Крымская митрополия

Тебя ж, как первую любовь, России сердце не забудет! (ко Дню рождения А. С. Пушкина)

Михаил Шаньков "Дворцовая площадь" Михаил Шаньков "Дворцовая площадь"

Известно еще со школьной скамьи, что А.С. Пушкин — основоположник современного русского литературного языка. Но что бы мы не читали из многогранного творчества поэта, убеждаемся: язык А.С. Пушкина прост, искренен, приближен к народному. Он доступен и детям, читающим сказки с философским смыслом, и подросткам, которые с помощью умелого учителя сумеют окунуться в историю своего Отечества, извлечь пользу для созревающей души, познать истинный смысл слов «Береги честь смолоду». А для «дряхлеющей» старости полезны строки о смысле человеческой жизни: «Воды глубокие плавно текут, Люди премудрые тихо живут».

Сам Александр Сергеевич всегда искал смысл во всем, что происходит вокруг; его тревожила «жизни мышья беготня… мной утраченного дня». Особенно поэта умиляла молитва христианского святого IV века Ефрема Сирина — «та, которую священник повторяет во дни печальные Великого поста»: «Всех чаще мне она приходит на уста и падшего крепит неведомою силой»…

Мечты Пушкина: о тихой, спокойной жизни на лоне природы, «о сельских пенатах и полной свободе» («о самостоянье человека») в окружении любимой семьи — не всегда сбывались. «Ссылка» в Михайловское — мудрое решение Николая I сохранить для России «умнейшего человека». Александр Сергеевич тяготился суетой светской жизни с ее сплетнями, интригами, от которых ничего, кроме подлости и коварства, ждать не приходилось. Для поэта не было дороже ничего, кроме тихой семейной жизни и благополучия в дорогой сердцу России. Он-то и жену себе выбрал не только по внешности, но узрел сокровенное ее души.

«Мадонна»

В простом углу моем, средь медленных трудов,
Одной картины я желал быть вечно зритель,
Одной: чтоб на меня с холста, как с облаков,
Пречистая и наш божественный Спаситель —
…Исполнились мои желания. Творец
Тебя мне ниспослал, тебя, моя Мадонна,
Чистейшей прелести чистейший образец.

Ради этого подарка свыше, поэт и сражался с клеветой, грязью, которой очернили враги — завистники всю его семью; «пал, оклеветанный молвой». Поэт верил: «Моя жена — ангел». За честь семьи он шел до конца. Это была победа духа. Еще при жизни А.С. Пушкин восторженно отзывался о Евангелии; уверенно утверждал: «Мои дети будут читать Библию на славянском языке». Поэт часто посещал Святогорский монастырь, участвовал в церковных таинствах (исповедовался, причащался). Не случайно родилось из-под его пера стихотворение «Пророк».

Только вслушайтесь, как стих его преизобилует церковнославянской лексикой — все эти: уста, десница, восстань, глас, виждь, внемли, глагол… Поразительно, но дело даже не в том, что мы, сегодняшние, все понимаем без особых на то усилий. И поныне стихотворение «Пророк» продолжает изумлять величественной музыкой родной речи.

Конечно, А.С. Пушкину хорошо было знакомо высказывание своего великого предшественника М.В. Ломоносова: «Российский язык в полной силе, красоте и богатстве переменам и упадку не подвержен утвердится, коль долго Церковь Российская славословием Божиим на славянском языке украшаться будет».

К выражению «Русь святая» мы уже вроде и привыкли. Но что означает оно? А то, что у любого русского человека в каком-то поколении всенепременно окажется в роду святой, и притом не один. Так, среди предков А.С. Пушкина — 12 святых по прямой линии и 20 — по боковым ветвям! Просто он, в отличие от миллионов своих соотечественников, но в согласии с обычаем предков, вел свою родословную нить. К сожалению, современные русские люди живут «Иванами, не помнящими родства». Без таинственного сплетения этих двух начал — русского языка и Православной веры русскому человеку, по замыслу Божию о нем, состояться просто невозможно. И еще одна немаловажная особенность истинно русского человека: чтобы физически болело сердце всякий раз, когда плохо говорят о России, когда ее обижают и унижают. О том же, что случается с русским человеком, когда он отлучен от основополагающих для него начал, красноречиво свидетельствует вся наша национальная история. Вспомним, как с горечью воскликнул когда-то Ф.М. Достоевский: «Русский человек без Бога — дрянь». А у поэта Ярослава Смелякова не менее сильно сказано:

…Владыки и те исчезали
мгновенно и наверняка,
когда невзначай посягали
на русскую суть языка.

«У России во все времена, была задача перед всем миром — задача сохранения на планете культурного слоя. Так что весь мир всегда ждет от нее сопротивления мировому злу посредством сохранения этого слоя культуры, которая позволит и всему миру выжить». (Всемирный Русский Народный Собор).

С нами в одном строю наши великие классики во главе с А.С. Пушкиным, который понимал очень тонкое различие между личностью человека и его душой. Душа Пушкина всегда была христианкой.

Если мы потеряем традиции преемственности классической русской литературы, если наследие великих авторов XIX века будет сложено в сундук и благополучно забыто, тогда — прощай Россия.…Жаль людей, которые теряют такие ценности, без которых трудно оставаться человеком.

 Н.В. Овчинников «А.С. Пушкин и Н.Я. Бичурин в Петербурге» Н.В. Овчинников «А.С. Пушкин и Н.Я. Бичурин в Петербурге»

От Общества православных педагогов — А.В. Вовк

6 июня 2025 г.

Комментарии
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией.
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке:

Characters remaining: 4000