Крымская митрополия

О святых целителях в день медработника

Ежегодно в третье воскресенье июня в России отмечается День медицинского работника. Светский профессиональный праздник сегодня стал для нас поводом напомнить современным наследникам заветов святителя Луки Крымского о святых целителях стародавних времен, врачевавших тела, исцелявших души.

Святые братья Косьма и Дамиан жили в Риме, во второй половине III века. Они воспитывались своей матерью Феодотией в христианской вере, и с юности обнаружили большой врачебный талант. В то время занятия медициной были очень прибыльным делом, однако, святые не брали за свою помощь никакой платы, говоря: «Мы врачуем недуги силой Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа и не берем никакого вознаграждения за помощь больным потому, что Господь завещал Своим ученикам: «Даром получили, даром отдавайте» (Мф. 10: 8)». Даже император — гонитель христиан после чудесного исцеления уверовал и поклонился истинному Богу. Святые братья продолжили свое дело, но то, что не смогла сделать жестокость языческой римской власти, совершила одна из тяжелейших страстей греховной природы человека — зависть. Старый врач-наставник, у которого святые братья обучились врачебному искусству, позвал их собирать лекарственные травы, обманом завел в горы и убил, оставив тела святых в колодце. Так завершилась земная жизнь святых, их кончину датируют не позднее 285 г.

Святые Кир и Иоанн жили на рубеже III–IV веков. Святой бессребреник Кир был знаменитым врачом в городе Александрии, лечил всех больных бесплатно, исцеляя, в том числе и душевные недуги. При этом святой врач не боялся проповедовать Евангелие. Во время гонения императора Диоклетиана Кир удалился в Аравийскую пустыню, где принял монашество и продолжал лечить приходивших к нему людей. Однажды врача-монаха разыскал воин Иоанн, пожелавший стать его последователем. Через некоторое время учитель и ученик вместе отправились в Египет, чтоб поддержать христианку по имени Афанасия, которую заключили в темницу вместе с тремя дочерьми. Кир и Иоанн были схвачены, их предали мукам на глазах Афанасии. Но ни она, ни ее дети, ни сами мученики не отреклись от Христа и были казнены.

Святой целитель Пантелеимон родился в Вифинии, на территории Малой Азии в семье знатного язычника и тайной христианки, святой Еввулы. Медицинскому ремеслу учился у знаменитого врача Евфросина и впоследствии стал придворным врачом при императоре Максимиане. Жизнь молодого успешного врача перевернула встреча с пресвитером Ермолаем, который впоследствии и крестил Пантелеимона. После смерти своего отца Пантелеимон посвятил себя помощи больным и нищим. Он лечил всех безвозмездно, неизменно молясь о больных, а также посещал заключенных в темницах. Его успех как врача стал предметом зависти коллег — они донесли императору, гонителю христиан, что Пантелеимон исповедует Христа и посещает своих единоверцев в заключении. Последовал арест. В это же время судили и казнили учителя Пантелеимона, священномученика Ермолая, вместе с двумя другими пресвитерами. Молодого же врача пытали и в конце концов также усекли мечом.

Святой Сампсон Странноприимец родился в Риме, и получил хорошее медицинское образование, поскольку его семья была очень богатой. С самого начала своей врачебной практики, Сампсон, исполняя заповедь Спасителя, занимался безвозмездным лечением больных и нищих. Когда после смерти родителей он унаследовал богатое имение, то сразу все раздал и избрал монашеский образ жизни, перебравшись в Константинополь, где продолжил служить и помогать странникам и нищим. Однажды императору Юстиниану, который тяжело заболел, а придворные медики были бессильны его вылечить, было видение с указанием найти Сампсона. Преподобного пригласили во дворец, и он исцелил императора одним прикосновением. В качестве награды, которую предложил ему выбрать Юстиниан, святой Сампсон попросил построить странноприимный дом и больницу, что император охотно исполнил и даже выделил средства на их содержание.

Святой мученик Орест, уроженец Каппадокии был с детства воспитан в христианстве. Став врачом, он исцелял больных, призывая Имя Господа Иисуса Христа. Поскольку Орест как искусный врач был известен и пользовался авторитетом, его проповедь имела успех. Когда при императоре Диоклетиане развернулись новые гонения на христиан, в 304 г. в Каппадокию был направлен военачальник Максимин для полного истребления христиан. Одним из первых был схвачен и приведен на суд врач Орест. Он пережил множество пыток, но был тверд в своей вере. До последних мгновений земной жизни мужественно исповедовал Распятого и Воскресшего Христа. Святой мученик, не отступив от Христа, в мучениях отошел ко Господу.

Святой Диомид был практикующим врачом, но он исцелял не только телесные, но и душевные болезни. Много путешествуя, Диомид проповедовал Христа, обращая и крестя язычников. Однажды врач пришел в Никею, и император-язычник Диоклетиан послал воинов арестовать его, поскольку молва о том, что Диомид проповедует Евангелие, шла далеко впереди святого. Но арестовать его не удалось, и святой умер мирной смертью на обратном пути из Никеи. Согласно житию, найдя его тело, воины отсекли голову святого в доказательство исполненного поручения императора, но тотчас ослепли. Диоклетиан приказал отнести голову обратно к телу: исполнившим приказ воинам вернулось зрение.

Святые Фотий и Аникита были родственниками (Фотий был племянником Аникиты), и жили в городе Никомидия. Они были воспитаны в христианской вере, и были известны своей благотворительной деятельностью. Аникита был военным сановником. Однажды, когда гонитель христиан император Диоклетиан распорядился установить на городской площади орудия казни, чтобы запугать христиан, Аникита выступил публично против гонений императора и обличил языческих богов, которые, как он сказал, «не могут сами себя защитить». Конечно, Аникита сразу был схвачен. Его предавали многим мукам, но святой оставался невредим. Тогда к нему присоединился племянник Фотий, заявив перед этим императору: «Идолопоклонник, твои боги — ничто!». Святые мученики были сожжены заживо, но их тела при этом не пострадали от огня. Своей мученической кончиной они сподвигли многих язычников уверовать во Христа.

Святой Фалалей родился в Сирии, в семье военачальника. Очевидно, оба его родителя были христианами, поскольку известно, что брат Фалалея был иподиаконом. С отроческих лет он обучался врачебному искусству у некоего медика, которого звали Макарий. Как и остальные бессребреники, Фалалей безвозмездно лечил людей, нуждающихся в помощи. Когда его арестовали с обвинением в исповедании христианства, Фалалею было всего 18 лет. Он с достоинством ответил правителю города: «Делай со мной, что хочешь. Желаю умереть за Христа Спасителя и Бога моего, надеясь с Его помощью претерпеть все муки» и с молитвой принял мученическую смерть.

Святой Трифон родился в христианской семье, и с юных лет обладал даром исцеления. Исцеляя и врачуя нуждающихся, Трифон требовал только одну плату от исцеленного — веру во Христа. Весть о его даре дошла до правителя по имени Гордиан, который пригласил юношу во дворец, чтобы исцелить дочь, одержимую бесом, что Трифон и сделал. Он получил от правителя богатую награду, но пока шел обратно в свой город — все раздал нищим. Он пострадал от руки следующего правителя — гонителя христиан Акилина. Он вызвал Трифона, предъявил ему обвинение за исповедание и проповедь христианства и начал угрожать смертью. На это Трифон с радостью ответил, что будет счастлив пожертвовать своей жизнью ради Христа, и принял мученическую кончину с молитвой и благодарностью Богу.

Преподобные Агапит и Алипий Печерские (ХI век) были первыми лекарями на Руси, прославленными в лике святых. Преподобный Агапит был учеником преподобного Антония Печерского — основателя монастыря, ставшего позже Киево-Печерской лаврой, святого наставника монахов. Антоний и сам служил больным, молитвой исцеляя их от недугов. Подражая ему, Агапит приходил ко всякому болеющему в монастыре, ухаживал, служил во всем, молился об исцелении больного. Скрывая силу своей молитвы, Агапит давал больным травы, которые готовил себе в пищу, чтобы считали, что исцеление происходит именно от них и врачебного искусства. Со временем Агапит стал знаменит в Киеве, многие приходили в монастырь за исцелением и получали его. Святой никогда не брал платы за лечение. Самый известный пациент преподобного Агапита — князь Владимир Всеволодович Мономах, будущий великий киевский князь. Даже ради него Агапит не покинул монашеской кельи: он передал правителю для лечения самые простые травы, но сугубо молился о нем — и Мономах поправился. Богатые дары князя монах не принял, и князь тогда раздал богатую милостыню нищим. Мощи преподобного Агапита хранятся в Ближних пещерах Киево-Печерской лавры.

Преподобный Алипий также с юного возраста был насельником монастыря — Киево-Печерской Лавры. Он был отмечен даром целительства: известен случай исцеления им человека, страдавшего проказой и гниением тела. Кроме того, Алипий был одним из первых русских иконописцев. Мастерству он учился у греческих мастеров, приглашенных расписывать Успенскую церковь лавры. Иконы преподобный Алипий, как правило, писал и поновлял даром. Одна из икон его работы — образ Пресвятой Богородицы с Богомладенцем и с предстоящими преподобными Антонием и Феодосием Печерскими (Свенская) — хранится в Государственной Третьяковской галерее.

В день медицинского работника можно и должно молитвенно вспоминать еще десятки, сотни имен святых целителей, праведников, основателей монастырских лечебниц, основоположников идеи земских больниц, талантливых хирургов, инфекционистов, ученых-теоретиков, практиков-подвижников, посвятивших свои земные жизни служению Господу, исцелению людей. Преподобный Ипатий Целебник, святая княгиня Елизавета, епископ Нектарий Эгинский, праведный страстотерпец Евгений Боткин и, конечно же, святитель и исповедник Лука Крымский (В.Ф. Войно-Ясенецкий)... Список сей, право, бесконечный...

Хоть святые бессребреники, целители и чудотворцы давным-давно окончили свою земную жизнь, они не прекратили своей благой деятельности для тех, кто с верой и молитвой приходят к ним за помощью. Их же молитвами Господь да помилует всех нас.

15 июня 2025 г.

Комментарии
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией.
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке:

Characters remaining: 4000