Крымская митрополия

«Останется след души…»

Отдавая дань памяти и уважения русскому поэту Серебряного века, прозаику, журналисту, военному корреспонденту, оставившему свой яркий след в истории Ялты Владимиру Александровичу Шуфу, на мемориальном Поликуровском кладбище торжественно открыли памятную доску.

Инициаторами установки памятного знака выступили его прапраправнуки Кирилл Андреевич и Владимир Андреевич Шуфы, живущие в Москве. Большую помощь в увековечивании памяти выдающегося жителя города будучи заместителем главы администрации города Ялта, а затем депутатом Государственного Совета Республики Крым оказала Жанна Ивановна Кислица и ялтинские городские власти.

В знаковом мероприятии приняли участие: депутат Государственного Совета Республики Крым Жанна Кислица, заместитель главы администрации города Ялта Ренард Кутковский, прапраправнуки поэта Кирилл и Владимир Шуфы, писатель, краевед, публицист исследователь биографии и творчества Шуфа Владимир Кудрявцев из Санкт-Петербурга, председатель Общественного совета Ялты, Почетный гражданин города Людмила Ковалева, председатель Совета ветеранов города Ялта Юрий Кириллов, директор Ялтинского историко-литературного музея Юлия Рудник, председатель Ялтинской организации «Русской общины Крыма» Ирина Алексеева, главный редактор газеты «Ялта» Сергей Сардыко, творческая интеллигенция, общественность. Ведущей выступила заслуженный работник культуры Республики Крым, заместитель директора МБУК «Ялтинская централизованная клубная система» Екатерина Дёмина.

На встрече было сказано много добрых, проникновенных слов. Владимир Кудрявцев поделился своей историей открытия выдающегося сына Отечества, его творчества и удивительной биографии. Настоятель храма святителя Иоанна Златоуста протоиерей Константин Дмитренко прочёл памятную литию.

Необычное памятное мероприятие прошло накануне в экспозиции «Культура Ялты XIX — первой четверти XX вв.» Ялтинского историко–литературного музея — для потомков поэта Серебряного века Владимира Шуфа Владимира и Кирилла провели мероприятие «открытые фонды». Встречу приурочили к 160-летию со дня рождения поэта, жившего и творившего в Ялте.

На встрече в музее заместитель главы администрации Ренард Кутковский вручил потомкам поэта памятные подарки — наборы старинных фотографий «В объективе — Ялта». «Такой видел Ялту поэт Владимир Шуф», — подчеркнул в своем приветственном слове Ренард Владимирович и поблагодарил за сохранение памяти об известном поэте. Гостей также приветствовали директор музея Юлия Рудник и председатель Общественного совета Ялты, Почетный гражданин Ялты Людмила Ковалева.

«Открытые фонды» — это редкая возможность не только увидеть, но и прикоснуться к уникальным экспонатам музея. Владимиру и Кириллу была предоставлена возможность полистать старинные издания — сборники стихотворений прославленного предка, прочитать пожелтевшие и хрупкие листы переписки поэта с друзьями, рассмотреть вблизи уникальные фотографии.

С большим интересом прослушали гости увлекательный рассказ старшего научного сотрудника Зинаиды Левицкой, которая посвятила годы исследованию жизни и творчества поэта-романтика Владимира Шуфа. Именно благодаря ее исследованиям и пристальному вниманию к творчеству Шуфа фонды музея обладают одной из самых внушительных коллекций, связанных с именем поэта — 57 предметов в основном фонде и 28 — в научно-вспомогательном фонде.

В свою очередь Владимир и Кирилл, которые с гордостью носят фамилию Шуф и с увлечением занимаются восстановлением и сохранением памяти о своем известном предке, подарили всем присутствующим сборник стихотворений поэта «Край иной».

Ялта город удивительных людей. Здесь они жили, творили, созидали и эта светлая Память пронесётся сквозь десятилетия.

Владимир Александрович Шуф — поэт-мечтатель, поэт-романтик, репортёр, публицист, путешественник, — родился в Москве, в 1865 году. Уже в юности у Владимира проявились признаки туберкулеза лёгких. Болезнь вынудила уехать его в Ялту, где был куплен клочок земли с домиком. Во время пребывания в Крыму Владимир Шуф сошёлся с Османом Мамутом, который сыграл немалую роль в его жизни, познакомив с легендами Крыма и научив крымско-татарскому языку. Овладев им, Шуф начал собирать местный фольклор и занялся переводами крымско-татарских песен. В 1890 году поэт издаёт первый сборник своих стихов — он так и называется: «Крымские стихотворения».

В августе 1892 года в «Вестнике Европы» появляется большая лирическая поэма Шуфа «Баклан», тепло встреченная критикой и восторженно — Афанасием Фетом и Владимиром Соловьёвым. Оправившись от болезни, Владимир Шуф поступает на службу в Симферопольскую казённую палату, а затем в 1892 году Владимир Шуф вместе с Османом переезжает в Петербург, где вступает в семью сотрудников рабочей газеты «Петербургский листок». К этому времени относятся его превосходные, полные чарующей красоты и талантливого вдохновения, сочинения в прозе «Могила Азиса» и женитьба на певице суворинского театра Марии Ивановой.

В 1897 году Владимир Шуф отправляется на греко-турецкую войну в качестве военного корреспондента от «Петербургского листка», с ним поехал и его верный «оруженосец» Осман. Через полтора месяца Осман и Шуф были заподозрены в шпионаже в пользу турок и арестованы. Они были приговорены к расстрелу, в последний момент чудом избежали его и под покровом ночи, в крытой карете добрались до ближайшего порта… словом, они благополучно вернулись в Петербург.

Итогом поездки Владимира Шуфа на греко-турецкую войну стала книга «Записки военного корреспондента». В 1898 году Владимир Шуф вместе со своим неизменным спутником Османом снова едет на юг в статусе придворного корреспондента «Петербургского листка» при штабе императора Вильгельма — во время поездки того в Палестину, Сирию, Иран, Иорданию, Египет. За работу он был награждён орденом, а итогом поездок стала книга очерков «На Востоке». Шуф уже был известен как автор блистательного, искромётного романа в стихах «Сварогов».

Владимир Шуф был дружен с великим князем, поэтом Константином Романовым, поэтами Семёном Надсоном, Константином Бальмонтом, поэтом и прозаиком Иваном Буниным, философом и поэтом Владимиром Соловьёвым, стихами его восторгался Афанасий Фет. Кругом его общения были Зинаида Гиппиус, Дмитрий Мережковский, Александр Блок, Мирра Лохвицкая, Андрей Белый, Тэффи, Щепкина-Куперник, Мамин-Сибиряк, Антон Чехов и многие другие. Современники называли его «художником живого слова», «крымским Лермонтовым».

В 1902 году Владимир Шуф был командирован от «Петербургского листка» на землетрясение в Шемахе, где едва не погибает в расщелине треснувшей земли. На обратном пути, сидя в вагоне, Шуф создаёт яркую поэтическую картину, поэму «Сальфа. Гибель Шемахи», в которой представил ужасы землетрясения и разрушения цветущего города. Все деньги от издания книги Владимир Шуф передаёт в пользу пострадавших от землетрясения.

В 1902 году Алексей Суворин приглашает Владимира Шуфа в редакцию «Нового времени», где он и работал до последних своих дней. В эти годы он посещает Париж, Берлин, как военный корреспондент — Дальний Восток. На русско-японской войне ему неоднократно доводилось бывать под огнём, он едва не попал в плен. Результатом пятимесячной поездки стали «Воспоминания о Маньчжурской войне» и автобиографический, антиреволюционный роман в прозе с символическим названием «Кто идёт?».

…После войны поэт написал более двухсот прелестных сонетов, которые в 1909 году вместе с произведениями Ивана Бунина и Александра Куприна были выдвинуты на Пушкинскую премию, заслужили подробного разбора великого князя и поэта Константина Романова и удостоились Комиссией почётного Пушкинского отзыва.

В 1910 году поэт снова на греко-турецком фронте, а по возвращении участвует в первом испытании автомобилей-грузовиков, пройдя на офицерском автомобиле от Петербурга до Севастополя. Походная жизнь, тяжёлые переживания отступления серьёзно подорвали его силы. И, тем не менее, в конце 1911 года Владимир Шуф отправляется в свою последнюю дальнюю командировку от газеты «Новое время» — в составе военно-автомобильной команды принимает участие в автомобильном пробеге Петербург–Персия.

Вернулся Владимир Шуф из Персии совсем больной, и едва передвигая ноги, уехал в Ялту. Стихи, поэмы, корреспонденции, фельетоны, басни, эпиграммы, рассказы и юморески этого недоучившегося по болезни, не окончившего гимназии литератора, с удовольствием публиковали многие газеты и журналы. Шуф сотрудничал более чем с 20-ю изданиями, в «Музыкальной газете» вёл критическую колонку. На его стихи писали романсы, кантаты. Знание 4-х языков позволяло Шуфу переводить с немецкого, английского, французского, крымско-татарского.

Владимир Александрович Шуф умер 8 ноября 1913 года, в Ялте, оставив после себя богатое литературное наследие и память о себе как о талантливом поэте, публицисте, военном корреспонденте.

Екатерина Дёмина, заместитель директора МБУК «ЯЦКС»

10 сентября 2025 г.

Комментарии
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией.
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке:

Characters remaining: 4000