Крещение дружинников князя Владимира (миниатюра Радзивиловской летописи)
Рубеж 988 года для Руси — поистине судьбоносный. Великий князь киевский Владимир Святославич не просто выбрал «государственную религию», а определил вектор развития державы на многие века вперед, сделал первый шаг к преобразованию духовной жизни страны, единству славянских княжеств, собиранию земель Русских.
«Повесть временных лет» свидетельствует: в начале весны 988 года князь Владимир дал приказ погрузить на 120 ладей шесть тысяч «варяг, словен, кривичей и болгар» и направился с ними вниз по Днепру. Пересек пороги, скорее всего — район Запорожья, спустился к устью в том месте, где сейчас Херсон, и вышел в Черное море. Затем эскадра благополучно проследовала вдоль крымского побережья, мимо мыса Тарханкут, и прибыла в район нынешнего Севастополя. Здесь ладьи зашли в бухту, которая теперь называется Стрелецкой, и войско высадилось на ее берегу.
В паре километров от бухты находилась цель военной экспедиции — Корсунь, окруженный со всех сторон стеной со многими башнями, при этом толщина стены была четыре метра, а высота доходила до десяти. Вероятно, корсунцы, видя перед собой большое войско, не решились атаковать десант и заперлись в городе, понадеявшись на мощность стен. Известно, что войско князя подошло очень близко к городу, на расстояние полета стрелы (300-400 метров). Дружинники расположились так, чтобы отрезать город от сельхозучастков, перекрыв доступ продовольствия в крепость. На месте, где стояли шатры лагеря князя Владимира, как уверяют исследователи, пролегли севастопольские улицы Ерошенко, Дмитрия Ульянова и Древняя — по ним сегодня можно попасть из города в Херсонесский заповедник.
Историки спорят по поводу того, сколько продолжалась осада Корсуни. Известно точно, что падение города-крепости связано с предательством. Некто Анастас пустил в сторону княжеского войска стрелу с запиской, где было указано место, в котором можно перекопать городской водовод, идущий за пределами крепости. Водовод перекрыли, защитники изнемогли от жажды и сдались. А Анастас впоследствии занял видное место при дворе князя и после возвращения Владимира в Киев стал настоятелем знаменитой Десятинной церкви, которую построили после похода дружины Владимира в Крым. К слову, спустя более тысячи лет, в мае 2024 года церковь была разрушена киевскими вандалами.
Историки также не едины во мнении о причинах столь дерзкого похода князя Владимира в Крым. То ли это была операция «по усмирению бунта» Корсуни, по договоренности с византийским правителем Василием Вторым, то ли это было столь внезапное «сватовство», но также подразумевающее военно-политический союз с Византией… Так ли это важно? В любом случае, подход Владимира был и стратегическим, и показательным. И… все поучилось. Князь сам отправился в византийские владения в Крыму, дабы и крещение там принять, и утвердиться «на Южном направлении». После покорения Корсуни из Константинополя приехали священники вместе с принцессой Анной. Они покрестили князя и обручили его с Анной.
По летописцу, многие дружинники, предусмотрительно стремясь угодить князю, узрев крещение Владимира, также крестились в Корсуни. Другие приняли крещение, полагая, что столь удачный штурм Корсуни был связан с крещением князя Владимира, попавшего тем самым в милость и покровительство Единого греческого Бога. Эти дружинники вполне благоразумно решили к столь богатому Богу держаться поближе. По Никоновской летописи, помимо дружинников, среди крестившихся были и «велможи» Владимира — «князи и бояре».
Для тех дружинников, кто еще колебался, князь Владимир категорически объявил свою волю — не принявший христианство «противен мне да будет». Этот довод стал для многих решающим.
Владимир «пас свою землю правдою, мужеством и разумом», как добрый и рачительный хозяин, при необходимости расширял и оборонял ее пределы силой оружия.
Ну, а Крещение в Корсуни (Херсонесе) князя Владимира с боярами и дружиной стало началом крещения всей Русской земли.