Священномученик протоиерей Николай Фёдорович Казанский родился в 1874 году в селе Дмитровка Таврической губернии в семье священнослужителя.
По окончании Таврической духовной семинарии Николай Федорович женился на Елене Михайловне. Вскоре, влекомый внутренним призванием, он принимает священный сан. Хиротонию совершил владыка Николай (Зиоров). Нам неизвестны дореволюционные годы жизни отца Николая. Видимо, она была тихой и не особенно примечательной.
Революция застала отца Николая в городе Симферополе, где он был клириком Александро-Невского кафедрального собора. В 1922 году отец Николай был арестован вместе с архиепископом Никодимом (Кротковым) и другими священниками за протест против изъятия богослужебной утвари.
Архиепископ Никодим (Кротков) По групповому «Делу крымского духовенства» его приговорили к трём годам тюремного заключения, которые он провёл в городской тюрьме Нижнего Новгорода. Выйдя на свободу в 1925 году, священник вновь стал служить в Симферополе, открыто проповедуя против обновленчества. Вскоре последовал новый арест. Несколько лет отец Николай провёл в заключении.
В начале 30-х годов он вернулся на служение в столицу Крыма. В то время вёл переписку с бывшим Таврическим архиереем Димитрием (Абашидзе), от которого получал ценные духовные советы и наставления. Отец Николай объединил вокруг себя наиболее твёрдых и верных священнослужителей и мирян и руководил их духовной жизнью.
С 1932 года он стал ближайшим помощником епископа Порфирия (Гулевича); их объединяло совпадение взглядов на духовную и общественную жизнь. В это время в храм, где служил отец Николай, устроился на работу староста Николай Тайнов, секретный сотрудник НКВД, который доносил властям на священнослужителей и прихожан. Вскоре отца Николая арестовали в третий раз. Вернувшись из тюрьмы, где его продержали три месяца, отец Николай рассказывал прихожанам о гонениях на Церковь, о творящихся беззакониях, о том, что обновленцам помогает НКВД.
Епископ Порфирий (Гулевич) За каждым богослужением он призывал молиться о всех владыках, священнослужителях и мирянах, томящихся в лагерях и тюрьмах. Об этих беседах и проповедях церковный староста сообщал в НКВД.
В это время было сфабриковано групповое «Дело епископа Порфирия (Гулевича)». Отец Николай был арестован вместе с владыкой Порфирием и еще десятью священнослужителями.
Священник в свои 62 года держался бодро, на вопросы отвечал просто и кратко. На обвинение в том, что он называл советскую власть антихристовой, отец Николай ответил: «Да, я заявляю, что советская власть, как распространяющая безбожие, является антихристианской властью».
Когда на допросе отца Николая спросили, к какой церковной ориентации он себя относит, священник твёрдо заявил, что он принадлежит к тихоновской ориентации. Это означало, что он не признает обновленчества, которое поддерживала советская власть, и является последователем Патриарха Тихона, которого большевики называли своим открытым врагом.
Николай Казанский Отец Николай был приговорен к пяти годам ссылки и отправлен в Красноярский край, где священник ни при каких обстоятельствах не соглашался снять священническую одежду. И его арестовали в пятый раз. Заключение обвинения гласило: «Ярый тихоновец и враг советской власти». Без суда и следствия священник получил ещё 10 лет лагерей.
Здоровье отца Николая было подорвано, и его поместили в колонию для инвалидов. В 1939 году из Красноярской колонии отец Николай отправил жалобу начальнику Управления НКВД о том, что он осуждён без суда и даже не знает за что. Эта жалоба действия не имела. 20 октября 1942 года протоиерей Николай Казанский скончался в заключении в Устьвытлаге.
В 1989 году прокуратура Красноярского края реабилитировала протоиерея Николая Казанского. Священный синод УПЦ в 1998 году канонизировал отца Николая как местночтимого святого Крымской епархии, в которой он служил большую часть своего свободной от арестов и ссылок земной жизни. 13–16 августа 2000 года Архиерейским Собором Русской Православной Церкви протоиерей Николай Казанский был канонизирован как священномученик.
