12 июля 2025 года Церковь отмечает День святых славных и всехвальных первоверховных апостолов Петра и Павла. Этот день завершает Апостольский (Петров) пост. Праздник принадлежит к числу великих: Церковь чествует не просто память двух выдающихся мужей, но исповедует в их ликах глубину Божественного Промысла, соединившего в служении самых разных по характеру и происхождению людей.
Петр и Павел стали двумя столпами Христовой Церкви: один — рыбак с Галилейского моря, другой — ученик знаменитого раввина, книжник и фарисей. Но оба, пройдя путь от сомнения, страха и ненависти до горящего сердца и мученического венца, явили пример подлинного служения Христу.
Апостол Петр, в миру Симон, был родом из Вифсаиды, простым галилейским рыбаком. Его жизнь, исполненная смирения и внутреннего пыла, стала образцом для всех, кто ищет Христа с открытым сердцем. Господь Сам дал ему новое имя — Кифа, что в переводе с арамейского означает «камень», ибо на сём камне Христос восхотел созидать Свою Церковь. Петр был братом апостола Андрея Первозванного, и уже с первых дней земного служения Спасителя он последовал за Ним, оставив всё ради вечной истины.
Евангельские страницы хранят множество свидетельств о горячем и живом участии Петра в земной жизни Господа. Он присутствовал при великих чудесах, видел исцеления, слышал Божественные слова. Он исповедал Иисуса как Христа, Сына Бога Живого. Он стал свидетелем Преображения на горе Фавор. Но вместе с тем и пережил падение — в ночь предательства трижды отрёкся от Учителя. Однако именно в этом отречении, в сокрушении сердца и последующем покаянии раскрылось особое значение Петра: он стал образом христианина, спотыкающегося, но не оставленного Богом. Господь принял его слёзы и трижды возобновил его призвание словами: «Паси овец Моих».
После Сошествия Святого Духа на апостолов Петр становится первым миссионером Нового Завета. В день Пятидесятницы он произносит пламенную проповедь, обращая к вере тысячи людей. Его слово, исполненное силы, обличает неверие и влечёт к истине. Исцеления, совершаемые по его молитвам, являются продолжением дел Христовых, и даже тень его, как свидетельствует книга Деяний, приносила исцеление страждущим. В апостольском служении Петр проявил себя как кормчий церковного корабля, предводитель апостольского собора, утвердитель братьев в вере.
По повелению Божиему апостол Петр направляется в Рим — столицу тогдашнего мира, где благовествует среди язычников. Именно там, в сердце империи, он завершает свой путь. Согласно древнему церковному преданию, при гонениях, воздвигнутых императором Нероном, Петр должен был оставить Рим, спасаясь от преследования. Но на Аппиевой дороге ему является Сам Господь. На вопрос «Куда идёшь, Господи?» Спаситель отвечает: «Иду в Рим, чтобы вновь быть распятым». Петр, исполненный страха Божия, возвращается и, будучи арестован, принимает мученическую смерть. Из глубочайшего смирения он просит распять его вниз головой, не считая себя достойным умереть, как его Божественный Учитель. Его мощи были погребены на Ватиканском холме — месте, ставшем духовным сердцем хри 1f40 стианского мира.
Совсем иным был путь апостола Павла, вначале носившего имя Савл. Происходя из знатного рода, получивший образование у мудрейших законоучителей иудеев, он был римским гражданином и ревностным защитником закона Моисеева. Страстный и неукротимый по натуре, он стал гонителем Церкви, утверждая, что служит тем самым правде. Именно Савл одобрял побиение камнями первомученика Стефана. Однако Господь, ведающий сердца, видел в этом ревнителе будущего сосуд избрания.
По пути в Дамаск Савл был озарён неземленным светом, и голос с небес спросил его: «Савл, Савл, что ты гонишь Меня?» Эта встреча стала переломом всей его жизни. Слепота телесная обратилась в прозрение духовное. Крестившись от Анании, Савл становится Павлом и уже не враждует с Церковью, а несёт её свет во тьму языческого мира. Павел совершает многочисленные путешествия, неся слово истины в Иерусалим, Антиохию, Ефес, Афины, Коринф, Рим. Его послания, ставшие частью Нового Завета, и сегодня наставляют, обличают, утешают и просвещают верующих.
Апостол Павел претерпел множество бедствий: бичевания, темницы, кораблекрушения, изгнания и насмешки. Но ничто не могло сокрушить его дерзновения во Христе. Он был истинным свидетелем воскресения, ибо не просто проповедовал, но жил воскресением. Его вера была не только исповеданием, но и подвигом. Господь открыл ему, что он завершит свой путь мученически, и Павел с готовностью принял этот жребий. Как римского гражданина, его не распяли, а усекли мечом за городом, на Сальвийских водах. Над его гробом в скором времени был воздвигнут храм.
Так, в один день, но разными путями, апостолы Петр и Павел завершили земной путь, отдав свою жизнь за Господа. Петр — образ верности, прошедшей через падение; Павел — символ обращения и силы свидетельства. Их жизненные пути, столь различные, пересеклись в любви ко Христу и запечатлены в день их совместной памяти. Церковь чтит их как первоверховных, ибо, несмотря на земную разность, они равны в духовной славе и вечном наследии.
Празднование дня святых первоверховных апостолов Петра и Павла имеет древнейшее происхождение, уходящее корнями в первые века становления христианской Церкви. Уже в IV столетии, когда Церковь, избавившись от гонений, начала открыто исповедовать веру Христову, торжественная память о великих апостолах обрела своё устойчивое и каноническое выражение. Именно к этому времени восходят первые достоверные упоминания о церковном празднике, посвящённом святым Петру и Павлу.
Праздник первоначально установился в христианской общине города Рима — том самом городе, где оба апостола завершили своё земное служение и приняли венец мученический. Не случайно именно римская кафедра стала хранительницей особого почитания этих двух апостолов, поскольку епископы Рима, начиная с самого начала, считали своим духовным отцом апостола Петра, видя в нём основание своего апостольского преемства. Это преемство подчёркивало важнейшее богословское и историческое значение фигуры Петра, как и общее исповедание обоих апостолов как столпов Церкви.
Одним из важнейших событий, послуживших укреплению и распространению празднования, стало перенесение мощей святых апостолов Петра и Павла, совершённое в Риме 29 июня 258 года по юлианскому календарю. Это торжественное и благоговейное действо, проходившее в условиях непрекращающихся гонений, стало основой формирования традиции совместной памяти апостолов именно в этот день.
Блаженный Августин в своих сочинениях подчеркивал именно это духовное единство: хотя Петр и Павел пострадали в разные дни, Церковь установила единую дату их памяти, ибо «по духу и по близости страданий своих они составляют одно». В этом слиянии в один день — глубокий богословский смысл: оба апостола, каждый по-своему, но с одинаковой пламенностью, исполнили заповедь Христову, пронеся крест до конца, до самой смерти, засвидетельствовав истину не только словом, но и кровью.
Значительным этапом в утверждении праздника стало правление святого равноапостольного императора Константина Великого. В 324 году, после окончательной победы над языческими противниками христианства, Константин даровал Церкви свободу, и в обеих столицах Римской империи — в Риме и в Новом Риме, Константинополе — были построены величественные храмы в честь святых апостолов. Храм святого Петра на Ватиканском холме был возведен над местом его погребения, а церковь апостола Павла — на Остийской дороге, над местом его мученической кончины. Эти храмы стали местами всенародного паломничества и центрами литургической жизни, а сам праздник получил официальное признание в церковном календаре как великий день, освящённый памятью двух мучеников и проповедников веры Христовой.
С того времени литургическое празднование 29 июня (по юлианскому стилю, что соответствует 12 июля по новому стилю) стало неотъемлемой частью церковного года.