Дорогие о Господе Преосвященные владыки, отцы, братья и сестры!
Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!
С чувством глубокой печали и скорби я обращаюсь к вам сегодня. Крымская епархия столкнулась с серьезным испытанием. Вынужден сообщить о запрещении в священнослужении наместника монастыря вмч. Феодора Стратилата иеромонаха Даниила (Лаврова). Эта мера, сколь бы ни была она болезненна, необходима.
История Церкви знает немало примеров, когда монахи, лишившие себя опытного монастырского руководства с самого начала своего иноческого пути, самоуверенно полагались на собственные превратные толкования Священного Писания, на личные измышления в вопросах духовной жизни и этим наносили самый серьезный вред как себе, так и своим доверчивым последователям.
К сожалению, наша епархия не стала исключением. Насаждение в Церковь Христову множества чуждых православию вероучительных домыслов, самочинные нововведения в богослужебную практику, недопустимое нарушение благословения моего предшественника по кафедре митрополита Лазаря – все это переросло у иеромонаха Даниила (Лаврова) в опасное сплетение ошибок в духовной и пастырской практике вплоть до еретических лжеучений. К сожалению, стали известны случаи, когда не только миряне, но и священники, с доверием отнесясь к распространяемым иеромонахом Даниилом самочинным измышлениям, распространяют душепагубную практику на вверенных им приходах.
Как правящий епископ, в силу моей архиерейской присяги и долга пастыря, я обязан, убедившись в достоверности фактов, предотвратить распространение подобных явлений, представляющих несомненную опасность для душ православных христиан.
Решение о запрете священнослужения было принято лишь после того, как многочисленные попытки донести до отца Даниила всю пагубность его заблуждений, угрожающих как ему самому, так и спасению вверенной ему паствы, оказались безрезультатными. Сам я не раз беседовал с о. Даниилом, предостерегая от самочиния в духовной жизни. В монастырь вмч. Феодора Стратилата была направлена специальная епархиальная комиссия для изучения сложившейся в нем ситуации. Беседа с иеромонахом Даниилом и его тремя послушниками, проведенная членами комиссии, вскрыла целый ряд серьезнейших искажений православного вероучения, а также нестроения в духовной и богослужебной практике обители.
Наконец, было созвано внеочередное расширенное заседание Епархиального совета Симферопольской и Крымской епархии. На встречу с иеромонахом Даниилом и его послушниками были приглашены духовники: епископ Ялтинский Нестор, игумен Свято-Успенского мужского монастыря г. Бахчисарая архимандрит Силуан (Макей), настоятель Свято-Георгиевского Балаклавского мужского монастыря г. Севастополя игумен Матфей (Самохин), благочинный по делам монастырей и.о. наместника Свято-Климентовского Инкерманского монастыря иеромонах Кронид (Печевистый), протоиерей Иоанн Пристинский, протоиерей Сергий Халюта, протоиерей Петр Чайковский, протоиерей Богдан Северин, протоиерей Димитрий Гоцкалюк, протоиерей Андрей Кривонис, протоиерей Павел Морозенко, протоиерей Алексей Астапов, ректор Таврической духовной семинарии иеромонах Андрей (Коротков), проректор Таврической духовной семинарии архимандрит Силуан (Пасенко), протодиакон Василий Марущак.
К сожалению, эта долгая беседа, как и предыдущие, оказалась безрезультатной.
В силу того, что ложные учения иеромонаха Даниила распространились в книжных изданиях, в проповедях, в сети Интернет, я должен открыто изложить православный взгляд на каждый факт искажения церковного вероучения. Обязан я сказать и впавшим в соблазн чадам Церкви: пребывание в зловерии, навеянном в ваши души и умы антицерковными взглядами заблудившегося (очень надеюсь, что на время) пастыря, грозит самой серьезной опасностью в главном деле вашей жизни – спасении.
Вот что послужило основанием для отстранения иеромонаха Даниила (Лаврова) от священнослужения.
- Недостаточное знание и непонимание Священного Писания Нового Завета.
- Подчеркнутый акцент на Ветхий Завет в проповедях, поучениях, в личной духовной жизни и в руководстве пасомыми. Пренебрежение Новым Заветом. Произвольное толкование Священного Писания.
- Искажение учения Церкви о любви и смирении.
- Ложное учение о «грехе рода».
- Сознательное пренебрежение святоотеческим опытом духовного руководства иноков и мирян и замена его собственными измышлениями.
- Кощунственное искажение учения Церкви о Божественной Евхаристии.
1. Недостаточное знание и непонимание Священного Писания Нового Завета
Прежде чем говорить о вероучительных ошибках иеромонаха Даниила, необходимо отметить неожиданно открывшуюся перед епархиальной комиссией и перед членами Епархиального совета поразительную неосведомленность наместника монастыря вмч. Феодора Стратилата и его послушников в знании Святого Евангелия.
18 марта 2025 года члены епархиальной комиссии провели беседу с иеромонахом Даниилом и братией монастыря вмч. Феодора Стратилата. Приведу лишь несколько фрагментов стенограммы, сделанной с аудиозаписи, о которой иеромонах Даниил и послушники были оповещены:
Архимандрит Силуан (Пасенко, член епархиальной комиссии): ‒ О чем говорил Иисус Христос Никодиму?
Иеромонах Даниил (Лавров): ‒ Никодим спрашивал о рождении. Христос отвечает о рождении от воды и Духа.
Архимандрит Силуан (Пасенко): ‒ О чем еще шла речь в беседе с Никодимом? Там целая очень важная глава посвящена этому.
Иеромонах Даниил (Лавров): ‒ Дословно не помню.
Игумен Матфей (Самохин): ‒ Кто такой Никодим?
Иеромонах Даниил (Лавров): (не прозвучало ответа).1
Православному христианину известно, что беседа Господа Иисуса Христа с Никодимом ‒ одно и важнейших мест Евангелия от Иоанна. Кроме благовестия о крещении ‒ о рождении «от воды и Духа» (Ин.3:5), именно здесь Спаситель произнес пророческие слова о Своем распятии (Ин.3:14), о Своем снисшествии с небес и о Своем грядущем восшествии (Ин.3:13). Беседа с Никодимом также содержит один из самых известных отрывков из Священного Писания, где прямо раскрывается смысл домостроительства спасения людей: «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную…» (Ин.3:16) Что касается самого Никодима, то он был тайным учеником Господа и членом Синедриона.
Архимандрит Силуан (Пасенко): ‒ О чем говорил Иисус Христос в прощальной беседе с учениками?
Иеромонах Даниил (Лавров): ‒ Самое последнее ‒ бодрствуйте. Они были в горнице, совершили Тайну вечерю. И потом вышли в сад Гефсиманский.
Игумен Матфей (Самохин): ‒ У апостола Иоанна Богослова описывается, что происходило на Тайной вечери? Какая-то особенность была?
Иеромонах Даниил (Лавров): ‒ Что-то есть, да. Не помню.2
В прощальной беседе (Ин.13-17) Господь Иисус Христос дает апостолам новую заповедь, которая будет отличать их от всех остальных людей: «Заповедь новую даю вам, да любите друг друга; как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга» (Ин.15:17). То, что иеромонах Даниил не упоминает об этом, является показателем его многолетнего пренебрежительного отношения к этой главной христианской добродетели. Примеры такого отношения иеромонаха Даниила к учению Господа о христианской любви, ее значении в спасении христианина, насаждение в корне противоположного мировоззрения будет подробно рассмотрено нами.
Также, воспоминая о прощальной беседе Господа, священнику невозможно не сказать об Утешителе, Духе Святом, Которого Спаситель обещал послать ученикам после Своего отшествия ко Отцу (Ин.16:7).
Архимандрит Силуан (Пасенко): ‒ Чем для Вас является Церковь, когда она была установлена?
Иеромонах Даниил (Лавров): ‒ Наверное, если брать по истории, если я не ошибаюсь, Церковь появилась, когда Моисей создал скинию, когда появилось общественное богослужение, пошли жертвоприношения. Господь через Моисея дал для того, чтобы люди уже совершали свое дело в обществе.
Игумен Матфей (Самохин): ‒ А в наше время, после Рождества Христова, когда Церковь появилась?
Иеромонах Даниил (Лавров): ‒ Церковь – это сейчас то общество, собрание верующих.
Архимандрит Силуан (Пасенко): ‒ А когда она появилась? Если в Ветхом Завете вы говорите о скинии, то в Новом Завете? Продолжается просто? Происходили какие-то события особенные?
Иеромонах Даниил (Лавров): ‒ Продолжается. Ну, если брать времена апостольские. Апостолы пошли по миру и стали ставить епископов, то есть уже на разведку пошли. Хотя в первое время они ходили, еще ходили, не знаю почему. Но они уже совершали таинства.3
Нет нужды напоминать о событии рождения христианской Церкви ‒ это сошествие Духа Святого на апостолов в день Пятидесятницы (Деян.2:1-4). Что же касается православного понимания бытия ветхозаветного народа, как периода «приготовления к Церкви», протоиерей Сергий Булгаков пишет на основании творений свт. Иоанна Златоуста, свт. Кирилла Александрийского, прп. Ефрема Сирина, блж. Иеронима Стридонского, что в ветхозаветные времена «силой помощи Божией начинается постепенное оздоровление человеческого рода к тому, чтобы вместить Церковь и принять воплощающегося Христа. Это есть некоторое предварительное воцерковление, приготовление к Церкви, как бы притвор церковный» (прот. С. Булгаков. Очерки учения о Церкви).
В этом смысле странно, что отец Даниил, подчеркивающий свою особую приверженность Ветхому Завету, не имеет православного представления о важнейших истинах Святой Библии.
Исповедовать христианство лишь как продолжение ветхозаветного периода – в корне неверно для православного христианина. Тем более так не подобает мыслить и проповедовать священнику. Подобные примеры как незнания, так и непонимания ключевых мест Священного Писания показали послушники иеромонаха Даниила во время опроса 18 марта 2025 года4 и на расширенном заседании епархиального совета 31 июля 2025 года5.
Диакон Сергий Кульпинов (член епархиальной комиссии): ‒ В чем состоит Новый Завет? Это всем вопрос.
Александр Павлович Самотой (послушник, 9 лет в монастыре): ‒ Новый Завет состоял из крещения. Чтобы люди приняли Христа, крестились во имя Отца и Сына и Святого Духа6.
***
Иеромонах Кронид (Печевистый, член епархиальной комиссии): ‒ Назовите Десять заповедей и Девять заповедей Блаженств.
Кирилл Анатольевич Салмаш (послушник, 15 лет в монастыре): ‒ Аз есмь Бог, помни день субботний (пауза), не убей, не укради, не лжесвидетельствуй, не прелюбодействуй (пауза).
Иеромонах Кронид (Печевистый): ‒ Хорошо, пожалуйста, если помните ‒ заповеди Блаженств.
Кирилл Анатольевич Салмаш и Александр Павлович Самотой: ‒ Блаженные плачущие, яко тии утешатся, блаженные чистые сердцем, яко тии Бога узрят, блаженные кротции… (пауза), блаженнее есте, егда поносят вам… радуйтесь и веселитесь, яко мзда ваша многа на небесех7.
***
Диакон Сергий Кульпинов: ‒- Какое было последнее наставление перед Вознесением?
Послушники: пауза.
Диакон Сергий Кульпинов: ‒ Когда Господь воскрес, какое было Его последнее наставление перед Вознесением?
Александр Павлович Самотой: ‒ Это есть в Евангелии от Марка ‒ это я помню, а слова не помню8.
Впоследствии послушники не смогли ответить на тот же вопрос через четыре с половиной месяца во время расширенного заседания Епархиального совета 31 июля 2025 года.
2. Подчеркнутый акцент на Ветхий Завет в проповедях, поучениях, в личной духовной жизни и в руководстве пасомыми. Пренебрежение Новым Заветом. Произвольное толкование Священного Писания
В книге иеромонаха Даниила «Проповеди» приведены 99 цитат и отсылок к ветхозаветным текстам и лишь 27 – к новозаветным9. В своем сочинении автор обозначает личное кредо: «Евангелие – да, свет. Но важно не просто видеть свет, но важно еще и научиться видеть в свете (вещи). “Научиться видеть” можно, изучая Закон Божий, т.е. читая книги пророков, Второзаконие»10.
В своей книге иеромонах Даниил утверждает, что для очищения души необходимо читать именно ветхозаветные тексты: «Для детей это может быть чтение жития святых, а для взрослых – чтение книг пророков. Пророки дают Закон Божий, правильное чувство, правильное отношение ко всему происходящему. И мы, наполняясь этим духом, понимаем, как правильно поступать в тех или иных ситуациях, принимать правильные решения, как нам правильно почитать Бога, т.е. вся правда в Писании»11.
Показателен факт: в 2013 году иеромонах Даниил обратился за благословением к митрополиту Симферопольскому и Крымскому Лазарю на издание сборника своих проповедей. Совершенно правильный поступок: издание в Церкви книг воспрещается без благословения правящего архиерея. И безусловно каждый священник знаком, с основополагающим 39 правилом Святых Апостолов: «Пресвитеры и диаконы без воли епископа да не совершают ничего. Ибо ему вверен народ Господень и с него потребуется ответ об их душах».
Правящий архиерей митрополит Лазарь, изучив труд иеромонаха Даниила, не дал своего благословения на издание. Такое происходит, если правящий епископ видит в сочинениях автора опасность для своей паствы. Но иеромонах Даниил, несмотря на это, спокойно в том же году издает этот сборник своих проповедей12. Объяснить это можно лишь тем, что священник настолько уверовал в свою духовную исключительность, что посчитал благословение архипастыря для себя ничтожным. Иеромонах Даниил убеждает всех, что ничего не знал публикации, и ее появление стало для него полной неожиданностью. Но тем не менее эта книга, безусловно многократно переизданная, до сегодняшнего дня вот уже 12 лет благополучно продается в его монастыре13.
Но вернемся к характерному отношению иеромонаха Даниила к Писанию. В письме на мое имя он утверждает: «Надо отметить, что "педалирование" терминов "Ветхий" и "Новый" в контексте изучения Слова Божия некорректно. Последнее (Новый Завет!) ‒ это лишь небольшой отрезок в бытии мироздания»14.
Новый Завет – «лишь небольшой отрезок в бытии мироздания»? Эта цитата приоткрывает картину отношения автора к Новому Завету, обнажает один из корней его неправославных взглядов, которые находят выражение в лжеучениях, обращаемых к пастве и искаженной богослужебной практике. По своей сути, они являются частичным повторением положений ереси жидовствующих.
«Считать, что в Евангелии Слово имеет большую ценность, а в Писании Ветхого завета уже утратило актуальность, потому что там Бог наказывает, а тут Бог есть любовь ‒ это и есть та самая ересь Маркиона, в которой меня пытаются обвинить»15, - заявляет иеромонах Даниил.
Да, Евангельское Слово имеет бесконечно большую ценность для православного христианина, чем Ветхий Завет! На это прямо указывает пророк Иеремия: «Вот наступают дни, говорит Господь, когда Я заключу с домом Израиля и с домом Иуды новый завет, не такой завет, какой Я заключил с отцами их … И уже не будут учить друг друга, брат брата, и говорить: "познайте Господа", ибо все сами будут знать Меня, от малого до большого, говорит Господь, потому что Я прощу беззакония их и грехов их уже не воспомяну более» (Иер.31:31,34). В Новом Завете, во Иисусе Христе дается полное и совершенное Откровение Божие (Ин.15:5), в отношении которого Ветхий Завет был лишь детоводителем (Гал.3:24), «тенью» (ирмос 9-й песни канона на праздник Сретения Господня). Поэтому апостол Павел однозначно заключает: «Я умер для закона, чтобы жить для Бога» (Гал.2:19).
Слова иеромонаха вступают в прямое противотечение с самой сутью христианства. Отличие Нового Завета от ветхозаветного закона решительным образом подчеркивает апостол Павел: «Мы уверовали во Христа Иисуса, чтобы оправдаться верою во Христа, а не делами закона; ибо делами закона не оправдается никакая плоть» (Гал.2:16). Слова Священного Писания о Новом Завете, как о новых мехах (Мф.9:17), о Животворящем Духе (2Кор.3:6), не являются фигурой речи. И воплощение Бога-Слова, Его Воскресение, Его Новый Завет, скрепленный Жертвой Божественных Тела и Крови, никак невозможно мыслить, как лишь один из «договоров» между Богом и человеком.
Святая Церковь исповедует эту истину и в Священном Писании, и в святоотеческом учении, и в своих богослужениях. Один из примеров – Догматик 2 гласа. Он раскрывает православное понимание «Закона» ‒ Ветхого Завета и Нового Завета – воплощенного Бога, Христа:
«Прейде сень законная, благодати пришедши: якоже бо купина не сгараше опаляема, тако Дева родила еси и Дева пребыла еси. Вместо столпа огненнаго праведное возсия Солнце, вместо Моисея, Христос, спасение душ наших».
Перевод: «Рассеялась тень закона, когда явилась благодать; как не сгорал, объятый пламенем терновый куст, так и Дева – родила и Девою осталась. Вместо столпа огненного ‒ воссияло Солнце правды, вместо Моисея – Христос, спасение душ наших».
И здесь нет никакого уничижения Ветхого Завета! Речь идет об исполнении откровений великих Пророков и воплощении в Новом Завете Божественного Промысла о спасении человека, открытого Пророкам еще до Рождества Бога-Слова, Господа Иисуса Христа.
Завершим эту тему словами святителей Феофана Затворника и Игнатия (Брянчанинова). Их благословение: православному христианину надлежит в первую очередь изучать Евангелие. Что, конечно же, не отменяет изучение книг Пророков. Но делает ясный акцент на безусловный приоритет Нового Завета.
Святитель Феофан: «Да, ведь с одним Евангелием или Новым Заветом можно целый век прожить и все читать. Все его читать и до конца не дочитаешь. Сто раз прочитай, а там все будет оставаться недочитанное».
Святитель Игнатий: «Научись читать Евангелие: от него услышишь истину, в нем увидишь истину. Истина откроет тебе падение твое и узы лжи, узы самообольщения, которыми невидимо связана душа всякого человека, не обновленного Святым Духом».
Последнее особо актуально в контексте нашего сегодняшнего нелегкого разговора.
Кроме вышесказанного следует отметить, что произвольное толкование Священного Писания нарушает 19 правило Трулльского Пято-Шестого собора, входящего в свод постановления Вселенских соборов Православной Церкви: «Предстоятели церквей должны во всядни, наипаче же во дни воскресные, поучати весь клир и народ словесам благочестия, избирая из Божественнаго Писания разумения и разсуждения истины, и не преступая положенных уже пределов и предания богоносных отец: и аще будет изследуемо слово Писания, то не инако да изъясняют оное, разве как изложили светила и учители церкве в своих писаниях, и сими более да удовлетворяются, нежели составлением собственных слов, дабы, при недостатке умения в сем, не уклонитися от подобающаго. Ибо, чрез учение вышереченных отец, люди, получая познание о добром и достойном избрания, и о неполезном и достойном отвращения, исправляют жизнь свою на лучшее, и не страждут недугом неведения, но внимая учению, побуждают себя к удалению от зла, и, страхом угрожающих наказаний, соделывают свое спасение».
3. Искажение учения Церкви о любви и смирении
В своих проповедях иеромонах Даниил допускает прямо кощунственные высказывания в отношении главных христианских добродетелей – любви и смирения.
Из проповеди от 12 марта 2025 года: «Бог есть любовь! Любовь и все! Вот да, вот любовь! Вот, чтобы прийти к любви Божией ‒ Его нужно бояться, потому что нравственность растится только страхом – это всеобщий закон! По-другому нельзя возрастить нравственность. По-другому нас нельзя воспитать. Уговорами, любовью, кротостью, смирением, молчанием – нет такого! Мы сами это знаем, что люди воспитываются только страхом. Или страхом Божиим животворящим или страхом перед людьми»16.
Сравним у апостола Павла: «Братия! если и впадет человек в какое согрешение, вы, духовные, исправляйте такового в духе кротости, наблюдая каждый за собою, чтобы не быть искушенным. Носите бремена друг друга, и таким образом исполните закон Христов» (Гал.6:1). Здесь – бесценное сокровище христианского откровения, вечные слова о всемогущих благодатью Божией - любви и кротости.
Не вмещая, почему заповедь любви вдруг должна уступать место ветхозаветному правилу «Око за око и зуб за зуб» (Исх.1:24), иеромонах Даниил убеждает паству, что заповедь любви ‒ всего лишь вымысел современных богословов.17
Подобным образом в беседах с духовными чадами иеромонах Даниил ставил под сомнение учение Христа о любви к врагам. По его мнению, «Нагорная проповедь Спасителя – это в том числе не прямое призвание любить даже и врагов, а будто Иисус Христос говорил это фарисеям, что Христос – их враг, и они должны были Его возлюбить».18
Поражает фанатически отстаиваемое иеромонахом Даниилом, его отношение к христианскому смирению: «…Самое опасное, самая важная такая беда, у всех приходящих – вкусить плод смирения. На, вот, смиряйся! Смирение. Никто не знает, что такое смирение ‒ и сразу предлагают читать книгу пророка Исаии, где слова: что "на кого воззрю, ‒ говорил пророк Исаия, ‒ токмо на смиренного и трепещущего словес Моих". Что такое смирение объяснить невозможно и поэтому начинается болезнь. Одни или смиряются, так что становятся пищей для других или их просто убивают, потом пьют их кровь. Или, наоборот, становятся убийцами и пьют чужую кровь. Или готовят пищу для других. Как вот читал по письмам Баламута. Главный закон ада знаете? Или принеси пищу, или будь ей сам. И такое тоже есть. Вот: вы должны смиряться, вы должны смиряться, а потом пьют кровь…»19
Собратья священники и монахи, наши дорогие миряне, братья и сестры! Помните слова Святой Церкви! Слова Господа нашего Иисуса Христа! Слова, непреложные для каждого из Его учеников: «Научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим» (Мф.1:28, 29).
Апостол Петр: «Облекитесь смиренномудрием, потому что Бог гордым противится, а смиренным дает благодать» (1Пет.5:5.).
Апостол Павел: «Будьте единомысленны между собою; не высокомудрствуйте, но последуйте смиренным; не мечтайте о себе» (Рим.12:16).
Святитель Иоанн Златоуст: «Нет ничего приятнее Богу, как смирение; нет ничего ненавистнее, как гордость» (Беседы на Послание к Римлянам, 10).
Авва Иоанн Фивейский: «Монах, прежде всего, должен сохранять смиренномудрие, ибо оно – первая заповедь Спасителя, говорящего: ″Блажени нищии духом, яко тех есть Царствие Небесное″» (Мф.5:3).
Преподобный авва Антоний Великий: «Я видел все сети диавола, распростертые по земле, и, вздохнувши, сказал: кто же обойдет их? И услышал голос, говорящий: смиренномудрие».
Преподобный авва Дорофей: «Смирение есть основание всякой добродетели, ибо без него никто не может ничего доброго сделать».
«Нет ничего выше смирения, и нет ничего хуже гордости». (Поучение 2).
Святитель Феофан Затворник: «Смирение есть начало спасения, средина спасения и конец спасения» (Письма о христианской жизни).
Из искаженного понимания Божественной любви и смирения у иеромонаха Даниила проистекает и искажение заповеди о любви к ближним. В одной из проповедей он развивает мысль о том, что помогать ближним не просто неполезно, но и крайне вредно для души: «К примеру, у людей бывает такой помысел: "Хочу помогать другим!" Это тоже идол. Этот помысел навеян духом нечистым».20
Даже молитва за ближнего, движимая христианской любовью, у иеромонаха Даниила – серьезная опасность, ведущая к утрате благодати: «Кто после прочтения кафизм повторяет имена людей о здравии, об упокоении, очень часто вместо пользы получает прямо противоположное: уныние, раздражительность, слабость телесную, тяжесть. Причина? Имена людей невоцерковленных, пьющих, наркоманов, а за упокой, порой, самоубийц, нераскаянных».21
Более того, иеромонах Даниил учит, что, молясь за ближнего, молящийся заражает этого ближнего своими страстями. «Отец Даниил был против того, чтобы кто-то заказывал о себе или о нем чтение Псалтири в женских монастырях, так как читают Псалтирь не только монахини, но и послушницы, имеющие страсти, а это будто бы передастся тем, за кого они молятся. Он как-то говорил, что утром и вечером чувствует "неприятный прилог" от того, что православные страстные люди молятся о нем в утренних и вечерних молитвах»22, – пишет священник, осознавший ложные учения иеромонаха Даниила.
Эти и подобные взгляды, распространяемые иеромонахом Даниилом в среде своих почитателей, можно назвать как минимум вреднейшим суеверием.
Святые отцы учат нас совсем другому.
Святитель Феофан Затворник: «Спрашиваете о поминовении грешников, в грехе сущих и не оставляющих его. Я думаю, что нет беды поминать, и делайте это ничтоже сумняся. Господь пришел спасать не праведников, а грешников. И молитва Ему о них приятна».
Святой праведный Иоанн Кронштадтский: «…молитва за других весьма полезна и самому молящемуся за других; она очищает сердце, утверждает веру и надежду на Бога и возгревает любовь к Богу и ближнему».
Преподобный Силуан Афонский: «Преподобный Паисий Великий молился за своего ученика, который отрекся от Христа, и когда он молился, явился ему Господь и говорит: "Паисие, за кого ты молишься; ведь он же отрекся от Меня?" Но Преподобный продолжал жалеть своего ученика, и тогда Господь сказал ему: "Паисие, ты Мне уподобился любовью". Так стяжевается мир, и кроме сего другого пути нет. Если кто много молится и постится, но любви к врагам не имеет, то не может иметь он мира душевного».23
Мы не будем обращать внимание на остальные опасные причуды иеромонаха Даниила – такие, как благословение своему юному прихожанину приобретать «ветхозаветную профессию – идти уборщиком на рынок».24
***
Приходится столь подробно разбирать многочисленные измышления нашего, несмотря на все ошибки – любимого собрата, поскольку совсем немалое число его прихожан и почитателей ввергнуты, как говорит апостол Павел, этими «негодными и бабьими баснями» (Тим.4:7) в опасный для души соблазн. Примечательно, что великий византийский толкователь Священного Писания Ветхого и Нового Заветов Евфимий Зигабен поясняет появление этой духовной накипи суеверий ничем иным, как ложным пониманием ветхозаветных традиций:
«Апостол говорит здесь о тех словах, в которых выражаются иудейския наблюдения над обрядовым законом (Гал. 4:10). Он назвал их баснями как слова пустыя. Наблюдения эти имели некогда прообразовательное значение, теперь же они утратили свой смысл, их время прошло, и речи об них, как не своевременныя, суть басни. Бабьими назвал их потому, что они свойственны только старухам, любящим рассказывать басни. Скверными назвал потому, что они недостойны здравого и чистого слуха» (Толкование пастырских посланий Апостола Павла Евфимия Зигабена. Пер. В. Любимова. Тула, 1894. С. 28).
4. Ложное учение о «грехе рода»
Иеромонах Даниил ввел в монастыре молебны и особые проскомидии ‒ «о грехах рода». Это, по его мнению, решало проблемы, с которыми не справлялось «обычное поминовение на проскомидии».25 О. Даниил оправдывает свои неправославные представления и самочинную литургическую практику ссылками на искаженно понимаемое им Священное Писание.
Действительно, в Ветхозаветной книге Исход есть слова: «не поклоняйся им и не служи им, ибо Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвертого [рода], ненавидящих Меня» (Исход 20:5). Сразу отметим здесь важнейшую мысль: вина потомков здесь указана определенно: это – ненависть к Богу. Это грех отцов, передавался поколениям потомков, но не механически, а воспитанием: дети подражали отцам в ненависти к Богу.
Теперь примеры из проповедей иеромонаха Даниила.
«Мы все или почти все: Святейший Патриарх Кирилл отказался от вступления в пионеры, как давно говорили по телевизору, за что Господь и благословил, по-видимому, его таким саном, вышедшие из СССР, несем на себе пресловутый грех отцов и, соответственно, проклятие до третьего и четвертого поколения».26
«Недавно рассказывал один человек, что у его матери сделали уже 3 операции на пищеводе, а облегчения нет. И это с тем, что она регулярно Причащается. По воспоминаниям этой женщины, у нее родственница в деревне слыла сильной гадалкой.
«Молитва "о грехе рода" ‒ это прошение о милости, прощении и прекращении данного действия [смерти в 30 лет, пьянство, бесплодие, раковые болезни] на этом человеке. И, соответственно, благословении Божием».27
«Приходят много женщин, которые не могут родить детей. Они причащаются, молятся. Врачи ничего сделать не могут. Я ищу образы судов из Ветхого Завета, чтобы им помогать».28
«Обычное поминовение “о здравии” на проскомидии в конкретном случае эту проблему не решало. Ненависть длилась лет 10, с соответствующими последствиями. Годовое поминовение " о грехах рода" за ребёнка эту проблему устранило. Да так, что на нем явно почило благословение Божие».29
«Сила этой молитвы в том, что Господь открывает духовную, нравственную причину болезни или непреодолимых обстоятельств».30 Кому открывает? Иеромонаху Даниилу. Вообще на вопросы членов комиссии, неприятные для отца Даниила, он парировал, что по его молитвам совершаются чудеса. Что стоит это за симптомом – понимает каждый, знакомый со святоотеческим наследием.
Вернемся к вопросу о церковном понимании «грехов рода».
В период первых наших встреч иеромонах Даниил придерживался вышеприведенных, опубликованных в книге его проповедей, позиций. Но после того, как мы представили ему святоотеческое понимание этого вопроса, к нашей радости, о. Даниил прислал мне пространную «Объяснительную записку по поводу требы "о грехах рода". В ней он, хотя и оставался непреклонен в позиции, что его особые молебны «более эффективны», но по крайней мере в остальном принял здравую церковную позицию относительно «грехов рода» и даже процитировал несколько высказываний на эту тему святых отцов. Это дало нам добрую надежду на то, что отец Даниил размышляет и ищет правду.
Тем не менее, поскольку неправославные мнения: (якобы вина и наказание – механически переходят на потомков) были широко озвучены и распространены, мы должны привести здесь святоотеческие понимание того, в чем суть вопроса о «грехах рода».
Вот знаменитое толкование на эту тему блж. Иеронима Стридонского на Книгу пророка Иезекииля (Иез.18:1-2):
«Ибо если Он воздает за грехи отцов детям до третьего и четвертого рода, то представляется несправедливым, что один грешит, а другой наказывается. Ибо не за то они наказываются до третьего и четвертого рода, что отцы их грешили, хотя скорее должны были бы быть наказанными отцы, которые грешили, а за то, что они подражали отцам и ненавидели Бога по унаследованному злу и что нечестие перешло с корня также и на ветви».31
То же – из преподобного Ефрема Сирина:
«Бог, по долготерпению Своему, терпит человека лукавого, и сына и внука его; но, если они не покаются, налагает наказание на главу четвертого, как скоро он в лукавстве своем подобен отцам своим». Смысл цитаты совсем не в том, что Бог механически налагает наказание на потомка за вину отцов. Последний подпадает прещению, «как скоро он в лукавстве своем подобен отцам своим» ‒ то есть повторяет богоборческое поведение родителей и предков.
По поводу слов о Спасителе «Кровь Его на нас и на детях наших» (Мф. 27:25) следует привести толкование святителя Иоанна Златоуста, которое согласно с вышеупомянутыми цитатами блж. Иеронима и прп. Ефрема:
«Кровь Его была на них и на детях их, но не на всех детях, а только на тех, которые подражали нечестию и беззаконно отцов, и только те, которые были сынами их не по преемству природы, а по произвольному безумию, подверглись бедствиям».32
5. Искажение святоотеческих традиций духовного окормления иноков и мирян
Подмена святоотеческого учения на свои измышления проявляются в представлениях иеромонаха Даниила об иноческой жизни. На вопрос о смысле монашеской жизни иеромонах Даниил безапелляционно отвечает: «Я вижу это как глубокое изучение Писания, Слова Божия, Откровения Божия».33
Такой ответ не может не вызвать тревоги. Ведь вопрос стоит о самой сути монашества: об основах формирования духовного устроения и самого инока и монашеской обители. Изучение Писания – похвально и важно. Но, очевидно, что для это не обязательно становиться монахом. И уж тем более нельзя учить послушников на основании личных домыслов о монашестве.
Вот как отвечают на вопрос о цели монашеской жизни святые отцы Церкви, наши путеводные звезды на иноческом пути:
Преподобный Максим Исповедник: «Монах есть тот, кто, оставив все житейские заботы, непрестанно прилепляется к Богу в молитве и псалмопении» (Главы о любви, вторая сотница).
Преподобный Иоанн Лествичник: «Если хочешь стать искусным монахом, не угождай своему самовольству и своенравию, но подчини волю свою тем, которые и жизнью, и временем, и трудом возделали уже и привели в устройство Божественный виноградник».
«Монашество есть непрестанное покаяние, непрестанное плач о грехах своих, непрестанное стремление к Богу».
Святитель Игнатий (Брянчанинов): «Знайте, что вы, монашествующие, покусились идти путем кратким, хотя и жестоким, на котором одна только есть стезя, вводящая в заблуждение: она называется самочинием».
Преподобный Паисий Святогорец: «Передо мной, как монахом, стоит следующая задача: вытравить свой частный человеческий дух, привести в порядок сначала себя самого, чтобы стать человеком духовным, потому что в противном случае моя монашеская жизнь не имеет смысла».
Иеромонах Даниил же убедил послушников, что ответы на все вопросы можно получить только у него – у о. Даниила. В этом послушники искренне и многократно убеждали членов комиссии. И еще – в результате личных размышлений, вдохновленных чтением ветхозаветных пророков.
В этой связи среди послушников иеромонаха Даниила насаждается духовная жизнь, прямо противоречащая святоотеческому монашескому пути. Например, по утверждению о. Даниила, новоначальным «противопоказано» читать «Лествицу»34. Как показал опрос, и сам иеромонах Даниил, и его послушники, лишь понаслышке знают «Лествицу», книгу аввы Дорофея, творения святителей Игнатия и Феофана. Их знания святоотеческого наследия (также, как и Нового Завета) поразительно скудны, хотя некоторые послушники прожили в монастыре тринадцать лет!
P.S. для мирян: Здесь перечислены книги, обязательные для чтения новоначальным во всех монастырях. Они – как «Азбука», «Родная речь» и таблица умножения в школе. Но – больше того, книги эти – постоянное чтение монахов, возвращающее к основам иноческой жизни. Так, Оптинские старцы рекомендовали читать «Лествицу» каждые три года35. Тот же совет содержится в наставлениях прп. Нила Сорского36, прп. Паисия Величковского37, свт. Игнатия (Брянчанинова)38, в наставлениях современных нам старцев. Эти чтения – и именно для новоначальных – внесены даже в уставы некоторых монастырей.
Иеромонах Даниил порой преподает послушникам и мирянам примеры самочинного толкования как Писания, так и Предания Святой Церкви в полном отрыве от святоотеческой традиции. Как это происходит? Приведем лишь один из диких (по-другому не скажешь) домыслов:
«В Церкви есть, как я вижу, два пути: один ‒ буквальное умерщвление своего тела. Не самоубийство, но тело высыхает ‒ это постники великие, это столпники, подвижники и т.д. Пример Марии Египетской ‒ тело ее высохло, она уже ничего не ела (в пустыне хлеба не было). Этот подвиг есть. Кому он подходит? Кто может этим подвигом подвизаться и быть богоугодным? Мария Египетская ‒ мы знаем, чем она занималась и очевидно в своем образе жизни наделала очень много абортов. Подумайте: тогда же не было современной контрацепции. А так как она очень много согрешила телом ‒ над телом понесла и озлобление. И поэтому тот, кто согрешил телом ‒ именно телом постится так, чтобы Господь простил этот грех. Многие это делали: многие разбойники так же сильно, очень сильно постились буквально высыхали, но Господь их и простил».39
Это произносится на проповеди! Какому православному христианину, молящемуся Великим постом за Марииным стоянием и слушающему житие великой преподобной, придет на ум такое?! Ответ ясен: только тем, кто свято верит в истину любого своего помысла как в некое откровение. О каких абортах идет речь в житии преподобной Марии?! Пост святой Марии Египетской стал выражением глубокого покаяния, вызванного Божественным Откровением.
А как особым образом «грешили телом» величайшие постники-девственники, имена которых не буду всуе произносить в этом контексте, чтобы, следуя, в буквальном смысле плотскому мудрованию нашего собрата, им необходимо было «именно телом поститься так, чтобы Господь простил этот грех»?
Для себя же иеромонах Даниил изыскал другой способ борьбы со страстями вместо «устаревших» «поста и молитвы».
«Кроме поста есть и другой способ. Мне он ближе. Этот способ – умом страсти подавлять и привести их в норму…мы природу не должны ломать – свои чувства, а должны войти в природные границы. Все чувства. У всех есть голод, у всех есть похоть, у всех есть смех – у всех все есть. Главное, привести в норму, в естественные природные границы. И, собственно, этого будет достаточно, чтобы не было болезней, чтобы не было извращения».40
Судя по всему, истинное и глубокое понимание монашеского целомудрия, кроме как воздержания от телесного соития, о. Даниилу неизвестны.
Архимандрит Силуан (Пасенко, член епархиальной комиссии): — Что такое целомудрие и как его понимают святые отцы?
Иеромонах Даниил (Лавров): — Целомудрие — это воздержание. Прежде всего, это воздержание телесное. То есть без общения с женщиной. Или же это жизнь супружеская, но даже чтобы мыслями не было познавания.
Игумен Матфей (Самохин, член епархиальной комиссии): — Что есть целомудрие сердечное?
Иеромонах Даниил (Лавров): Мысли, чтобы мысли не поползались ни на какую мысль еретическую. Исключительно в Законе Божьем, исключительно в догматике.41
О сущности монашеского и священнического послушании в понимании иеромонаха Даниила мы уже говорили. Для монастыря же он понимает под послушанием всецелое подчинение богослужебному уставу или ветхозаветному закону.42 Так, иеромонах Даниил прямо указал, что изгнал из обители послушника, который «нарушил субботу» ‒ рубил поленья в церковный праздник.43
На вопрос о том, чему сто́ит отдать предпочтение ‒ указанию наместника монастыря или Типикону, иеромонах Даниил категорически утверждает, что необходимо пренебречь послушанием и предпочесть Типикон.44
P.S. для мирян: Типикон представляет собой церковную книгу, регламентирующую порядок совершения православных богослужений. Но в том же Типиконе нередко встречается выражение: «Аще изволит настоятель». Эта формула означает, что именно настоятель управляет богослужением, указывая на возможность выбора тех или иных чтений по своему усмотрению и ответственности.
«Аще изволит настоятель» – не означает, что настоятель может делать все, что ему вздумается. Возможные отступления от буквы Типикона не должны нарушать основных литургических принципов.
В Типиконе мы видим - церковный Устав, определяющий идеальное богослужение. А в демонстративном непослушании по отношению к настоятелю – лишь раздутое «я».
Что же касается монашеского покаяния – то наместник Свято-Феодоровского монастыря сообщает, что у него нет духовника после умершего 20 лет назад наставника. По правилам церковным каждый священнослужитель должен регулярно исповедоваться у епархиального духовника, либо у духовного отца, либо, в монастырях, у духовника братского. Духовник Крымской епархии свидетельствует, что последний раз иеродиакон Даниил (Лавров) был у него на исповеди перед рукоположением во иереи 19 лет назад.
6. Искажение учения о Божественной Евхаристии
Одна ересь неминуемо влечет за собой другую. Так было с теми же жидовствующими: вслед за умалением Нового Завета они пришли к хуле на святую Евхаристию.
К сожалению, с иеромонахом Даниилом и его паствой произошла и эта беда!
Митрополит Тихон: — Все, кто бывают у вас, рассказывают о том, что вы говорите, что через Чашу, если от неё причащался грешник, его страсть может перейти к человеку, который без этого греха.
Иеромонах Даниил (Лавров): — Кто это сказал?
Митрополит Тихон: — (цитирует документ) «Учение о том, что через Причастие люди заражаются страстями тех, кто причащается вместе с ними из одной Чаши в том же храме. Чтобы избежать ″заражения″ при сослужении на соборной службе, а также не ″заразиться″ страстями прихожан у себя в храме, отец Даниил учил, что нужно читать на проскомидии благодарственную молитву с выниманием частицы ″о всех ныне причащающихся″, и тогда ″заражения не происходит″». Было такое или нет? Мы выясняем. Мы должны понять позицию нашего собрата.
Иеромонах Даниил (Лавров): — Я объясню свою позицию. Даже если очень коряво...
Митрополит Тихон: — Объясните мне коряво.
Иеромонах Даниил (Лавров): — У меня душа очень чувствительная. По-другому нельзя. Причащаясь иногда на престольных праздниках, чувствовал большую тяжесть. Почему так происходит? Так не должно быть! Плохое настроение, даже болезнь... А потом у Иоанна Дамаскина прочитал фразу: «Причащаясь с одной Чаши, мы ответственны с тем, кто сейчас причащается с мыслями неправильными...» — там так написано. это точное изложение православной веры, короче.
P.S. Мы не нашли у преподобного Иоанна Дамаскина цитаты с подобными мыслями. При этом святой много пишет о причащающихся недостойно. В том числе с неисповеданными грехами и помыслами.
Иеромонах Даниил (Лавров): — В соборе причащаются очень много людей... Стал..(совершать) проскомидию о всех причащающихся. Я знаю, что приходят к Причастию кто попало. Все подходят – и экстрасенсы, и колдуны. После этого стало спокойно. Много лет делаю так.45
Своим прихожанам он «не благословлял причащаться из других Чаш, мотивируя, что неизвестно, “какого духа люди, из нее причащаются, вдруг они не нашего духа”».46 Если доверявший отцу Даниилу прихожанин причащался в другом храме, он заставлял людей каяться в этом на исповеди у него в монастыре.
Нет нужды доказывать православному христианину, что перед нами прямо бесовское мудрование, принятое несчастным монахом за истину. Это сатанинское кощунство невозможно оценить иначе как богоборческую христологическую ересь, то есть искажение православного учения о Самом Господе Иисусе Христе, пребывающем в Пречистом Своем Теле и Честной Крови – Святых и Животворящих.
Для тех же наших братьев и сестер, ум которых был пленен этой смертельной для души ложью о «заражении грехами» через Того, Кто очищает и исцеляет, приведу единственное и спасительное учение святых и богоносных отцов Церкви.
Святитель Иоанн Златоуст: «Этот жертвенный Агнец очищает весь мир. Причащаясь Его, мы получаем очищение от грехов» (Беседа 82 на Евангелие от Матфея).
Святитель Киприан Карфагенский: «Когда мы принимаем Тело и Кровь Господа, мы получаем прощение грехов и освящение души и тела» (О Господней молитве, 18).
Святитель Кирилл Иерусалимский: «Причащаясь Тела и Крови Христовой, мы становимся сотелесниками и сокровниками Христу, получая от Него очищение грехов и жизнь вечную» (Мистагогические поучения, 4).
Святитель Афанасий Великий: «Тело Господне, принятое нами, уничтожает в нас грех, освящает нас и делает нас причастниками Божественной природы» (Письмо к Серапиону, 4).
Святитель Василий Великий: «Если же мы приобщаемся Тела и Крови Христовой, то, несомненно, получаем очищение от грехов» (Письмо 93)
На это кощунственное отношение к Святым Таинам обращает внимание известный исследователь современного религиозного сектантства А.Л. Дворкин в комментарии на деятельность иеромонаха Даниила: «Иеромонах Даниил выказывает признаки легалистического (т.е. приверженного строгому соблюдению закона) мышления, что и объясняет его увлечение Ветхим Заветом, который он понимает исключительно в оккультно-магическом ключе. Напоминаю, что магическое мировосприятие подразумевает отношения с Богом по принципу "я – Тебе, Ты – мне". Иными словами, нужно совершить некое правильное действие, которое обяжет Бога исполнить просьбу совершившего это действие человека. Роль мага (которую в монастырской общине играет иеромонах Даниил) заключается в том, чтобы ″вычислить″ и подсказать это правильное действие. Фактически иеромонах Даниил претендует на знание судеб Божиих и на понимание Его Промысла о каждом обращающемся к нему человеке.
За любым магическим действием должен стоять простой алгоритм (который маг должен найти и понять). В случае с иеромонахом Даниилом алгоритм – это грехи предков, за которые якобы несут ответственность их потомки (или в его терминологии ″родовые грехи″). Убери их – и человек в этой жизни избавится от большинства скорбей. Соответственно, магическое действие – это прочитанная иеромонахом Даниилом молитва ″о грехе рода″, которая избавляет человека от грехов предков. Причем эта молитва сильнее и действеннее даже Таинства Евхаристии: согласно ″Записке″ иеромонаха Даниила, регулярное причастие не избавляет женщину от страданий, а вот его молитва избавила».47
Р. М. Конь - специалист по сектоведению - в своем комментарии по той же проблеме пишет: «Запрет иеромонаха Даниила на причащение в других храмах и от других чаш под предлогом что они "иного духа" — это свидетельство неверия в Евхаристию как Тело Христово. Действенность Евхаристии не зависит от служащего священника – от того, кто причащает, а исключительно от веры приступающего к Святой Чаше».48
Примечательно, что в первую очередь именно ересь иеромонаха Даниила о святом Причастии легла в основание того, что его, поддавшиеся прельщению прихожане, были фактически загнаны в секту. О создании секты говорит и тот факт, что изоляционизм, болезненная конспирация, слепая вера своему наставнику, вкупе с вероучительными искажениями, привели к тому, что иеромонах Даниил49 убеждал, а несчастные люди верили, что их община ‒ оплот спасения, «а есть ли ещё где-то спасение – неизвестно».50 «Он часто говорил: ″Мы будем в раю″, а также: ″везде неправда″ (имелось в виду, в Церкви). Это настраивало всех прихожан, кто серьёзно ему доверял, против остальных православных и создавало ощущение особой избранности».51
В заключение приведу письмо, буквально на днях полученное мной. Оно пришло из далекого пустынного скита, где сейчас подвизается иеромонах Пафнутий. Он принял решение покинуть монастырь вмч. Феодора Стратилата по причинам, которые будут представлены ниже. Отец Пафнутий пишет, что искренне любит и выражает свою самую сердечную признательность о. Даниилу. Но есть обстоятельства, которые стали для него непреодолимыми в решении уйти от своего духовника. Отец Пафнутий многократно говорил о своих несогласиях с некоторыми духовными позициями о. Даниила, но не нашел понимания. Вспомним слова Христа:
«Если же согрешит против тебя брат твой, пойди и обличи его между тобою и им одним; если послушает тебя, то приобрел ты брата твоего;
если же не послушает, возьми с собою еще одного или двух, дабы устами двух или трех свидетелей подтвердилось всякое слово;
если же не послушает их, скажи церкви; а если и церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь.
Истинно говорю вам: что вы свяжете на земле, то будет связано на небе; и что разрешите на земле, то будет разрешено на небе» (Мф.15.15:18).
Видимо, пришел час, (и, слава Богу, вовремя) когда христианин, понимая свою ответственность перед Церковью, должен, чтобы не стать участником неправды, исполнить слова Спасителя: «Скажи Церкви!»
Вот отрывок из этого письма:
«…В то же время осталось несколько вопросов, которые вызывают смущение и которое выношу на Ваш суд.
- Заповеди Блаженства – не заповеди в буквальном смысле, но «утешения». Прямое предписания имеют лишь заповеди Моисея по ним и надо строить свою жизнь.
- Причастие из одной Чаши ведет к ″заражению страстями, взглядами, мнениями″ причастников. Поэтому наместник старался не допускать к Чаше не единомысленных себе людей.
- Молитва страстного человека плохо влияет на того, о ком молятся. В связи с чем порой иеромонах Даниил либо не благословлял, либо запрещал молиться о себе.
- Стимулировалась исповедь прихожан и братии непосредственно по проповеди. Часто люди исповедовались или в одном и том же, либо с новым опытом о старом. Те, кто не приходили сразу на исповедь или не так исповедовались, попадали в немилость.
- Предложена новая практика ″О грехе рода″, связанная с выниманием частички на Проскомидии.
- Преимущественно в монастыре уделялось внимание изучению Ветхого завета. По этой причине уже после моего перехода ушел послушник.
- Вызывает смущение пастырская практика. Пример. Прихожанке был дан совет на исповеди развестись с мужем, который увлёкся буддизмом. К следующей исповеди иеромонах Даниил ″случайно нашел молитву об удачном замужестве″ и ещё раз предложил развестись с прежним мужем и пообещал помолиться, чтобы она вышла замуж. Прихожанка оставила монастырь. Вопреки совету священника пара сохранилась, сейчас муж принял Православие.
Прошу Вашего Пастырского внимания.
С уважением
иеромонах Пафнутий
2 сентября 2025 г.»52
***
Но кроме констатации беды, надо искать выход из нее.
На Духовном соборе нашей епархии – Епархиальном совете – отцу Даниилу были предложены пути исправления сложившейся ситуации. Их смысл в первую очередь в плодах покаяния – решительного изменения несомненно невольных у него, но безусловно враждебных православию воззрений. Их причина – в отсутствии духовного образования, полученного в семинарии либо в процессе воспитания в общежительном монастыре.
Иеромонах Даниил не имеет духовного образования и за девятнадцать лет священства не попытался даже заочно получить его. Не прошел он, к сожалению, и монастырской школы. В письме ко мне он писал: «По многолетнему опыту, почти все, окончившие духовные заведения, категорически против Божественного Откровения Ветхого Завета, того, на чем, считаю, и основывается православная вера и общечеловеческая нравственность».53
Честно говоря, оторопь берет от такой уверенности! «Почти все, окончившие духовные заведения, категорически против Божественного Откровения Ветхого Завета»! Как можно бросать такое обвинение против своих священников-собратьев, выпускников семинарий, которые составляют основную часть клира Русской Православной Церкви?
Мы соборно предложили о. Даниилу совместить заочный курс духовного образования и проживание в одном из монастырей. А его послушникам, у которых, Бог даст, еще все впереди, – пройти очный курс семинарии. По воскресным дням и праздникам им было благословлено участвовать в богослужениях в обители вмч. Феодора Стратилата.
Почему в другом монастыре? — спросят его чада. Потому что, несмотря на многие годы мужественной и подвижнической жизни в пустыне (а жить в таких условиях как в монастыре вмч. Феодора Стратилата, смогут немногие), опыта жизни в общежительной обители у о. Даниила, по сути, нет.
А такая школа для монаха, собирающегося удалиться в пустынное место, обязателен! Раннее удаление в пустыню, как это много лет назад случилось с недавно крестившемся и только что посвященным в монашество и священство иеромонахом Даниилом, по единодушному уверению святых отцов, неизбежно ведет к развитию прелести.
Святитель Игнатий (Брянчанинов) пишет: «В затвор, в пустыню должно вступать, приготовившись к тому в монастыре продолжительным послушанием, при непрестанном очищении себя покаянием, под руководством опытного наставника... Иначе затвор и пустыня сделаются делом самочиния, порождением гордости, и ввергнут в гибель» (Аскетические опыты, том 1).
Преподобный Нил Синайский: «Не вступай в безмолвие прежде, нежели приобретешь добродетели, иначе безмолвие сделается для тебя не пристанищем, но кораблекрушением» (Письма).
Достаточно сказать, что наш величайший святой преподобный Серафим Саровский, с малых лет возраставший в мире православного учения, лишь после пятнадцати лет монастырской жизни был благословлен на путь пустынножительства! И столь короткий по тем временам срок искуса был связан с явным для монастырских старцев глубочайшим смирением иеромонаха Серафима, что предохраняло его от гордыни, безупречным знанием православного вероучения, искренним послушанием братии и преуспеянием в монашеских подвигах.
На епархиальном совете отец Даниил в ответ на наши предложения в конце концов произнес долгожданное для нас: «Как благословите, владыка».
Но на следующий день он отказался от своих слов.
О. Даниил попросился за штат. Проходить курс духовного образования отказался и не благословил на это своих послушников.
Все вышеизложенное и привело, повторюсь, - к тяжелому решению о запрещении в священнослужении иеромонаха Даниила (Лаврова).
Мы не оставляем попыток достучаться до сердца о. Даниила. В конце августа с ним беседовал епископ Нестор. Через несколько дней – игумен Матфей, наместник Фиолентовского монастыря.
Наконец, слава Богу, забрезжила надежда! Отец Даниил переехал в Фиолент. Епископ Нестор убедил о. Даниила написать покаянное письмо. Тот сделал это. Письмо у меня. Вот, как принес покаяние иеромонах Даниил (он разрешил мне процитировать это письмо):
В послании о. Даниилом переписан Символ Веры и добавлено:
«Если что-то и говорил не так, как учат Отцы, то прошу простить за мою неученость, косноязычные или, может, говорил правильные вещи, но худымисловами и в самонадеянности на свою память, в чем приношу извинения. Прошу простить за непослушание и проявление противления из-за страха перед неведомыми путями Промысла Божия и за человеческую немощь».54
Конечно, и это некий шаг на пути исправления сложившейся ситуации. Но грех соблазна немал! Такое ли покаяние ждет Святая Церковь в нашем очень непростом случае? На это нам указывают святые отцы Православной Церкви, отцы монашества. О нем говорит великий учитель иноков святитель Игнатий (Брянчанинов):
«Искреннее и решительное предание ереси анафеме есть врачевство, окончательно и вполне освобождающее душу от ереси. Без этого врачевства яд богохульства остается в духе человеческом и не престанет колебать его недоумениями и сомнениями, производимыми неистребленным сочувствием к ереси; остаются помыслы, "взимающиеся на разум" Христов (2Кор. 10:5), соделывающие неудобным спасение для одержимого ими, одержимого непокорством и противлением Христу, пребывшего в общении с сатаною.
Врачевство анафемою всегда признавалось необходимым святою Церковью от страшного недуга ереси. Когда блаженный Феодорит, епископ Кирский, предстал на четвертом Вселенском Соборе пред отцами Собора, желая оправдаться во взведенных на него обвинениях, то отцы потребовали от него прежде всего, чтоб он предал анафеме ересиарха Нестория.
Феодорит, отвергавший Нестория, но не так решительно, как отвергала его Церковь, хотел объясниться. Отцы снова потребовали от него, чтоб он решительно, без оговорок, предал анафеме Нестория и его учение. Феодорит опять выразил желание объясниться, но отцы опять потребовали от него анафемы Несторию, угрожая в противном случае признать еретиком самого Феодорита. Феодорит произнес анафему Несторию и всем еретическим учениям того времени.
Тогда отцы прославили Бога, провозгласили Феодорита пастырем православным, а Феодорит уже не требовал объяснения, извергши из души своей причины, возбуждавшие нужду в объяснении».
Святитель Игнатий (Брянчанинов), «О Православии».
И мы, отцы, братья и сестры, ждем часа, когда сможем прославить Бога за нашего возлюбленного собрата иеромонаха Даниила и с чистой совестью провозгласить его пастырем православным, которому вновь можно будет вручить его паству с твердым упованием, что священник поведет ее не к себе, не куда-либо, а к Спасителю, Господу нашему Иисусу Христу, путями Святой Церкви.
Обращаюсь к священникам, монашествующим и мирянам с просьбой о молитвах за иеромонаха Даниила.
+ Тихон,
митрополит Симферопольский и Крымский
8 сентября 2025 года.
1. Из стенограммы опроса иером. Даниила от 18.03.25. ‒ 33:35-34:40.
2. Из стенограммы опроса иером. Даниила от 18.03.25. ‒ 51:13-52:48.
3. Из стенограммы опроса иером. Даниила от 18.03.25. ‒ 1:22:44-1:24:40.
6. Из стенограммы опроса иером. Даниила от 18.03.25. ‒ 7:00-7:30.
12. Даниил (Лавров), иером. Проповеди. ‒ Монастырь великомученика Феодора Стратилата, 2013. ‒ 120 с.
14. Письмо иером. Даниила митрополиту Тихону от 2.08.2025. ‒ С. 1.
16. Из проповеди от 12.03.25 на слова о том, что Царствие Божие силой берется (Мф. 11:12). Часть 2. ‒ 12:08-13:44. ‒ Ссылка на аудио: https://vk.com/audios-19967827 (аудиозапись закрыта сообществом сети Вконтакте «Пещерный монастырь Феодора Стратилата» для общего доступа после 20.08.2025).
18. Докладная записка иерея Романа Колеснёва митрополиту Тихон от 30.07.2025 г. ‒ С. 2.
19. Из проповеди от 12.03.25 на слова о том, что Царствие Божие силой берется (Мф. 11:12). Часть 2. ‒ 9:14-10:50. ‒ Ссылка на аудио: https://vk.com/audios-19967827 (аудиозапись закрыта сообществом сети Вконтакте «Пещерный монастырь Феодора Стратилата» для общего доступа после 20.08.2025).
20. Даниил (Лавров), иером. Проповеди… ‒ С. 16.
22. Докладная записка иерея Романа Колеснёва митрополиту Тихону от 30.07.2025 г. ‒ С. 2.
24. Письмо Москальчук В.А., Салазкина Т.А. митрополиту Тихону.
25. Даниил (Лавров), иером. Объяснительная записка по поводу требы «о грехах рода».‒ С. 3.
29. Даниил (Лавров), иером. Объяснительная записка по поводу требы «о грехах рода». ‒ С. 2.
30. Даниил (Лавров), иером. Объяснительная записка по поводу требы «о грехах рода». ‒ С. 3.
31. См.: Иероним, блж. Толкование на Иез. 18: 1, 2.
33. Из стенограммы опроса иером. Даниила от 18.03.25. ‒ 1:16:00-1:16:33.
34. Из стенограммы опроса иером. Даниила от 18.03.25. ‒ 29:42-30:18.
36. См.: Дионисий (Шленов), иг., Андрей Кордочкин, свящ. Иоанн Лествичник // ПЭ. Т. 24. С. 423.
39. Из проповеди от 6.04.25, о начальствующих. ‒ 18:41-20:22. ‒ Ссылка на аудио: https://vk.com/audio-19967827_456239871_b92f046515cd6a2ec9 (аудиозапись закрыта сообществом сети Вконтакте «Пещерный монастырь Феодора Стратилата» для общего доступа после 20.08.2025)
40. Из проповеди от 6.04.25, о начальствующих. ‒ 20:55 - 23:50.
41. Из стенограммы опроса иером. Даниила от 18.03.25. ‒ 59:13-59:50.
42. Там же. ‒ 1:13:01-1:13:53.
43. Там же. ‒ 1:14:11-1:15:20.
44. Из стенограммы опроса иером. Даниила от 18.03.25. ‒ 1:17:00-1:18:41.
46. Письмо Москальчук В.А., Салазкина Т.А. митрополиту Тихону.
47. Иеромонах Даниил (Лавров) / Дворкин А.Л. ‒ С. 1, 2.
49. Письмо Москальчук В.А., Салазкина Т.А. митрополиту Тихону.
50. Докладная записка иерея Романа Колеснёва митрополиту Тихон от 30.07.2025 г. ‒ С. 3.
52. Письмо иером. Пафнутия митр. Тихону от 2.09.2025 г.