Крымская митрополия

Свято-Успенский храм Еникале: от мечети до православной святыни Керчи

Среди множества памятников Керченского полуострова особое место занимает древняя турецкая крепость Еникале (Ени-Кале) — страж Керченского пролива, возведённая в начале XVIII века. Когда в 1771 году сюда вошли русские войска, в крепости насчитывалось трое ворот, одна каменная мечеть и около шестидесяти турецких домов. Но уже тогда в каменных стенах древней твердыни начиналась новая православная страница истории.

После Русско-турецкой войны мечеть в крепости была переделана в церковь. А вскоре, с ростом населения, возникла необходимость в создании приходской церкви. В 1778 году по благословению архиепископа Евгения Славенского и Херсонского в одной из бывших турецких мечетей обустроили церковь — первую в еникальском форштате. Она стала духовным центром для греков, военных, купцов и переселенцев из разных уголков Российской империи.

Но время диктовало свои законы. Угроза новой войны заставила укреплять крепость, и церковь пришлось разобрать. Тогда, в 1792 году, Еникальское общество обратилось к Феодосийскому епископу Моисею с просьбой о благословении на строительство нового храма. Так началась история Свято-Успенской церкви — будущего собора города.

Рождение собора

В 1793 году, к югу от крепости, была заложена новая церковь во имя Успения Пресвятой Богородицы. Через четыре года, в 1797-м, строительство храма было завершено. Его воздвигли на средства прихожан — греков, казаков, моряков. А уже 26 октября 1799 года новая Успенская церковь была торжественно освящена. Под мраморным престолом заложили восьмигранную чашу с надписью имён благотворителей Евстафия Юргандопуло, Ивана Ставраки, Сергея и Дмитрия Трандофилако.

Статус соборного храма подчёркивал духовное значение Успенской церкви — она стала главным православным храмом Еникале. При соборе служили два священника, диаконы, дьячки и пономари; рядом располагались приходские школы, дом для причта, позднее — школа грамотности. К 1914 году в приходе числилось более трёх тысяч душ из Еникале и окрестных деревень — Маяка, Опасного, Капканов и Баксов.

Испытания веры

История Успенского храма тесно переплетена с историей страны. В 1818 году здесь встречали императора Александра I. Во время Крымской войны в его стенах молились и хоронили раненых воинов из военного госпиталя. После войны храм восстановили, а в 1862 году по Высочайше утверждённому проекту возвели новую каменную колокольню.

В годы Первой мировой войны при храме действовало приходское попечительство, собирались пожертвования, собирались посылки на фронт. Приход жил и помогал, пока не пришла новая беда — гонения 1920-х годов.

В 1922 году власти изъяли из храма церковное серебро, в 1930-м Успенский собор был «ликвидирован по требованию населения» — формулировка, прикрывавшая насилие над святыней. Женщины из Еникале, Баксов и Опасного поднялись на протест, дошли до городского исполкома, требуя вернуть святыню. Их арестовали.

Во время Великой Отечественной войны здание собора было разрушено. К 1944 году от некогда величественного храма остались лишь руины.

Память, которая сильнее камня

Прошли десятилетия. И лишь в XXI веке, благодаря усилиям неравнодушных людей, память о храме была возрождена. 21 июля 2005 года на месте Успенского собора был установлен Поклонный крест. На нём высечены слова: «В память соборной церкви Успения Богородицы, основанной в 1797 г. и закрытой в 1930 г., установлен сей крест по благословению митрополита Лазаря».

Свято-Успенский храм Еникале не сохранился в камне, но живёт в памяти, как свидетельство силы духа, верности и благодарности. Его история — это история всего Керченского полуострова, где каждый камень хранит след подвига и молитвы.

Комментарии
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией.
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке:

Characters remaining: 4000