На 51-й день после Пасхи, на следующий день после Пятидесятницы (всегда в понедельник), в начале Троицкой седмицы Церковь отмечает Духов день.
Праздник, по существу, становится духовным продолжением Троицы, углубляя размышление о великом событии — Сошествии Святого Духа на апостолов. Значение этого дня — в утверждении почитания третьей Ипостаси Святой Троицы, отражении единства Бога Отца, Сына и Духа Святого.
Церковь установила праздник Святого Духа «ради величия Пресвятаго и Животворящего Духа, яко един есть (от) Святыя и Живоначальныя Троицы» в противовес тем ересям, которые в своем учении умаляли Святого Духа.
Вера в Святого Духа сформулирована в молитве «Символ веры», в которой перечисляются остальные христианские догматы: «Верую… в Духа Святаго, Господа, Животворящаго, Иже от Отца исходящего, Иже со Отцем и Сыном спокланяема и сславима, глаголавшаго пророки».
Праздник Духа Святого появился в литургической традиции с IX века и связан со Студийским уставом, а на Руси получил распространение с XIV века, в частности среди духовных чад преподобного Сергия Радонежского. Тогда он стал называться Троицыным днем и обрел иконографическое осмысление через образ Пресвятой Троицы в творении Андрея Рублева.
Богослужебное последование в день Святого Духа облечено в особое благолепие, исполненное духовной глубины и соборного покаянного настроения. Праздник начинается великой вечерней, совершаемой сразу после Божественной литургии Пятидесятницы. Этот чин являет собою древнюю традицию Церкви, когда верующие, ещё исполненные торжественного ликования по случаю схождения Святого Духа, вновь собираются в храме для благодарственной молитвы. С благоговейным трепетом звучит призыв: «Царю Небесный, Утешителю, Душе истины…» — молитва, обращённая к Третьему Лицу Пресвятой Троицы.
Особую значимость имеет чин коленопреклоненных молитв: семь проникновенных прошений, составленных святым Василием Великим, возносятся о мире Церкви, спасении верных и упокоении душ всех от века усопших. Утреннее богослужение на Духов день подобно тропарному эхом повторяет величие Троицкой утрени, однако без полиелея и евангельского чтения, сохраняя при этом сосредоточенность на прославлении животворящего Духа, исходящего от Отца.