Одно из дореволюционных изданий, посвященных монастырю, сообщало, что Топловский Троице-Параскевиевский женский монастырь находится на Крымском полуострове, в южной части Феодосийского уезда, в 70 верстах от губернского города Симферополя, близ греческой деревушки Топлу (в советское время — Тополевка). Почему здесь, в столь удаленной местности, возник монастырь?
В окрестностях Топлу находились остатки средневековых христианских храмов, некоторые из них сохранились до наших дней. В самой деревне, возле небольшого пруда, имелись развалины фундамента средневековой греческой церкви, которая по свидетельству местных жителей, носила имя св.преподобномученицы Параскевы. Неподалеку от этих мест, возле деревни Ортолан (ныне село Земляничное) также были обнаружены руины древней церкви во имя этой же святой. Сам же монастырский источник, носящий имя св. Параскевы, вытекал из-под развалин одноименной церкви, от которых сейчас ничего не осталось, они были уничтожены при благоустройстве источника еще в середине XIX века.
Имелась еще одна церковь во имя св.преподобномученицы Параскевы — рядом с Судакской крепостью. Этот греческий храм также был заброшен после переселения христиан в Приазовье, а впоследствии немецкие колонисты-лютеране использовали его под кирху. Такое обилие храмов во имя одной святой не простое совпадение. Оно объяснялось тем, что у местных жителей издавна существовало верование, что именно в этих местах преподобномученица Параскева претерпела свои последние страдания и приняла мученический венец, а целебный источник забил на месте ее казни.
В 1863 году рядом с источником был возведен небольшой храм. В день памяти св. преподобномученицы Параскевы, 26 июля (по ст. стилю) 1863 г. епископ Таврический Алексий при большом стечении народа торжественно освятил вновь сооруженную церковь, и с того дня в ней начались богослужения. Ну, а сам Топловский монастырь открылся 25 сентября 1864 г. Владыка Алексий отслужил при чудотворном источнике молебен, а после молебна в церкви св. преподобномученицы Параскевы совершил Божественную литургию, в конце которой обратился со словом наставления девяти насельницам обители, среди которых была и престарелая болгарка Константина. Впоследствии отшельница (в монашестве Параскева) приняла пострижение во вновь образованной обители, где и скончалась в 1874 г.
Первые годы монастырь преследовали неудачи. Затянувшийся процесс передачи земельных владений Зотовых в течение двух лет не позволял приступить к строительству. Инокини продолжали ютиться в землянках. После разрешения проблемы новым архиепископом Гурием временное управление обителью было поручено монахине Надежде. На средства, вырученные от 9 акций, завещанных архиепископом Иннокентием, а также полученные в виде материальной помощи прихожан, рядом с монастырской церковью был построен одноэтажный дом.
С 1872 г. обителью управляла монахиня Аполлинария, переведенная из Одесского Михайловского монастыря. В течение двух лет были выстроены дом для священнослужителей, трапезная с кухней и ряд хозяйственных помещений.
В 1874 г. к архиепископу Гурию обратилась игуменья Московского Страстного монастыря Валерия, пожелавшая возглавить Топловский монастырь. 14 февраля 1875 г. указом Святейшего Синода она была назначена первой настоятельницей этой обители. За три года ее управления был выстроен только настоятельский дом, обитель обросла долгами и едва устроенное хозяйство пришло в полный упадок. Игуменью уволили, однако долги остались. Архиепископ Гурий, инициировавший назначение незадачливой настоятельницы, ссудил сестрам 1500 руб. для погашения задолженности и из них 1000 руб. после смерти отказал в пользу монастыря. Остальная сумма была постепенно выплачена самим монастырем.
В 1889 г. игуменью Манефу сменила монахиня Параскева, в прошлом послушница Вячеслава (О. И. Родимцева), прибывшая из Московского Страстного монастыря еще с первой настоятельницей, исполнявшая обязанности секретаря и казначея совета. На следующий год она была возведена в сан игуменьи и управляла монастырем до 1928 г.
При управлении обеих настоятельниц Троице-Параскевиевский монастырь достиг благополучия. Обитель имела 480 десятин сельскохозяйственных и лесных угодий, в том числе хутор Ималакташ и два хутора в долине р. Мокрый Индол. Масштабные строительные работы в монастыре начались в 1880 г. с реконструкции бани и прачечной. В 1882 г. был благоустроен источник св. Параскевы, резервуар выложен гранитом, а полукруглая стена около него украшена иконами. Вблизи церкви устроен фонтан, куда направлялась вода из ближайших горных источников. В 1883 г. рядом с чудотворным источником устроена купальня с двумя отделениями и резервуаром. В 1885–1886 гг. благоустроена дорога в монастырь и сооружена мельница.
Маленькая церковь обители уже не вмещала всех инокинь и богомольцев. На строительство нового храма во имя Живоначальной Троицы средств не хватило. Тем не менее 24 июля 1894 года состоялось торжественное освящение места и закладка нового храма. Проектировал его архитектор Валентин Августович Фельдман. Двухэтажный собор был задуман в русском стиле XVII в. В нижнем этаже располагалась бы церковь во имя св. прпмчц. Параскевы, усыпальницы и отопительные паровики. Верхний храм должен был быть трехпрестольным: главный престол во имя Святой Троицы, северный — Архистратига Михаила, южный — Успения Божией Матери. Верхний храм рассчитывался на 700, а нижний на 200 человек. По заключенному с подрядчиком условию сооружение собора должно вестись в течение 10 лет, и закончить его не позже 1905 года. Строительство собора не было закончено по причине войны, революции, закрытия монастыря. В 1929 году собор был взорван.
Но в годы расцвета обители никто и предположить не мог, что надвигается целая эпоха лихолетья. Монастырь жил, развивался, строился. 15 сентября 1887 г. началась реконструкция старой церкви св. Параскевы. К ней была пристроена колокольня и расширено помещение. 24 июля 1888 г. перестроенная церковь была вновь освящена архиепископом Мартинианом.
Возрастающий поток богомольцев заставил сестер начать строительство двухэтажной гостиницы на 30 номеров, с трапезной и кухней. Она приняла первых посетителей в 1890 г. На месте ветхого домика настоятельницы Валерии в 1891 г. был возведен двухэтажный корпус для настоятельницы и сестер. Монастырь обладал рядом священных реликвий, которые привлекали паломников. 26 апреля 1887 г. инокини получили в дар от Старо-Афонского Пантелеймоновского монастыря частицы мощей св. Параскевы. Наиболее ценные пожертвования из семейных реликвий сделал граф Н. Ф. Гейден: древний список с Казанской иконы Божьей Матери и крест с мощами Киево-Печерских угодников.
В конце ХIХ века Топловский женский монастырь был самым крупным в Крыму. Начав с 7 сестер, нашедших здесь приют в день открытия обители, к 1887 г. число обитательниц достигло к 1897 г. — 208. В 1917 г. число монашествующих выросло до 241. Во время гражданской войны, в 1919 г. монастырь был ограблен.
После установления советской власти и национализации имущества 244 монахини и послушницы образовали сельскохозяйственную артель (с 1927 г. артель «Женский труд»), которая просуществовала до 1929 г., сохраняя монастырский уклад жизни. Храмы были переданы общине верующих. Несмотря на то, что трудовая артель относилась к одному из немногих образцовых хозяйств, как и остальные монастыри Крыма, Троице-Параскевиевская Топловская обитель была закрыта, и на части ее земельных угодий создан совхоз «Безбожник».
С 1993 г. Троице-Параскевиевский женский монастырь возрожден. Милостью Божией восстановлен и собор в честь Живоначальной Троицы. Богослужебный круг молитвы не прерывается, сестры читают неусыпаемую псалтирь.
Подробнее об истории и дне сегодняшнем Топловского монастыря — на сайте обители и на сайте Крымской митрополии.