Крымская митрополия

К столетию со дня блаженной кончины Патриарха Московского Тихона

Биография святителя Тихона, Патриарха Московского и всея России

Патриарх Тихон служит молебен у Никольских ворот в Москве, 1918 г. Патриарх Тихон служит молебен у Никольских ворот в Москве, 1918 г.

Детские и юношеские годы

Будущий Святейший Патриарх Тихон (в миру Василий Иванович Беллавин) родился 19 января 1865 г. в погосте Клин Торопецкого уезда Псковской губернии. В 1874 г. Василий Беллавин поступил в Торопецкое духовное училище, которое окончил в 1878 г. В том же году поступил в Псковскую духовную семинарию, которую окончил в 1884 г. в числе первых учеников и был определен в Санкт-Петербургскую духовную академию.

Преподавательская деятельность, принятие монашества, ректорское служение

В июне 1888 г. В. И. Беллавин окончил Санкт-Петербургскую духовную академию кандидатом богословия с правом получения степени магистра без устного испытания и был назначен в Псковскую духовную семинарию преподавателем основного, догматического и нравственного богословия. Во время служения в Псковской духовной семинарии написал несколько статей на богословские темы, опубликованные в журнале «Странник».

14 декабря 1891 г. епископ Псковский и Порховский Ермоген (Добронравин) совершил постриг преподавателя семинарии В. И. Беллавина в монашество с именем Тихон в честь свт. Тихона Задонского. 15 декабря того же года он был рукоположен во иеродиакона, 22 декабря — во иеромонаха. В марте 1892 г. иеромонах Тихон был переведен инспектором в Холмскую духовную семинарию. 24 июня того же года был назначен ректором Казанской духовной семинарии с возведением в сан архимандрита. Однако через три недели архимандрит Тихон был назначен ректором Холмской духовной семинарии, согласно указу Святейшего Синода от 15 июля 1892 г. За время его ректорства в Холмской духовной семинарии появились новые учебные помещения, был освящен домовый храм во имя свт. Феодосия Черниговского.

Еписком Тихон (Беллавин) Еписком Тихон (Беллавин)

Хиротония во епископа Люблинского, викария Варшавско-Холмской епархии

19 октября 1897 г. архимандрит Тихон был хиротонисан во епископа Люблинского, викария Варшавско-Холмской епархии. Епископ Тихон был Люблинским викарием в течение 11 месяцев. Практические результаты его деятельности на этом посту выразились в улучшении образовательно-воспитательного процесса в учебных заведениях губернии, учреждении школ, организации успешной работы братств, православной миссии, открытии церквей и многом другом.

Епископ Тихон (Беллавин), начало ХХ века Епископ Тихон (Беллавин), начало ХХ века

Архиерейское служение в Северной Америке

Определением Синода от 14 сентября 1898 г. епископ Тихон был назначен правящим архиереем на Алеутскую и Аляскинскую кафедру. Епархия охватывала территорию США и Канады и была самой большой по площади и самой бедной епархией Православной Российской Церкви. Во все годы своего пребывания в Америке епископ Тихон совершал поездки по обширной епархии, в т. ч. посетил отдаленные приходы на Аляске и в Канаде. Эти поездки были не только продолжительными, но и чрезвычайно трудными. 4 ноября 1899 г. святитель подал в Синод прошение о переименовании Алеутской и Аляскинской епархии в Алеутскую и Североамериканскую, с соответствующим изменением титула епархиального архиерея. Прошение было удовлетворено.

5 мая 1905 г. определением Синода епископ Тихон был возведен в сан архиепископа. По его предложению 1 сентября 1905 г. епархиальная кафедра была перенесена из Сан-Франциско в Нью-Йорк, где началось строительство кафедрального собора во имя свт. Николая. В связи с ростом приходов в 1905 г. миссионерская школа в Миннеаполисе была преобразована в духовную семинарию. В том же 1905 г. в Пенсильвании был заложен монастырь в честь свт. Тихона Задонского.

25 января 1907 г. святитель был назначен правящим архиереем древней Ярославской и Ростовской епархии. 26 марта он отбыл в Россию.

Епископ Тихон на острове Кодьяк с настоятелем храма иереем Тихоном Шаламовым. Аляска, 1901 г. Епископ Тихон на острове Кодьяк с настоятелем храма иереем Тихоном Шаламовым. Аляска, 1901 г.

Во главе Ярославской епархии

11 апреля 1907 г. святитель Тихон прибыл в Ярославль. Он сразу же стал совершать пастырские поездки по всей епархии, начав с Ярославля и окрестностей, постепенно посетил самые отдаленные приходы. 22 декабря 1913 г. Святейший Синод принял решение о назначении святителя Тихона архиепископом Виленским и Литовским.

Прибытие святителя Тихона в Ярославль, 11 апреля 1907 г. Прибытие святителя Тихона в Ярославль, 11 апреля 1907 г.

Пребывание на Виленской кафедре

24 января 1914 г. архиепископ Тихон прибыл в Вильну. Местные особенности епархии, где рядом проживали представители разных вер и национальностей, требовали от него большого такта и широты взглядов.

19 июля 1914 г. Германия объявила войну России. С первых военных дней в Литве с благословения архиепископа Тихона был начат сбор пожертвований на помощь раненым, беженцам и семьям, лишившихся из-за войны кормильцев. Владыка посещал лазареты, ободрял и исповедовал раненых. Летом 1915 г. Вильна оказалась под угрозой германского наступления. 21 июня было объявлено военное положение и отданы распоряжения о срочной эвакуации. Литовская духовная семинария была переведена в Рязань. 23 июля в Москву была эвакуирована Литовская духовная консистория, в августе туда же были отправлены ценная церковная утварь и мощи святых Виленских мучеников, размещенные в московском Донском монастыре. 4 сентября 1915 г. владыка Тихон в числе последних из подлежавших эвакуации покинул Вильну, а 5 сентября в нее вошли немецкие войска. Резиденция правящего архиерея была перенесена в неоккупированную северо-восточную часть Виленской губернии в город Дисну. Преосвященный Тихон постоянно выезжал на передовые позиции русских войск, где под открытым небом устраивались временные храмы, совершал панихиды по убиенным воинам; порой ему приходилось совершать богослужения в сотнях метров от неприятельских окопов.

26 апреля 1916 г. на заседании Синода архиепископу Тихону был вручен рескрипт о награждении его бриллиантовым крестом на клобук.

После Февральской революции 1917 г. Избрание на Московскую кафедру

2 марта 1917 г. император Николай II подписал акт об отречении от престола. Власть в стране перешла к Временному правительству. Решение насущных для Церкви вопросов требовало созыва Поместного Собора. Для его подготовки Синод образовал Предсоборный совет. В начале июня Преосвященный Тихон был избран членом Предсоборного совета и в дальнейшем стал председателем его Четвертого («О церковном суде») отдела. 19 июня 1917 г. открылся Чрезвычайный съезд духовенства и мирян Московской епархии, созванный для выборов правящего архиерея. Во время итогового голосования за кандидатуру архиепископа Тихона было подано большинство голосов. Правящим архиереем Москвы был избран святитель Тихон.

27 июня 1917 г. архиепископ Тихон прибыл из Петрограда в Москву. Его резиденцией, как митрополита Московского и Коломенского, стало Сухаревское Троицкое подворье. Встав во главе Московской епархии, архипастырь много внимания уделял подготовке к проведению в Москве Поместного Собора. В июле святитель председательствовал на Всероссийском съезде ученого монашества, проходившем в Московской духовной академии. 13 августа 1917 г. определением Синода архиепископ Тихон был возведен в сан митрополита.

Начало деятельности Поместного Собора. Избрание Патриархом

15 августа 1917 г., в день Успения Пресвятой Богородицы, состоялось открытие Поместного Собора Православной Российской Церкви 1917–1918 гг. Работа Собора началась под председательством митрополита Киевского Владимира (Богоявленского), но вскоре председателем Собора был избран митрополит Тихон, а митрополит Владимир стал почетным председателем.

После принятия решения о восстановлении Патриаршества было решено путем голосования избрать кандидатов на патриарший престол. 31 октября состоялись три тура голосования для выбора трех кандидатов, набравших абсолютное большинство голосов. Большинство голосов набрали архиепископ Харьковский Антоний (Храповицкий), архиепископ Новгородский Арсений (Стадницкий) и митрополит Московский Тихон. Было принято решение избрать Первосвятителя с помощью жребия. 5 ноября 1917 г. в храме Христа Спасителя, после литургии и молебна старец Зосимовой в честь Смоленской иконы Божией Матери пустыни иеромонах прп. Алексий (Соловьев) вынул жребий пред Владимирской иконой Божией Матери, перенесенной из Успенского собора Московского Кремля, и митрополит Владимир огласил имя избранного митрополита Тихона. Интронизация Патриарха состоялась 21 ноября 1917 г. в Успенском соборе Кремля.

Первые годы патриаршества

С момента избрания Патриарха Тихона Церковь подвергалась все более жестоким гонениям со стороны советских властей. 19 января (1 февраля) 1918 г. появилось патриаршее послание с анафематствованием творящих беззаконие и гонителей веры. Патриарх призывал встать на защиту Церкви всех верующих и верных ее чад. 28 января (10 февраля) 1918 г., после соборного воззвания в связи с принятием Советом народных комиссаров декрета «Об отделении церкви от государства и школы от церкви» в Москве состоялся грандиозный общегородской крестный ход. Патриарх в этот день совершил на Красной площади у Лобного места молебен о водворении мира, прекращении разрухи Русской земли и о сохранении единства Церкви.

18 марта 1918 г. было выпущено послание Патриарха Тихона с осуждением Брест-Литовского мирного договора, отторгшего от России области, населенные десятками миллионов православных людей, и с осуждением продолжавшейся внутренней междоусобной войны. Патриарх призвал духовенство и паству к «прекращению братоубийственных распрей и раздоров… к миру, тишине, к труду, любви и единению». 22 мая, в день памяти свт. Николая Чудотворца, Святейший Тихон после службы в Казанском соборе на Красной площади возглавил многотысячный общегородской крестный ход к Никольским воротам Кремля, где 1 мая того же года чудесно проявилась скрытая большевиками надвратная икона свт. Николая. С 23 мая по 3 июня состоялось историческое посещение Патриархом Петрограда, где он также возглавил общегородской крестный ход, совершил богослужения в Исаакиевском и Казанском соборах, Александро-Невской лавре, посетил Кронштадт.

19 июля 1918 г., после получения сведений об убийстве в Екатеринбурге императора Николая II (об убийстве всей царской семьи тогда известно еще не было), Святейший Патриарх Тихон совершил заупокойную литию по бывшему императору. 21 июля, в день празднования Казанской иконы Божией Матери, Патриарх после службы в Казанском соборе на Красной площади произнес проповедь с осуждением убийства Николая II. В сентябре 1918 г. под давлением властей Поместный Собор вынужден был досрочно закончить работу.

К годовщине большевистской революции Святейший Патриарх Тихон выпустил обращение в адрес Совета народных комиссаров. Патриарх обвинил советских руководителей в пролитии рек крови «братьев наших, безжалостно убитых по вашему призыву», подавлении гражданской и духовной свободы и особо жестоком нарушении свободы в делах веры. Патриарх призвал советские власти прекратить кровопролитие, насилие, разорение, стеснение веры, дать народу отдых от междоусобной брани.

24 ноября 1918 г. согласно ордеру за подписью председателя ВЧК Ф. Э. Дзержинского был произведен обыск в канцелярии, приемной и в покоях Патриарха на Троицком подворье. Патриарх Тихон был заключен под домашний арест. 6 января 1919 г. он был освобожден из-под домашнего ареста и на следующий день, в праздник Рождества Христова, совершил богослужение в храме Христа Спасителя. Он считал необходимым выстроить отношения с Советским государством таким образом, чтобы Церковь сохранила возможность осуществлять свое служение в обществе. В разгар гражданской войны Патриарх старался избегать даже косвенной поддержки одной из противоборствующих сторон. 8 октября 1919 г. Святейший выступил с посланием к архипастырям и пастырям по поводу обвинений властей в адрес духовенства в деятельности по свержению советского строя.

2 апреля 1919 г. Патриарх Тихон обратился к главе Совнаркома В. И. Ленину с просьбой отменить объявленное властями вскрытие мощей прп. Сергия Радонежского, однако 11 апреля мощи прп. Сергия были вскрыты. 24 марта 1920 г. в ответ на решение властей об изъятии мощей прп. Сергия и о закрытии Троице-Сергиевой лавры Патриарх вновь направил Ленину письмо с протестом. 10 мая того же года предстоятель Церкви обратился к власти, выступая против изъятия храмов Троице-Сергиевой лавры. 9 августа 1920 г. он направил письмо председателю ВЦИК М. И. Калинину, в котором назвал кампанию по вскрытию мощей откровенным вмешательством государства во внутренние дела Церкви.

12 июля 1919 г. произошло покушение на Патриарха Тихона, когда при выходе из храма Христа Спасителя П. К. Гусева нанесла Святейшему удар ножом в бок. Святителя спас находившийся под рясой монашеский широкий кожаный пояс.

29 ноября 1919 г. Патриарха около двух часов допрашивал в Секретном отделе (СО) ВЧК заместитель председателя ВЧК М. И. Лацис, после чего он был заключен под домашний арест на Троицком подворье. Первоначально содержание под домашним арестом было относительно свободным, к Патриарху допускались посетители при условии их регистрации властями. При обращении приходских общин Святейшему разрешалось совершать богослужения в храмах Московской епархии, но значительную часть богослужений он совершал на Троицком подворье.

20 ноября 1920 г. Патриарх Тихон и ВЦУ приняли постановление № 362 о самоуправлении епархий при невозможности для них поддерживать связь с каноническим центром, а также в случае прекращения деятельности высшего церковного управления. Этим важным постановлением указывался правомерный путь к сохранению канонического строя церковного управления на случай негативного развития событий.

Святейший Патрарх Тихон и митрополит Сергий (Страгородский), 1918 г. Святейший Патрарх Тихон и митрополит Сергий (Страгородский), 1918 г.

Патриаршее служение в 1921 г. Участие в борьбе с голодом

Летом 1921 г. в Поволжье и некоторых других регионах страны начался массовый голод. Патриарх Тихон направил послания с просьбой о помощи в борьбе с голодом папе Римскому и архиепископу Кентерберийскому. 23 июля в газете «Нью-Йорк таймс» было опубликовано обращение Патриарха к епископу Нью-Йоркскому. 5 августа 1921 г. Патриарх Тихон обратился с письмом в Президиум общественного Всероссийского комитета помощи голодающим (Помгол), в котором предложил создать Церковный комитет для сбора средств в пользу голодающих.

14 августа Святейший совершил молебен о голодающих в храме Христа Спасителя и обратился с амвона с призывом начать сбор средств в помощь голодающим. Его воззвание было отпечатано тиражом 100 тыс. экземпляров. В храмах начался сбор денег. 27 августа по предложению Ленина Политбюро приняло решение о прекращении деятельности общественного Помгола, в тот же день начались аресты его руководящих членов. Церковный комитет успел приступить к работе, хотя не был легализован властями, и в него стали поступать первые средства, которые позднее были изъяты. В начале сентября был отменен фактически уже не действовавший режим домашнего ареста Патриарха.

9 декабря 1921 г. появилось постановление государственной Центральной комиссии помощи голодающим (ЦК Помгола) о разрешении Церкви сборов в пользу жертв голода. Работа церковных комитетов по сбору средств для голодающих продлилась недолго. Уже через неделю после официального разрешения на начало работы церковных комитетов к ним стали применяться репрессивные меры.

Патриарх Тихон и его келейник Яков Полозов Патриарх Тихон и его келейник Яков Полозов

Кампания по изъятию церковных ценностей

Голод 1921–1922 гг. стал удобным поводом для организации масштабной антицерковной кампании. 23 февраля 1922 г. был опубликован декрет ВЦИК «Об изъятии церковных ценностей для реализации на помощь голодающим». Декрет практически отстранял Церковь от участия в организации сдачи ценностей. 25 февраля в письме на имя М. И. Калинина Патриарх опротестовал этот декрет, а 28 февраля подписал послание, которым не благословлял изъятие из храмов священных литургических предметов. Власти представили послание как призыв к противодействию государственному мероприятию.

9 марта 1922 г. началось организованное изъятие церковных ценностей. 15 марта 1922 г. в г. Шуе был открыт огонь по верующим, не пускавшим в храм членов комиссии по изъятию ценностей. В городе и окрестностях начались массовые аресты. В ночь на 23 марта ГПУ произвело аресты близких к главе Церкви представителей духовенства: архиепископа Никандра (Феноменова), епископа Илариона (Троицкого), московских благочинных, а также патриаршего келейника Якова Полозова.

28 марта 1922 г. Патриарха Тихона вызвали на допрос в ГПУ. Власти добивались осуждения руководства Русской Православной Церкви заграницей (РПЦЗ). 3 апреля члены комиссии по изъятию церковных ценностей прибыли на Троицкое подворье. Ценности были изъяты из церкви Святой Троицы на подворье лавры и патриаршего храма прп. Сергия в митрополичьих палатах.

Вечером 4 мая Патриарх Тихон был вызван Московским ревтрибуналом в качестве свидетеля на открытый процесс московского духовенства, обвинявшегося в противодействии изъятию церковных ценностей, который проходил в здании Политехнического музея. Допрос Патриарха на судебном процессе продолжался с 11 ч. вечера до 1 ч. ночи. Сразу после допроса Святейший отправился на очередной допрос в ГПУ. Чекисты требовали от Патриарха Тихона «объявить свою позицию до конца» по отношению к заграничной иерархии, т. е. категорически осудить ее. Ответы Патриарха носили уклончивый характер и явно не удовлетворяли допрашивавших.

5 мая 1922 г. на Троицком подворье были проведены обыски и аресты всех его насельников. Днем 5 мая Патриарх Тихон созвал срочное заседание соединенного присутствия Синода и ВЦС, на котором было принято вынужденное решение об упразднении заграничного ВЦУЗ. Однако это решение было выработано в такой форме, что не воспрепятствовало созданию нового органа высшего церковного управления РПЦЗ – Архиерейского Синода.

8 мая были опечатаны все помещения Троицкого подворья, кроме личной комнаты Святейшего. В тот же день завершился процесс над московским духовенством. Было вынесено 11 смертных приговоров. Приговоренные к расстрелу московские священники были использованы чекистами как заложники, чтобы шантажировать Патриарха.

В ночь на 13 мая священники-обновленцы в сопровождении начальника 6-го (антицерковного) отделения Секретного отдела ГПУ Е. А. Тучкова направились на Троицкое подворье к Патриарху Тихону. Святейший написал заявление на имя М. И. Калинина о передаче церковного управления митрополиту Ярославскому Агафангелу (Преображенскому) или митрополиту Петроградскому Вениамину (Казанскому).

16 мая 1922 г. обновленческая группа «прогрессивного духовенства» направила Калинину письмо с сообщением о создании нового органа высшего церковного управления. 18 мая обновленцы во главе с протоиереем А. И. Введенским явились к Патриарху Тихону и подали прошение о передаче им канцелярии. Он написал резолюцию: «Поручается поименованным ниже лицам принять и передать Высокопреосвященному митрополиту Агафангелу [Преображенскому], по приезде его в Москву, синодские дела при участии секретаря Нумерова». Патриарх не передавал власть обновленцам — им только поручалось сохранять канцелярские дела до прибытия митрополита Агафангела.

Пребывание под следствием в Донском монастыре

19 мая 1922 г. Патриарх Тихон покинул Троицкое подворье и переехал в Донской монастырь. Святейший занимал три комнаты, в четвертой, а также на первом этаже размещалась охрана из числа сотрудников ГПУ. Во время прогулок по гульбищу перед надвратным храмом он мог молча благословлять народ, собиравшийся в это время перед северными воротами обители. Просьбы Патриарха о совершении богослужения встречали отказ со стороны ГПУ. С 25 июня к нему начали допускать священника со Святыми Дарами, но в обязательном присутствии сотрудника ГПУ. Принимать духовника для исповеди Патриарх Тихон не мог.

15 декабря 1922 г. особоуполномоченный ГПУ Я. С. Агранов подписал постановление: «…приступить к производству дознания по обвинению гр. Беллавина и Феноменова». Допросы Святейшего проходили ежедневно и очень его утомляли. Агранов представил на допросе показания, данные в начале 1920 г. членом т. н. «Национального центра» С. М. Леонтьева о том, что Патриарх Тихон якобы благословил их антисоветскую борьбу. Патриарх заявил, что обычное пастырское благословение было истолковано как благословение антисоветской деятельности.

Допросы возобновились 16 февраля 1923 г., когда Патриарху Тихону пришлось объяснять причины написания посланий в 1918–1919 гг. На допросе 24 февраля 1923 г. встал также вопрос об указе («доверительном циркуляре») Патриарха от 17 февраля 1919 г. епархиальным архиереям об устранении поводов к глумлению и соблазну в отношении мощей святых. 2 марта Агранов провел допрос Патриарха Тихона уже в качестве следователя Верховного суда, куда было передано дело Святейшего Патриарха и ряд приобщенных к нему дел.

Патриарх Тихон, 1920 г. Патриарх Тихон, 1920 г.

Подготовка процесса над Патриархом Тихоном, тюремное заключение

6 марта 1923 г. на заседании Антирелигиозной комиссии при ЦК РКП(б) было принято решение провести процесс над Патриархом в марте 1923 г. 13 марта Агранов подписал постановление о заключении Патриарха Тихона под домашний арест с назначением охраны. Обвинения были предъявлены и проходившему с Патриархом по одному делу архиепископу Никандру (Феноменову), митрополиту Арсению (Стадницкому) и управляющего канцелярией Синода и ВЦС П. В. Гурьеву.

7 апреля состоялось заседание межведомственной «Комиссии по руководству процессом над Тихоном» в составе: заменяющего В. И. Ленина в руководстве Совнаркома А. И. Рыкова, главы ВЦИК М. И. Калинина, председателя Антирелигиозной комиссии Е. М. Ярославского, председателя Верховного трибунала Н. В. Крыленко. Комиссия решила отложить процесс до 17 апреля, а до того подвергнуть Патриарха тюремному заключению. 10 апреля, нарком иностранных дел Г. В. Чичерин на заседании Политбюро обратился с предложением заранее принять решение о том, что Патриарх Тихон не будет расстрелян, чтобы избежать ухудшения международного положения СССР. Чичерина не поддержали другие члены высшего партийного органа. 12 апреля Политбюро рекомендовало Верховному трибуналу «вести дело Тихона со всею строгостью, соответствующей объему колоссальной вины, совершенной Тихоном». Фактически это означало указание суду на необходимость вынесения смертного приговора.

17 апреля Судебная коллегия по уголовным делам Верховного суда РСФСР приняла решение утвердить обвинительное заключение по делу. 19 апреля секретарь Судебной коллегии Верховного суда С. С. Быков вручил Патриарху Тихону обвинительное заключение. В тот же день он был взят под стражу и доставлен во Внутреннюю тюрьму ГПУ на Лубянке, где помещен в одиночную камеру. В сводке о настроениях населения за 20 апреля на основании агентурных донесений говорилось: «В толпе замечается сильный подъем религиозного чувства, храмы переполнены как никогда. Тихона уже считают мучеником».

21 апреля глава ГПУ Ф. Э. Дзержинский направил в Политбюро записку: «Полагаю, что необходимо отложить процесс Тихона в связи с разгаром агитации за границей (дело Буткевича) и необходимостью более тщательно подготовить процесс». На заседании Судебной коллегии было принято решение: «Дело направить на доследование и слушанием отложить до окончания следственных действий».

29 апреля начал работу созванный по инициативе и под контролем властей обновленческий «Второй Поместный Собор Российской Православной Церкви». 3 мая «собор» объявил Патриарха Тихона «лишенным сана и монашества и возвращенным в первобытное мирское положение». 8 мая Патриарх был возвращен из Лубянской тюрьмы в Донской монастырь в прежние помещения. В тот же день делегация «собора» во главе с женатым обновленческим «митрополитом» Петром Блиновым прибыла в Донской монастырь и была допущена к Патриарху Тихону. Обновленцы зачитали Патриарху решение своего «собора» о лишении его сана и монашества и потребовали от Святейшего подписаться в том, что он ознакомлен с данным решением. Патриарх Тихон указал на неканоничность этого решения. Обновленцы требовали от Патриарха снять монашеские одежды, на что получили категорический отказ.

С 8 по 23 июня 1923 г. Патриарх Тихон находился в тюремной больнице, после чего был возвращен во внутреннюю тюрьму ГПУ на Лубянке. Он страдал ишемической болезнью сердца и нефритом, случались регулярные обмороки.

14 июня Политбюро приняло постановление, в котором были обозначены условия освобождения Патриарха Тихона, главным из которых было признание вины перед советской властью. 16 июня последовало заявление Святейшего в Верховный суд РСФСР. Патриарх признавал правильность решения суда о привлечении его к ответственности, приносил раскаяние в действиях, направленных против советской власти, отмежевывался от «контрреволюций». Он просил освободить его из-под стражи и писал: «…я отныне Советской Власти не враг». Патриарх принимал государственную власть как попущение Божие и следовал принципа лояльности к ней. 21 июня Политбюро поддержало предложение Антирелигиозной комиссии об изменении меры пресечения Патриарха Тихона. Постановление о его освобождении было принято на заседании Судебной коллегии Верховного суда 25 июня. 27 июня Патриарх был переведен в Донской монастырь со снятием охраны.

Ф. Москвитин. Арест патриарха Тихона Ф. Москвитин. Арест патриарха Тихона

Деятельность Патриарха Тихона в 1923 г. после освобождения

28 июня 1923 г. было опубликовано послание Патриарха Тихона к верующим. В его первоначальный текст сотрудниками ГПУ были внесены значительные изменения. Послание отражало компромисс между властью и Первосвятителем. Еще до освобождения Патриарха было составлено его второе воззвание к верующим, опубликованное 1 июля 1923 г. Власти надеялись, что этими посланиями Святейший будет скомпрометирован в глазах верующих. Но этого не случилось, народ продолжал верить своему Патриарху.

Патриарх Тихон разработал план действий, направленный на восстановление канонического строя церковного управления и ликвидацию обновленческого раскола. В июле 1923 г. под его председательством прошло совещание архиереев, по итогам которого было образовано временное высшее церковное управление, в состав которого вошли епископы Иларион (Троицкий) и Гурий (Степанов). 5 августа было выпущено послание Патриарха «О недействительности обновленческих священнодействий». Духовенство Москвы и Московской губернии стало массово возвращаться в Патриаршую Церковь.

3 августа 1923 г. был учрежден Временный Священный Синод, который заменил Синод, созданный Поместным 1917–1918 гг. и прекративший существование после ареста Святейшего в 1922 г. Его членами стали архиепископы Серафим (Александров), Иларион (Троицкий) и Тихон (Оболенский), а с 28 сентября — архиепископ Петр (Полянский). 3 августа было сформировано Московское Епархиальное управление под председательством протоиерея В. П. Виноградова.

24 сентября состоялось архиерейское совещание под председательством Патриарха Тихона, на котором под давлением властей было принято постановление о неотложном введении в церковной жизни нового стиля. С 15 октября Святейший начал служить, придерживаясь нового стиля, но уже 30 октября на запросе одной из епархий написал резолюцию о возможности возвращения к старому стилю. С этого момента сам Патриарх стал служить в дни памяти святых и в праздники по второму разу, т. е. уже по старому стилю, а 8 ноября отменил свое распоряжение о введении нового стиля.

13 ноября Патриарх Тихон впервые после освобождения из заключения был вызван в ГПУ (с 15 ноября 1923 г. ОГПУ) к Тучкову, который потребовал немедленно принять в общение «митрополита» Евдокима (Мещерского) и выработать совместно с ним декларацию о примирении Патриаршей Церкви с обновленцами. Патриарх ответил отказом. В ответ 15 ноября был арестован архиепископ Иларион (Троицкий), последовали репрессии против духовенства из окружения Святейшего Патриарха, была прекращена деятельность патриаршей канцелярии, перестали проводиться заседания Синода и ВЦС. Будучи фактически отстраненным от церковного управления и ожидая ареста, 23 ноября 1923 г. Патриарх Тихон подписал завещательное распоряжение о передаче своих полномочий в случае ареста или смерти митрополиту Ярославскому Агафангелу, а в случае его отказа или устранения — митрополиту Казанскому Кириллу (Смирнову). Документ был сохранен в тайне и хранился у профессора И. В. Попова.

Патриарх Тихон в Боголюбово Патриарх Тихон в Боголюбово

Патриаршее служение в 1924 г.

6 января в газете «Известия ВЦИК» была опубликована статья, извещавшая о запрещении поминовения имени Святейшего Патриарха Тихона на богослужениях. 15 января вышло постановление Патриарха и Синода о неканоничности обновленческой иерархии. Все клирики, находившиеся вне общения с Патриархом Тихоном, признавались раскольниками, от них требовалось покаяние и осуждение обновленческого «собора» 1923 г. 20 февраля 1924 г. Синод принял резолюцию: «Если запрещено поминовение Патриарха — поминать по формуле общепатриаршей».

23 февраля у Патриарха Тихона случился глубокий обморок, уже третий за короткий период. Консилиум врачей обнаружил у Святейшего «болезненные явления нефрита, на почве которого и происходят обморочные явления». Патриарху были предписаны диета и отдых. 13 марта 1924 г. по инициативе И. В. Сталина Политбюро постановило прекратить следственное дело Патриарха Тихона. 5 апреля 1924 г. Святейший издал распоряжение о запрещении в служении обновленческого «митрополита» Евдокима (Мещерского), а также других лидеров обновленчества. С этого момента все обновленческие хиротонии, совершенные даже архиереями старого поставления, объявлялись недействительными.

С прекращением дела в отношении Патриарха Тихона власти потеряли способ давления на него, однако ОГПУ продолжало пользоваться тем, что органы патриаршего управления не были зарегистрированы и с юридической точки зрения существовали нелегально. Тучков начал оказывать давление на Патриарха с целью добиться от него согласия на введение в органы церковного управления обновленцев, в том числе священника В. Д. Красницкого, лидера «Живой церкви». После волны арестов духовенства во второй половине апреля Патриарх Тихон подписал первое прошение Красницкого, выразив готовность принять его в церковное общение при принесении им покаяния.

14 мая Красницкий написал докладную записку в ОГПУ, в этот день митрополит Петр (Полянский) был вызван в ОГПУ, где от него потребовали выехать в ссылку в Коми (Зырян) автономную область. Патриарх Тихон обратился к Рыкову с просьбой отменить высылку своего ближайшего помощника и был вынужден согласиться с требованиями властей. 19 мая Красницкий подал Патриарху очередное прошение о принятии его и его «собратьев» в молитвенно-каноническое общение. На этом письме Святейший написал резолюцию о согласии принять Красницкого в общение «ради мира и блага церковного» и предложил Синоду обсудить вопрос о включении его в состав высшего церковного управления.

24 мая в газете «Известия» был опубликован материал, в котором Красницкий ложно утверждал, что Патриарх Тихон вошел с ним в общение, а также что целью объединения является проведение политики «Живой церкви». В этот же день Патриарх наложил резолюцию следующего содержания: «…предлагаю св[ященному] Синоду все мои резолюции и все акты св[ященного] Синода по делу о. Красницкого и его группы считать не состоявшимися — аннулированными».

В мае Патриарх Тихон просил об освобождении включенных в состав Синода заключенных иерархах. Некоторые архиереи были освобождены. Так, например, в Москву был доставлен и на короткое время освобожден митрополит Казанский Кирилл (Смирнов), который в ходе личной встречи убедил Святейшего не соглашаться на создание высшего церковного управления с участием обновленцев.

С этого времени Патриарх Тихон осуществлял управление Церковью самостоятельно или принимал решения, опираясь на архиереев, которые находились в Москве, и проводил неформальные совещания. Синод и ВЦС уже не могли собираться даже неформально.

28 июня Патриарх Тихон написал письмо Тучкову, в котором говорилось о прекращении всяких переговоров о примирении с Красницким. Патриарху удалось путем сложных и умелых действий разрушить планы ОГПУ, направленные на подрыв авторитета Патриаршей Церкви при помощи Красницкого, несмотря на кампанию компрометации «тихоновцев» в прессе. В июле–августе 1924 г. Святейший Патриарх совершал служения практически ежедневно. Как и в 1923 г. на службы приходило множество людей.

Новая волна давления на Церковь отразилась на здоровье Патриарха Тихона: обострилась сердечная болезнь — он страдал приступами стенокардии. В ночь на 4 ноября он потерял сознание в результате уже второго за последнее время сердечного приступа. В ноябре Тучков снова вступил в переговоры с Патриархом через митрополита Петра (Полянского), предложив созвать архиерейское совещание для упорядочения церковных дел. Тучков перечислил основные условия для создания легального Синода: принятие «Декларации», т. е. заявления о лояльности к власти, содержание которой должно было быть согласовано с ОГПУ; суд над архиереями РПЦЗ; принятие нового стиля; разработка программы будущего объединительного с обновленцами собора.

9 декабря 1924 г. двумя неизвестными лицами был убит келейник Патриарха Тихона Я. А. Полозов. Официально была признана версия ограбления. Помещения Святейшего находились под тщательной круглосуточной охраной сотрудников ОГПУ и красноармейцев, что исключало возможность проникновения грабителей. В день убийства Полозова был арестован архиепископ Феодор (Поздеевский), к которому Патриарх относился с большим уважением.

После убийства келейника Якова Полозова состояние здоровья Патриарха Тихона резко ухудшилось, обострились болезни почек (нефрит) и сердца (стенокардия). Несмотря на это, он в декабре 1924 г. продолжал совершать богослужения в храмах Москвы практически ежедневно. 30 декабря 1924 г. у Святейшего произошел очередной сердечный приступ, после которого он находился в Донском монастыре под усиленным наблюдением врачей.

Пребывание Патриарха в больнице на Остоженке, его кончина и погребение

В январе 1925 г. началась подготовка к новому процессу против Патриарха Тихона. В январе в газете «Известия» была опубликована заметка о том, что Патриарх якобы не только скрывал у себя обнаруженные в Киево-Печерской лавре ценности, но и через «монашескую агентуру» направлял «агентурные сведения» за границу. 7 января Святейший подписал новое распоряжение о преемстве высшей церковной власти, указав в качестве возможных местоблюстителей митрополитов Кирилла (Смирнова), Агафангела (Преображенского) и Петра (Полянского).

9 января 1925 г. врачи, лечившие Патриарха Тихона, собрали консилиум, который подписал медицинское заключение о непригодности для Святейшего занимаемого им помещения, ввиду его болезней сердца и почек. 12 января Патриарх Тихон принял решение о переезде в больницу. Власти стремились изолировать Патриарха, отстранив его от дел церковного управления. Помещение его в больницу было частью этого плана, и вечером 13 января он был определен в палату в клинике Бакуниных (Остоженка, 19). 31 января, накануне 60-го дня рождения Патриарх Тихон совершил первое после месячного перерыва богослужение. На следующий день, 1 февраля, в воскресенье, Святейший совершил литургию в Донском монастыре.

28 февраля Патриарх Тихон покинул больницу и вернулся в свое помещение в Донском монастыре. Здесь он написал собственный вариант «Декларации». Отправив Тучкову документы, связанные с будущим Синодом, и проект «Декларации», Патриарх посвятил все время великопостным богослужениям. Проект представленной «Декларации» вызвал крайнее неудовольствие Тучкова и Красикова. Вопрос о переезде Патриарха Тихона в новое помещение был снят с повестки дня, а сам он вынужден был возвратиться в больницу.

17 марта Тучков доложил о ликвидации «шпионской организации церковников», которую якобы возглавлял Патриарх Тихон. 21 марта Святейший Патриарх был допрошен в больнице сотрудником ОГПУ М. Д. Соловьевым, который начал оформлять постановление об избрании Патриарху меры пресечения. Он обвинялся по ст. 73 УК РСФСР («Измышление и распространение в контрреволюционных целях ложных слухов или непроверенных сведений, могущих вызвать общественную панику, возбудить недоверие к власти, дискредитировать ее»). ОГПУ готовилось предъявить Патриарху Тихону обвинения в шпионаже, что в качестве меры наказания предполагало расстрел.

В начале апреля в состоянии Святейшего наступило улучшение. Возвращение Патриарха к церковному управлению, тем более выписка из больницы в планы ОГПУ не входили. 2 апреля Патриарху Тихону была сделана операция по удалению нескольких зубов, после чего его общее состояние ухудшилось. 3 апреля, в пятницу, накануне Субботы Акафиста, Святейший совершил утреню в Донском монастыре. Он сам читал акафист. После этого Патриарх Тихон жаловался на сильные боли в горле. 5 апреля, в Неделю 5-ю Великого поста, в храме «Большое Вознесение» у Никитских ворот Патриарх в сослужении сонма архиереев совершил последнее в своей жизни богослужение и хиротонию Сергия (Никольского) во епископа Ефремовского. Вернулся в больницу он очень утомленным. В тот же день состоялся консилиум врачей. 6 апреля консилиум был собран вторично. 7 апреля 1925 г. в 23 ч. 45 м. Патриарх Тихон скончался на фоне острого приступа ишемической болезни сердца («грудной жабы»). 8 апреля митрополит Петр (Полянский) организовал перевозку тела Святейшего Патриарха из больницы в Донской монастырь. 9 апреля он направил Калинину записку о вступлении в права Патриаршего Местоблюстителя. В тот же день в Донском монастыре была совершена панихида. 12 апреля 1925 г., в Вербное воскресенье, состоялись похороны Патриарха Тихона. Литургия и отпевание продолжались с 10 до 17 ч. Погребение в Малом соборе Донского монастыря, согласно данным наблюдения сотрудников ОГПУ, продолжалось полтора часа и закончилось в 19 ч. 30 м.

Значение святителя Тихона для Русской Православной Церкви

Патриарх Тихон — наиболее значимая личность в церковной истории послереволюционной России. Ни один иерарх Русской Церкви не привлекал к себе такого пристального, сострадательного и почтительного внимания всего нашего народа, какое привлекал и привлекает Патриарх Тихон. На его долю выпало очень трудное время. Ему приходилось принимать важнейшие решения, от которых зависело положение Церкви. Он не думал о последствиях этих решений лично для себя; главное, о чем он заботился, была польза для Церкви. Жертвенное служение святителя Тихона по праву сделало его главой сонма Новомучеников и Исповедников Русской Православной Церкви.

Почитание и канонизация

1 ноября 1981 г. решением Архиерейского Собора РПЦЗ Святейший Патриарх Тихон был канонизирован в лике исповедников со включением в Собор святых новомучеников и исповедников Российских и установлением памяти 25 марта.

9 октября 1989 г. решением Архиерейского Собора РПЦ Святейший Патриарх Тихон был причислен к лику святых, но не как священноисповедник, переживший тяжесть первого периода гонений на Церковь, а как святитель.

Канонизация Патриарха Тихона была первым шагом к прославлению новомучеников и новых исповедников Российских, пострадавших в годы революционной смуты и большевистского террора. На Архиерейском юбилейном Соборе 2000 г. Русская Православная Церковь прославила подвиг всех пострадавших за веру в годы советской власти.

Дни памяти св. Патриарха Тихона

  • 25 января (7 февраля), если это воскресный день, иначе в ближайшее воскресенье — Собор новомучеников и исповедников Российских
  • 9 (22) февраля — обретение мощей свт. Тихона.
  • 25 марта (7 апреля) 1925 г. — преставление свт. Тихона.
  • Третье воскресенье по Пятидесятницы — Собор Санкт-Петербургских святых
  • 23 мая (5 июня) — Собор Ростово-Ярославских святых
  • Воскресенье перед 26 августа (8 сентября) — собор Московских святых
  • 26 сентября (9 октября) — причисление к лику святых.
  • 5 (18) октября — Собор Московских святителей
  • 5 (18) ноября — избрание на патриарший престол.

По благословению Предстоятеля Русской Православной Церкви Святейшего патриарха Кирилла, 6 апреля 2025 года от Донского монастыря в Москве началось принесение ковчега с мощами святителя Тихона, которое охватывает 90 крупных городов России и Белоруссии, и завершится 9 октября. В пределы Крымской митрополии ковчег с мощами святителя Тихона, Патриарха Московского прибудет 17 июля.

6 июля 2025 г.

Комментарии
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией.
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке:

Characters remaining: 4000