29 мая 2025 года (на 40-й день после Пасхи) православные отмечают Великий двунадесятый праздник Вознесения на небо Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа.
Праздник Вознесения считается одновременно радостным и печальным. Апостолы вновь встретились с Иисусом после долгого расставания, но лишь для того, чтобы проститься вновь.
Событие вознесения подробно описывается в Евангелии от Луки (см. Лк. 24, 50–51) и Деяниях святых апостолов (см. Деян. 1, 9–11). Краткое изложение этого события приводится в окончании Евангелия от Марка (см. Мк. 16, 19).
Согласно этим повествованиям, после Своего воскресения из мертвых Спаситель неоднократно являлся ученикам, удостоверяя их в истинности Своего телесного воскресения, укрепляя в них веру и подготавливая к принятию обетованного Святого Духа (см. Ин. 16, 7). Наконец, повелев не отлучаться из Иерусалима и ждать обещанного от Отца (см. Лк. 24, 49; Деян. 1, 4), Господь Иисус Христос вывел учеников из города в Вифанию, на гору Елеон, и, подняв Свои руки, подал им благословение, а затем стал отдаляться от них и возноситься на небо.
В Деяниях святых апостолов описано, что, начав возноситься, Христос был сокрыт облаком, и тогда явились «два мужа в белой одежде», которые возвестили Его Второе Пришествие. Ученики же поклонились Ему и с радостью вернулись в Иерусалим (см. Лк. 24, 52), где через несколько дней на них сошел Святой Дух (см. Деян. 2, 1–4).
После Своего вознесения Христос не оставил мира, но пребывает в нем во Святом Духе. Через действие Святого Духа Его невидимое присутствие сохраняется в таинствах Церкви. Евхаристический аспект вознесения Господня просматривается уже в беседе о «хлебе небесном» (см. Ин. 6, 22–71).
Самое главное, с момента вознесения Иисуса Христа людям стала доступна божественная жизнь. Иисус, взойдя на небеса, сохранил свою человеческую природу, тем самым сделав ее достойной вознесения. А значит, он открыл райские врата и для других людей, которые раньше не имели права туда попадать.
Как отмечал святитель Григорий Палама, вознесение Господне принадлежит всем людям — все воскреснут в день Его Второго Пришествия, однако вознесены («восхищены на облаках») будут только те, которые «распяли грех через покаяние и жительство по Евангелию».
Этот день также символизирует основание Церкви.
Вознесение Господне относится к двунадесятым праздникам, символизируя надежду на вечную жизнь и второе пришествие Христа. В день торжества священники облачаются в белые одежды и совершают богослужения, во многом напоминающие пасхальные.
Накануне вечером в церквях и храмах проходит Всенощное бдение, а утром в четверг — Литургия Иоанна Златоуста, на которой читаются акафист праздника (от греческого akathistos — «неседальная песнь»). Это хвалебное песнопение, состоящее из 25 песен — кондаков и икосов. В них раскрываются содержание и суть события.
Начинается акафист со слов: «Возбранный Воеводо, Творче неба и земли! Победителю смерти похвальное приносим пение, яко по пресветлом Твоем из мертвых Воскресении на небеса со славою вознеслся еси и с пречистою плотию Твоею одесную Бога и Отца возсел еси, да и наше падшее естество совознесеши с Собою, и от грехов и от вечныя смерти свободиши на веки. Мы же Божественное Твое Вознесение празднующе со ученики Твоими от души Тебе вопием: Иисусе, вознесыйся от нас на небо, не остави нас сирых».
Преподобный Амвросий Оптинский в своих наставлениях говорил, что человек должен весь устремляться мыслию, житием своим в Небо. Будем же просить Господа: «Отверзи нам двери милосердия Твоего, дай нам силы мудрствовать и стремиться в горняя, оставить земная позади, оставить земное земле».