21 сентября Православная Церковь торжественно празднует Рождество Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии.
В церковном календаре это торжество принадлежит к разряду двунадесятых Богородичных праздников и отмечается 8/21 сентября.
Рождение Девы Марии произошло примерно за два десятилетия до начала эры от Рождества Христова, в которой мы сейчас живем. Поскольку рождение будущей Матери Господа символически открывает историю новой, христианской эры, то логично, что именно этот праздник помещен в начало церковного года. Он выражает абсолютный смысл дня Рождения Девы Марии как соучастницы истории нашего спасения.
Содержание самого праздника составляет драматичная история последних лет жизни бездетной пожилой супружеской четы, Иоакима и Анны, принадлежавшей к «мессианскому роду» иудейского царя Давида. Она завершилась рождением Дочери, чье будущее никто не мог предвидеть.
Мессианские ожидания евреев, достигшие в период римской оккупации (с 63 г. до Р.Х.) своего апогея, выражались для потомков династии царя Давида в надежде стать родителями Мессии-Освободителя. Остальные же надеялись на участие их наследников в Его будущем вечном Царстве. Поэтому бесплодие рассматривалось не как физический недостаток, но как наказание Божие за явные или тайные грехи. Не оставивший потомства бесследно исчезал с лица земли и из людской памяти.
Предание повествует, что Иоакиму, однажды хотевшему принести жертву в Иерусалимском храме, было публично указано на его недостоинство. Некий храмовый книжник подошел к нему и сказал: «Не надлежит тебе участвовать в жертвоприношениях, предлагаемых Богу, ибо не благословил тебя Бог и не дал тебе потомство в Израиле». Посрамленный перед народом, старец удалился в пустыню к своим стадам, дав обет не возвращаться до тех пор, пока не получит знамения свыше.
Остававшаяся дома Анна, узнав о бесчестии, постигшем супруга, вышла в слезах и смятении во двор и увидела среди ветвей лаврового дерева гнездо едва оперившихся птиц. Этот зримый укор ее бесплодию был последней каплей, переполнившей чашу страдания несчастной женщины. Рыдая, Анна возвысила голос к Богу: «Господи Боже Всемогущий, давший потомство и плодородие всякой твари, и зверям, и змеям, и рыбам, и птицам, давший им радоваться на своих детенышей! Я приношу Тебе благодарность, ибо Ты приказал мне одной быть лишенной милостей благости Твоей, ибо Ты знаешь, Господи, тайну моего сердца, и я сотворила обет от начала пути моего, что если Ты дашь мне сына или дочь, я посвящу их Тебе в святом храме Твоем».
Молитва была услышана, и явившийся ангел объявил ей о рождении благословенной Дочери. Возблагодарив Бога, Анна поспешила в Иерусалим, чтобы у золотых ворот встретить Иоакима, получившего одновременно с ней такое же благовестие.
Родившуюся вскоре Дочь назвали именем, данным ранее ангелом, — Мариам (Мария), что значит «госпожа» или «княгиня». Девочка, испрошенная у Бога, должна была, по обету родителей, к Нему и вернуться, чтобы воспитываться в обстановке особой ритуальной чистоты при Иерусалимском храме, подготавливаясь к своему единственному в человеческой истории служению. Поэтому в трехлетнем возрасте состоялось Ее церемониальное введение во храм (это тема следующего двунадесятого Богородичного праздника).
Неожиданное и несказанное рождение Марии от пожилых родителей повторяет чудо рождения Ее далекого предка Исаака у престарелых Авраама и Сарры и продолжает библейскую тему «испрошенных» у Бога детей, которым именно ввиду этого предстояло великое будущее. Это Иосиф Прекрасный, пророк Самуил, а незадолго до рождения Спасителя — Иоанн Креститель.
Поэтому Рождество Богородицы — это праздник вселенской радости, как об этом и поется в праздничном тропаре (глас 4): «Рождество Твое, Богородице Дево, радость возвести всей вселенней: из Тебе бо возсия Солнце правды Христос Бог наш, и, разрушив клятву, даде благословение, и, упразднив смерть, дарова нам живот вечный».
В одном из церковных песнопений Богородицу называют таинственной лестницей, по которой стосковавшееся человечество восходило на небо. Дева Мария была связью между Богом и людьми: благоволением Бога к людям и дерзновением людей к Богу. Ведь Дева Мария рождена в нашем мире, но в Ней осуществилась святость, доступная человечеству даже и после грехопадения. Отсюда эпитеты — Всенепорочная, Пресвятая Богородица. Почитание Богородицы так же естественно, как естественна потребность человеческой души в материнской любви, заботе, ласке. Поэтому Богородицу называют в молитвах «Всемилостивая Заступница, Утешительница, Покровительница, Ходатаица (то есть ходатайствующая за нас перед Господом), Предстательница (предстающая за нас перед Богом), Исцелительница». А праздник Рождества Богородицы называют «началом нашего спасения», ведь именно от Девы Марии родился Спаситель Иисус Христос.
Подчеркнем, что праздник Рождества Пресвятой Богородицы считают Днем зарождения Российской государственности. Годовой отсчет здесь идет от призвания новгородцами на княжение варягов — Рюрика, Синеуса и Трувора, которое произошло в 862 году. А вот точной датой Дня зарождения Российской государственности выбрали праздник Рождества Пресвятой Богородицы, поскольку именно 8 сентября по старому стилю, или 21 сентября по новому, в 1380 году войска великого князя Дмитрия Донского одержали победу на Куликовом поле. Как писал Лев Гумилев: «На Куликово поле пошли рати москвичей, владимирцев, суздальцев, а вернулась рать русских, отправившихся жить в Москву, Владимир, Суздаль… Это было началом осознания ими себя как единой целостности — России».