Крымская митрополия

Важнейшее место для всего мирового Православия

Херсонес. День Крещения Руси

О важности события более чем тысячелетней давности – крещении князя Владимира в Корсуни, об истории святого места и дне сегодняшнем Херсонеса – в интервью порталу Крымской митрополии рассказывает благочинный Центрального церковного округа г. Севастополя протоиерей Сергий Халюта.

- Накануне празднования 1037-летия Крещения Руси историков, исследователей все еще занимает вопрос: почему же князь Владимир принял именно такое решение? Ведь Новгородский князь Владимир, захватив Киев в 978 году, занялся укреплением (и даже реформацией) языческого культа. Воздвиг в Киеве капище с идолами… И проходит всего неколько лет… принимает христианскую веру. Какие причины такого «поворота» оказались самыми вескими, на Ваш взгляд?

Отвечая на этот вопрос в контексте празднования 1037-летия Крещения Руси, нужно вспомнить о том, что святая благоверная равноапостольная великая княгиня Ольга, бабушка князя Владимира, была христианкой. И первые ростки христианства, такие важные ростки в древней Киевской Руси были посажены именно равноапостольной Ольгой. Появились храмы. Она была практикующей, как сейчас принято говорить, христианкой. Не тайной христианкой, а именно практикующей христианкой. Она была принята своим народом с ее исповедованием. Нужно вспомнить и о том, что задолго до княгини Ольги князь Аскольд, который тоже принял христианство в Константинополе, не был принят своим народом и был убит именно по причине и провала военного похода, который он возглавлял, и, конечно же, по причине отхождения от отеческой веры. Поэтому влияние княгини Ольги на подрастающего внука, князя Владимира, оно имело место быть. И в его сердце, несмотря на то, что для него был таким примером для подражания его отец Святослав Игоревич, язычник, воин, завоеватель, бесконечно участвующий в различных походах. Человек, которого прославляли славяне. Человек, которого любили воины, любила дружина. Конечно же, он был для него примером. Но тихая проповедь, тихое миссионерское делание святой работы княгиней Ольгой, в какой-то момент принесло явный успех.

Нужно вспомнить притчу о Сеятеле, которую мы читаем в Священном Писании Нового Завета. И вот как раз то зерно, которое попало в благодатную почву, дало в нужное время свои всходы. Конечно, князь Владимир подражал своему отцу. По-иному невозможно было управлять тогда древней Киевской Русью, невозможно было управлять совершенно разношерстными славянскими племенами, это и древляне, и поляне, и прочие племена. А ведь у каждого племени был свой языческий культ. И каждое племя поклонялось своему культу. Поэтому князь Владимир попытался создать государство, объединить все племена славянские, создав капище в Киеве, создав пантеон всех богов, которым поклонялись язычники. Буквально накануне крещения святого равноапостольного князя Владимира, вспоминаем события, когда были принесены в жертву убитые два христианина, варяги Юрий и Федор. Непосредственным участником этого убийства был будущий святой князь Владимир Святославович. Конечно, очень сложно было поверить за несколько лет до крещения Руси, до крещения князя Владимира, что он примет свет Христовой истины. Но в дальнейшем здесь нужно увидеть промысел Божий.

Промысел Божий вел будущего святого равноапостольного князя Владимира к свету и истине своей. Мы видим его, когда князь Владимир выполняя договоренности с императорами-соправителями Василием II и Константином VIII, помогает им в преодолении смуты, которая тогда возникла в Византийской империи из-за бунта военачальника Варда Фока. Дружина князя Владимира действительно сыграла решающую роль в преодолении этой смуты, этого восстания, этой гражданской войны в Византийской империи. Мы видим его и в тех обещаниях византийских императоров - не только материального вознаграждения, ведь князь Владимир осознал, что для укрепления государственности ему нужно объединиться или породниться с самой мощной державой того времени - Византийской империей. Поэтому одно из требований князя Владимира было отдать ему в жены царицу Византии, сестру императоров Анну, что, в общем-то, для законов Византийской империи было совершенно невозможно, совершенно неприемлемо.

И вот Господь ведет князя Владимира к Корсуни - древнему Херсонесу, где он не может преодолеть крепостные стены в течение более чем 9 месяцев. И здесь мы тоже можем увидеть промыслительность Божию. Как женщина в утробе вынашивает младенца 9 месяцев для того, чтобы он появился на свет, для земной жизни, так и Господь удерживал князя Владимира 9 месяцев у стен Херсонеса и поразил его неизвестной болезнью. По промыслу Божьему, князь Владимир заболевает и результатом заболевания становится полная слепота. Слепой молодой, 25-летний князь Владимир входит в Херсонес немощным человеком. И здесь уже мы видим перерождение из того состояния, о котором говорит преподобный Нестор Летописец, что князь Владимир был как зверь, то есть был похож на зверя своей жизнью. И здесь мы видим совершенно другого человека уже - кроткого, смиренного, который обрел в сердце своем свет Христовой истины и стремится принять крещение.

Конечно же, светские, неправославные ученые, особенно советские ученые, говорили о том, что князь Владимир это сделал исключительно из политических соображений, потому что невозможно было ему жениться на царице Анны, невозможно было породниться с Византией. Поэтому он принимает такое решение. Но мы, православные христиане, люди изучающие «Повесть временных лет», интересующиеся историей нашего Отечества, все же видим, что как раз промысел Божий приводит князя Владимира к крещению. Почему? Потому что если бы он сделал это из политических соображений, исключительно, то совершенно бы не изменился внутренне. То есть его внутреннее духовное состояние осталось бы прежним, языческим. Может быть, внешние были бы какие-то проявления действий христианина, но внутренний мир оставался бы языческим. А здесь мы видим человека, князя, который возвращается в Киев. И своего князя киевляне через какое-то время называют Владимиром Красным Солнышком. То есть мы видим внутреннее перерождение человека, которое невозможно скрыть. То есть свет, который исходил от князя Владимира, свет Христовой истины, его невозможно скрыть. Как лампада горящая и вверху стоящая, которая светит, и ее невозможно скрыть. Таковым стал святой равноапостольный князь Владимир, вернувшийся в Киев. Это стало решающим поворотом в нашей истории.

А ведь в Херсонесе крестился не только князь Владимир. Важно напомнить о чуде, которое совершил Господь, то есть об исцелении князя Владимира от слепоты, от болезни. Это чудо видела его дружина. А она состояла как раз из воинов разных племен, которых князь Владимир в свое время пытался объединить через общее поклонение языческим идолам. Чудо видели и древляне, и поляне, и варяги, и так далее. Вся дружина видела это чудо. И в Херсонесе совершается еще одно важное событие для нашей истории. Это крещение дружины князя Владимира. Что такое дружина князя Владимира? Это, по сути дела, элита Киевской Руси. Поведению этих воинов следовали и простые люди, живущие в Киевской Руси. Дружинники были примером для подражания. И вот вся дружина крестится здесь, в Херсонесе. Часть дружины крестится в Песочной бухте, сейчас там находится на Нахимовское училище. Часть дружины крестится в Влахернской церкви, где находился источник. Это загородная церковь, развалины которой существуют и до сего дня, именно здесь в раннем Средневековье был погребен святой Мартин Исповедник, Папа Римский, святитель Рима. Вот именно в этом месте вторая часть дружины совершает Таинство крещения.

На Русь возвращается уже Христово воинство, во главе с христианином - князем Владимиром. Поэтому христианизация Руси и пошла таким успешным образом в дальнейшем. Простые люди видели изменения воинов, которые приняли крещение, это были уже не рабы страстей, что могли убить, забрать, изнасиловать, отобрать... и прочее, а увидели христиан, которые жили уже по иным законам, по заповедям. Когда оппоненты православия пытаются говорить о том, что князь Владимир крестил наш народ «огнем и мечом», это не соответствует действительности в том числе по простой причине: потому что христианизация, то есть миссионерское делание на Руси продолжалось столетиями...

- Источников, свидетельствующих, как именно (когда именно) князь и его дружина приняли христианство в Корсуни, не так много. Есть «Повесть временных лет» (в редакции ХIV века), ряд греческих, византийских записей, есть ряд художественных произведений, полотен… можно ли сейчас восстановить (максимально приближенно к действительности), как это было?

Для нашей Церкви очень важно не только Писание, но и Предание, «голос земли», который передавался из поколения в поколение. В общем-то и Священное Писание Ветхого Завета, и Священное Писание Нового Завета передавались из уст в уста, а записаны были уже в более позднее время. Мы с вами нигде не найдем ни одной строчки текста Евангелия, который написал бы сам Господь наш Иисус Христос. Единственное, в Священном Писании видим один момент, где Господь, когда к Нему приводят блудницу, что-то пишет тростью на земле. Но последователи, святые ученики уже мы знаем, через определенное время, через десятилетия написали Священное Писание Нового Завета для того, чтобы появившиеся «волки в овечьих шкурах», не извратили Учение Христово.

Почти то же самое произошло с «Повестью временных лет». На момент ее написания оставались те люди, которые из уст в уста передавали те события, которые произошли в Корсуни, накануне Крещения Руси. Наверняка были и письмена, которые, к сожалению, до нас не дошли, были берестяные грамоты, на которых были описаны эти события. Были люди, которые, еще раз повторю, из уст в уста передавали из поколения в поколение свидетельства участников Корсуньского похода. Достаточно много о этом событии упоминается в иных источниках, не только русских, не только в «Повести временных лет» Нестора Летописца, «Слове о законе и благодати» святителя Илариона Киевского, других источниках, уже более поздних, но и упоминается в летописях других народов и других церквей, прежде всего, греческих. История сохранила немало византийских отрывков, чтобы мы восприняли общую картину. Но самое главное, конечно же, это Предание. И это Предание в подробностях передает нам, что происходило в Киеве, что происходило в Корсуни, как происходило крещение князя Владимира. Это Слово прошло через тысячелетия. 1037 лет прошло после крещения князя Владимира и его дружины в Херсонесе.

Сама суть крещения совершенно не изменилась, как и суть тех событий несмотря на то, что наше государство претерпело очень много изменений за эти 1037 лет от Киевской Руси до современной Российской Федерации. Различные историки, различные источники. Сейчас могут открываться еще какие-то источники, но в целом суть крещения и суть событий совершенно неизменна. Всегда для человека самым важным научением является пример учителя. Если учитель живет по тем законам и по тому учению, которое он проповедует, то, безусловно, и ученик будет подражать своему учителю, будет жить именно так, как заповедовал ему жить учитель. То же самое произошло и свыше тысячи лет назад: зверь ушел из Киева в Херсонес, а вернулся - Владимир Красное Солнышко. То есть, важным фактором стал сам пример святого равноапостольного князя Владимира, его благочестивых потомков. Нужно вспомнить здесь и Бориса, и Глеба, первых князей, которые не захотели, не допустили междоусобной брани даже ценой своей жизни. Вспомнить Ярослава Мудрого, который смог восстановить и сохранить то, что ему дал святой князь Владимир и приумножить это наследие.

- Еще в недавних (не говоря уже о советских) учебниках истории говорилось, что крещение Руси было непростым процессом, совершалось «огнем и мечом» (Иоакимовская летопись), встречало сопротивление. Этот миф развенчан, но чем все-таки объяснить массовое крещение славян, русичей? Даже летопись свидетельствует: «без числа люди вышли к Днепру и были крещены» (это про крещение киевлян). Выходит, за очень короткий срок — буквально за год — десятки тысяч людей добровольно приняли учение Христа? В чем причина такого чуда?

Конечно же, нужно помнить, что когда говорят о крещении Руси «огнем и мечом», чаще всего об этом говорят сейчас неоязычники. Такие «новые язычники», которые появились ныне в достаточно большом количестве на территории Российской Федерации... Именно эти люди проповедуют, что «крещение совершалось огнем и мечом». Вопреки этому мы говорим о том, что крещение продолжалось столетиями. То есть это не был одноразовый акт, когда князь Владимир вернулся в Киев, и мгновенно крестились все. Да, были противники, да, были те, кто не согласился с князем Владимиром, но люди, которые видели и князя Владимира, и его дружину, знали этих людей, напомню, представителей разных племен, совершенно иных, просвещенных светом Христовой истины, конечно же, они пошли за таким Богом. Они захотели узнать, а что это за Бог, и пришли к Днепру, чтобы креститься.

Нужно вспомнить о том, что князь Владимир, когда вернулся в Киев, крестил прежде всего своих сыновей, будущих князей, будущих властителей земли Русской. И крестил их в купели, которая и называлась Крещальная купель. Отсюда происхождение названия центральной улицы Киева – Хрещатик. В память о том важнейшем, эпохальном событии, которое совершил князь Владимир. Поэтому личный пример, личное изменение, личное свидетельство о Христе побудили наш народ войти в Днепровскую купель крещения.

Есть еще в нашей стране и язычники, в ряде отдаленных уголков, люди исповедуют языческие культы. Появились и неоязычники, которые никакого отношения к древности не имеют, как они говорят, к «отеческому учению», то есть это совершенно выдуманная культура современная, выдуманные боги, выдуманные идолы. Неправда, о том, что крещение происходило «огнем и мечом», в их речах – не единственная. Сегодня они говорят, что, например, Рязань сожгли не полчища хана Батыя, а сожгли как раз таки христианские миссионеры, которые пришли крестить рязанцев. Но ведь исторические событие, у которого есть доказательства. Рязань пала, Рязань была сожжена. Батыем! А такой переворот – попытка очернить людей, которые шли проповедовать не с мечом, а шли со Крестом и с Евангелием. И все наши проповедники, миссионеры, преподобномученики, которые шли проповедовать в дальние земли, русские земли, на север нашего государства, они иной раз принимали мученическую кончину. Они шли с Евангелием и Крестом, другого оружия у них не было. Так что все эти выдумки про «огнем и мечом» не выдерживают критики, опровергаются самой историей, не соответствуют действительности. Крещение Руси происходило Словом Божьим, примером тех миссионеров, которые приходили к народам.

- Как нам, людям ХХI века сегодня-сейчас воспринимать личность святого князя — Красного Солнышка?

Как нам людям ХХI века сегодня, сейчас принимать личность князя Владимира? Он совершил важнейшее событие в своей личной жизни, ведь крещение для человека - это важнейшее событие, потому что кто не крестится Водой и Духом, тот не наследует Царство Небесное. А кто веру имеет и крестится, тот спасен будет. Мы здесь можем вспоминать слова Спасителя. И князь Владимир совершил важнейшее дело в своей жизни. Но он совершил и важнейшее событийное действие в масштабе государства - не только древней Киевской Руси, не только для современников, но и для тех потомков, которые живут и сейчас, то есть для той государственности, которая у нас есть. Мы такие, потому что князь Владимир крестился 1037 лет назад в Корсуни. Он заложил вектор развития нашего государства на тысячелетия вперед. И что бы ни происходило с нашим государством, нужно помнить, например, годы богоборческой власти, когда люди отошли от Христа, когда начали разрушать храмы, когда начали уничтожать свою, по сути дела, идеологию, когда начали уничтожать все, что связано было со Христом, и гонения были еще более жесткие, нежели чем даже в Древнем Риме. Но, пройдя через эти гонения, через это горнило, через этот огонь, мы опять возвращаемся ко Христу. Торжествует Правда, которую заложил князь Владимир. Тот вектор развития государственности, культуры, нашей вообще идентичности славянской, русской, нашего характера и прочее, прочее, прочее. Это как раз таки то, что совершил святой равноапостольный князь Владимир.

К сожалению, мы видим, что мы сегодня находимся в конфликте, наши братья находятся с нами в конфликте... Те, которые крестились вместе с нами, крестились в Днепровской купели... Идет Специальная военная операция, по сути, война между родными братьями. Такие же события уже были в нашей истории, когда родные братья-князья вместе с татарами жгли города, расцветала на протяжении столетий междоусобная брань. Все это мы преодолели, благодаря тому, что тот мощнейший фундамент, который заложил князь Владимир, - это фундамент единства нашего народа. А сейчас мы опять проходим через горнило испытаний... И мы соединимся, станем единым целым, потому что мы единый народ с одним Крестителем, с одним Отцом, с одним прародителем, который заповедовал нам беречь государственность нашу, который заповедовал нам беречь веру нашу, веру правую, православную. Вот так с высоты сегодняшних дней воспринимается личность святого равноапостольного князя Владимира.

- Херсонес — поистине святое место, «точка сборки» нашей государственности, духовности. Здесь камни помнят поступь миллионов… в том числе и святого князя Владимира. Как сохранить эту «коллективную память», этот дух эпохи, как не умалить значение современного Херсонеса — колыбели крещения Руси?

Херсонес – действительно «точка сборки» нашей государственности и духовности. Причем в самом широком понимании. Что такое «русский народ»? Это ведь народы нынешние, живущие в Белоруссии, на Украине, в Российской Федерации, другие народы, которые жили, живут рядом с нами. И Херсонес - это единая купель наша. Конечно же, для нас это святая земля. Херсонес для нас подобен Вифлеему. Это наша святыня, всего нашего народа. Это особое место поклонения. То святое место, куда должен стремиться каждый православный христианин. То есть то начало, тот исток, из которого проистекли реки благодати по всей нашей земле. И конечно очень важно, что на протяжении всей истории нашего государства Российского Херсонес всегда был очень важным ориентиром для нашего народа.

Например, императрица Екатерина Великая, когда посетила Херсонес и увидела величественные развалины древнего города, она приняла такой титул очень важный, «Императрица Херсониса Таврического». И последующие потомки императрицы Екатерины вплоть до Николая II сохранили этот титул. Тем самым подчеркивалось очень важное событие, которое тоже произошло в Херсонесе, которое нужно всегда помнить. Ведь здесь в Херсонесе князь Владимир после своего крещения венчался с царицей Анной, императорской сестрой. Здесь Русь сочеталась браком с Византией. Здесь была заложена была та философская мысль, которую озвучил монах Филофей Псковский уже в средние века: «Москва – Третий Рим, а Четвертому не бывать». Все это было заложено еще в 988 году. И Екатерина Великая, императрица, она подчеркивает: Русь является наследницей Византийской империи. Это объясняет устремления Российской империи по освобождению наших братьев, христиан, которые жили на просторах бывшей Византийской империи под Османским игом. Это побуждало нас освободить и болгар, и сербов, и другие народы от гнета Османской империи, и даровать им свободу. Фёдор Фёдорович Ушаков... Можно вспомнить Ионические острова, которые он освободил и от Османской империи, и от французов, ведь там обосновалась в то время наполеоновская, «революционная» безбожная власть. При этом адмирал Ушаков не только освобождает, но и пишет конституцию, первую конституцию для Ионических островов, а в ней - возможность христианского вероисповедания. Самое главное, для всех народов не только государственность, но и возможность свободного исповедования. В данном случае - для греков, болгар, хорватов, сербов, многочисленных народов бывшей Югославии... Такой была обязанность, которую приняла Екатерина Великая, - по освобождению народов, освобождению того наследия, которое было заложено святым равноапостольным князем Владимиром.

Что бы ни происходило на протяжении последующих столетий, Херсонес сохранялся, и желание Екатерины Великой вот это эпохальное событие отметить неким знаком, неким событием, неким памятником, привело к тому, что святитель Иннокентий в 1851 году создает на территории древнего Херсонеса Владимирскую киновию, которая впоследствии становится перворазрядным Свято-Владимирским Херсонесским монастырем. Далее последовало строительство собора в честь 900-летия Крещения Руси к 1888 году. И, конечно же, очень важно отметить, что в Севастополе не один собор, который был построен в честь этого важного события, а целых два! Собор, который впоследствии стал усыпальницей адмиралов на Центральной горке Севастополя, тоже был заложен в честь 900-летия Крещения Руси. После Крымской войны было принято очень верное решение, что этот памятник, эта свеча должна быть зажжена именно на территории Херсонеса.

Ну и новейшие события, которые произошли в последнее десятилетие в Херсонесе: строительство музейно-храмового комплекса «Новый Херсонес», места просвещения; восстановление исторической правды – возобновление монастырской жизни. Через столетие, после закрытия в 1924 году Свято-Владимирского монастыря, обитель возвращается к жизни, появляются братья, братья просвещенные, с семинарским, университетским, академическим образованием. Это молодые монахи, которые, действительно, смогут очень многое сделать под руководством митрополита Симферопольского и Крымского Тихона для духовного просвещения нашего народа.

Херсонес снова становится святым городом для всего русского народа. И мы видим, какое количество людей сегодня устремляется к Херсонесу. Это реально миллионы людей. Если раньше это были сотни тысяч людей, которые приходили в археологический парк или во Владимирский собор Херсоневский (он был восстановлен в 2001 году, и это тоже очень важное событие было), то теперь миллионы. Мощнейший церковно-государственный проект, который был здесь реализован, – это новый импульс, который дал Владыка Тихон со своими соработниками. Причем, должен заметить, проект был реализован в достаточно сложные моменты для нашего государства. Тогда, когда такие проекты в принципе сложно реализовать. Но важность этого события, важность этого проекта, прежде всего понимает Президент Российской Федерации. Именно благодаря Владимиру Владимировичу Путину, его решительности и самому решению, этот центр духовности, музейно-храмовый комплекс возведен на нашей святой земле. Ну, и, конечно же, активными действиями Владыки Тихона, мы видим сейчас «Новый Херсонес», который поистине является светочем просвещения для миллионов наших людей, которые специально приезжают сюда.

Как некогда в Корсунь приходили разношерстные племена вместе с князем Владимиром «завоевать Херсонес», так и сегодня приезжают потомки всех этих народов: и древлян, и полян, и варягов, и прочих-прочих. В нашем государстве около двухсот народов и народностей. У нас разные обычаи и языки, но мы объединены верой православной. Херсонес же является тем местом притяжения, той важной точкой, которая сегодня воссияла, той свечой, которую некогда начала зажигать императрица Екатерина Великая и которая сегодня горит ярко, как лампада, стоящая вверху горы и которая видна со всех сторон.

В Херсонесе сегодня находится и Таврическая духовная семинария, то есть это просвещение, это будущие священнослужители, которые будут в полноте знать историю Херсонеса, а значит будут знать и историю нашей Церкви православной, потому что Херсонес - это место, где христианство, где Слово Божие было посеяно святым апостолом Андреем Первозванным уже в первом веке, место, куда были сосланы Климент Римский, Мартин Исповедник, семь священномучеников Херсонеских и многие сотни мучеников, где побывали многие поколения святителей, исповедников, преподобных, которые трудились на этой земле, поддерживая тот свет, который здесь некогда зажег святой апостол Андрей Первозванный. Это очень важное место для нашей истории. Не просто для Симферопольской епархии, Крымской митрополии, а для всего мирового Православия.

27 июля 2025 г.

Комментарии
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией.
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке:

Characters remaining: 4000