle of Harris, Scotland), возведенная в 1520 году и хорошо сохранившаяся до настоящего времени. В ее крипте находится усыпальница Александра МакЛауда, восьмого вождя клана МакЛаудов Харриса, придающую дополнительную родовую и мемориальную значимость.
Храм на Кинг-сквер в центре Лондона (St. Clement’s Church, King Square, London), сочетает в себе элементы греческой и готической архитектуры. Он был заложен в 1822 году и с 1852 года служит местом объединенного прихода святых Климента, Варнавы и Матфея. Такой пример демонстрирует эволюцию пространства в условиях структурной реформы церковной жизни. В городе Урмстон, входящем в состав Большого Манчестера, расположена церковь святого Климента (The Church of St. Clement at the corner of Stratford Road, Urmston, Manchester), основанная в 1867 году. Урмстон характеризуется историческим наследием, уходящим в эпоху римского поселения, дополняя статус культового объекта.
Церковь святых Климента и Фомы в Винчестере (Church of St. Thomas and St. Clement in Winchester, Hampshire), основанная в 1847 году, располагается на улице Саутгейт в городе Винчестер, графство Хэмпшир. Архитектурный облик храма воплощает типологические особенности регионального культового строительства середины XIX столетия. В столичном регионе Лондона Кенсингтон функционирует церковь святого Климента (St. Clement’s Church, Kensington, London), возведенная в 1867 году. Объект занимает квартал Ноттинг Дейл на улице Треадголд и относится к западной части центрального Лондона. Факт посвящения храмов святому Клименту в пределах крупных урбанистических центров отражает устойчивую тенденцию в конфигурации сакрального пространства городских агломераций.
На южном побережье Англии, в районе Ньютаун и Олдерни, графстве Дорсет, построена церковь святого Климента в Паркстоуне (St. Clement’s Church, Parkstone, Poole, Dorset) в 1889 году. Географическое расположение храма у Ла-Манша указывает о влиянии прибрежных факторов на архитектурные и строительные решения. В прибрежном поселке Саттон-он-Си графства Линкольншир (The Church of St. Clement’s, Sutton on Sea, Lincolnshire) хпам местные общины возвели в начале XIX века. Поселок расположен в районе Восточный Линдси на берегу Северного моря, недалеко функционирует зал святого Климента (St. Clement’s Hall, Sutton on Sea), как один из культурных центров в этом регионе.
В пригороде курортного города Борнмут – Боскомбе, в графстве Дорсет – находится викторианская церковь святого Климента (St. Clement’s Church, Boscombe, Bournemouth, Dorset), 1870-х годов. Наличие в непосредственной близости от религиозного комплекса образовательных учреждений указывает на его интеграцию в систему социально значимых институтов городской среды. В Большом Манчестере, в городе Рочдейл, располагается церковь святого Климента (The Church of St. Clement, Spotland Neighborhood, Rochdale), в долине реки Роч. Сооружение 1835 года относится к раннему периоду промышленной революции на севере Англии. Город Брэдфорд в Западном Йоркшире известен церковью святого Климента (St. Clement’s Church, Bradford), построенной в 1894 году. Объекты относятся к периоду активного индустриального роста и урбанизации.
Отдельные образцы храмовой архитектуры не дошли до нашего времени в аутентичном виде, будучи либо полностью утрачены, либо капитально перестроены в ходе позднейших преобразований. В юго-западной Англии, в городе Бристоль, на реке Эйвон, существует комплекс, включавший церковь святого Климента, дом и дорогу с соответствующим название (St. Clement’s Church, St. Clement’s House, St. Clement’s Road, Bristol). Храм, возведенный в 1885 году, в настоящее время отсутствует: на его месте пролегает дорога, таким образом изменение городской инфраструктуры в данном случае привело к его утрате. В южной части Лондона, в районе Далвич, храм святых Климента и Петра (St. Clement’s with St. Peter’s Church, Dulwich) был построен в период 1870-1885 годов. Здание было уничтожено в ходе бомбардировок Второй мировой войны и восстановлено в 1957 году. В стенах церкви действует церковно-приходская школа во имя святых Иоанна и Климента, при этом приходские организации зачастую выполняют функции образовательных институтов.
В Шотландии, на берегу Кромарти-Ферт, в городе Дингуолл расположена церковь святого Климента (Dingwall St. Clement’s Church, Dingwall, Scotland). Построенная в начале XIX века, она заменила средневековое здание, к которому в 1510 была пристроена часовня святого Климента. Подобные трансформационные процессы свидетельствуют об устойчивости и долговечности традиции культового почитания. В центральной части Бирмингема, в районе Ничелс, была построена церковь святого Климента (St. Clement’s Church, Nechells, Birmingham) в 1859 году. При храме функционируют школа и клиника, это говорит о комплексном подходе к социальной поддержке населения через церковные учреждения.
В Ливерпуле, портовом городе графства Мерсисайд, церковь святого Климента (Church of St. Clement, Liverpool) возведена в 1841 году. Храм включен в список национального наследия Англии, что подтверждает его архитектурную и историческую значимость. В северо-западной Англии, в графстве Большой Манчестер, в городе Ордсел, находится церковь святого Климента (St. Clement’s Church, Ordsall), построенная в 1878 году. Данный храм признан оригинальным памятником архитектуры викторианского периода.
В городе Линкольн, расположенном в регионе Восточный Мидленд, находится дом приходского священника в честь святого Климента (St. Clement’s Old Rectory, Lincoln). Город известен своим кафедральным собором XIII века, выполненным в стиле английской готики. Резиденция священника, имеющая более чем столетнюю историю, расположена в непосредственной близости к собору, подчеркивая сложившиеся традиции в религиозной инфраструктуре города. В юго-восточной части Англии, в городе Ипсвич (графство Саффолк), располагается Конгрегационалистская церковь святого Климента (St. Clement’s Congregational Church, Ipswich), возведенная в 1887 году. Храм, находящийся вблизи Саффолкского университета, носит имя древней приходской церкви святого Климента и связан с одной из наиболее известных местных фамилий. Между указанными двумя церквями в Ипсвиче расположен приходской зал святого Климента (St. Clement’s Parochial Hall, Ipswich).
Подобная интеграция религиозных учреждений в структуру локального городского сообщества прослеживается также в городе Юэлл (графство Суррей), где находится католическая церковь святого Климента (St. Clement’s Catholic Church, Ewell), 1962 года. При церкви функционирует начальная римско-католическая школа (St. Clement’s Catholic Primary School, Ewell), отражающая тесную связь между религиозной и образовательной сферами в послевоенной Великобритании. Аналогичный подход к приходской деятельности представлен в районе Верхний Опеншоу города Манчестер. Здесь в 1880 году была построена церковь святого Климента (St. Clement’s Church, Higher Openshaw), при которой действует начальная школа англиканской церкви (St. Clement’s C of E Primary School, Higher Openshaw). Традиции образовательного попечения присущи многочисленным католическим и протестантским религиозным общинам.
В Шотландии, в крупном портовом городе Данди, на побережье залива Ферт-оф-Тэй, находится современная церковь святого Климента, совмещенная с начальной школой (Church and Primary School of St. Clement in Dundee). Здание возведено на городской площади, где в Средние века располагалась крупная церковь, также посвященная святому Клименту, что также указывает на преемственность сакральной географии и важность культа святого в регионе. Схожим образом, в южном Уэльсе, в городе-графстве Нит Порт-Толбот, в устье реки Нит, расположена церковь святого Климента в Бритон Ферри (St. Clement’s Church, Briton Ferry), датируемая 1860-ми годами. Объект включен в ряд викторианских храмов, возведенных в период активной урбанизации и индустриализации регионов Британских островов.
Упоминание святого Климента сохраняется также в наименованиях улиц и местности. Так, в районе Ордсалл (Большой Манчестер), где англиканская приходская церковь святого Климента (St. Clement’s Church in Ordsall) была построена в 1870-х годах, соседняя улица носит название San Clement Drive.
В старинном рыбацком поседении Хоуп-Коув на юго-западе Англии (графство Девон), находится церковь святого Климента (St. Clement’s Church, Hope Cove, Devon), время возведения которой остается неустановленным. Примечательно, что небольшая колокольня здания архитектурно напоминает корму корабля, а витражи храма украшены изображениями святых Климента с якорем и рядом апостола Петра, что может интерпретироваться как символ апостольской преемственности. В интерьерах церковных сооружений часто встречаются изображения святого Климента, традиционно представленного с якорем – символом его мученической кончины. Учреждения, носящие имя Климента Римского, нередко избирают этот образ в качестве своего эмблематического знака, что являет собой прямое указание на историко-агиографическое предание о мученической смерти святого в Херсонесе. Данная практика отражает не только память о его страданиях, но и служит визуальным маркером связи с духовным и культурным наследием, требующим осмысления.
Судьба некоторых храмов, названных в честь святого Климента, связана с процессами секуляризации и трансформации городского пространства. Так, церковь святого Климента в Илфорде (графств Эссекс), построенная в 1890-х годах как часовня святого Климента в районе Нечелс города Бирмингема (St. Clement’s Church, Nechells), освященная в 1859 году, была признана избыточной и демонтирована в 1978 году. Помимо храмов, посвященных святому, его имя сохранилось в ряде географических объектов, указывающих на более раннее присутствие. Так, на юго-западе Англии, в графстве Корнуолл, у деревни Моузел расположен небольшой скалистый остров святого Климента (St. Clement’s Isle, Mousehole, Cornwall). В средние века данный район являлся одним из главных портов региона и служил отправной точкой для паломников, направлявшихся на Святую Землю.
Особый интерес представляет юго-восточный округ острова Джерси (нормандские острова), также носящий имя святого Климента (Saint Clement, Jersey). Эта территория, известная своей прибрежной геоморфологией, включает в себя одну из древнейших церквей, посвященных мученику. Первоначальная деревянная церковь была сожжена в период норманнских нашествий, после чего около 911 года началось строительство каменной часовни, преобразованной в приходскую церковь к 1067 году. С 1090 года храм находился под управлением местного аббатства, а в XV веке был значительно расширен, что делает его одним из ключевых центров культа святого Климента на Британских островах.
Почитание святого Климента Римского имеет глубокие исторические корни, связанные с ранним христианством, нормандским влиянием и морской традицией. Он считается покровителем моряков, кузнецов и плотников; в его честь отмечался праздник Old Clem’s Day. Имя святого отражено в топонимике и названии храмов, образовательных и коммерческих учреждений.
Исследованием выявлено 60 культовых объектов, однако данные об их происхождении часто фрагментарны. Особый интерес для исследователей представляют храмы XI века в Истчипе, Йорке, Гастингсе. Все перечисленные факты свидетельствуют о продолжительной устойчивости патронального культа одного из первомучеников Тавриды в англоязычном христианском пространстве. Современные процессы секуляризации и дехристианизации, характерные для европейских стран, во многом обусловливают дефицит научного интереса к исследованию историко-религиозного наследия.
Таким образом, широкое распространение храмов, освященных в честь святого Климента Римского на территории Великобритании, начиная с XI века, можно идентифицировать как историко-культурную аномалию. Учитывая, что данный святой не имел прямой связи с британской христианской традицией, а культ папства в английской церковной историографии воспринимался с настороженностью или даже отторжением, факт устойчивого почитания Климента – римского епископа и мученика – остается во многом необъяснённым. Это обстоятельство диктует необходимость углубленного и системного анализа, включающего использование новых источников, а также изучение влияния внешнеполитических факторов и религиозной динамики церковной среды на процесс формирования сакральной топографии.
Источники и литература (References):
- Крофорд, Б. Э. Культ св. Климента Римского в Северной Европе // Климентовский сборник: материалы VI Международной конференции «Церковная археология: Херсонес – город святого Климента». Севастополь, 2013.
- Иконы времён Крымской войны, вывезенные за границу англичанами, вернулись в Севастополь [Электронный ресурс]. – URL: https://sevastopol.su/news/ikony-vremyon-krymskoy-voyny-vyvezennye-za-granicu-anglichanami-vernulis-v-sevastopol (дата обращения: 21.06.2025).
- Реймсская Псалтирь: Западноевропейские источники по истории Руси [Электронный ресурс]. – URL: https://ruhistor.ru/istochniki_zap_017.html (дата обращения: 21.06.2025).