«Читайте отеческие книги; в их учении найдете себе вразумление и укрепление». Макарий Оптинский (Иванов)
Воплотить произведение в слове — значит вызвать в воображении слушателей изображенную автором жизнь, раскрыть отношение поэта к изображаемому, передать особенности художественной формы, стиля автора. Чтение вслух обогащает словарный запас, улучшает дикцию, развивает навыки публичного выступления, помогает устанавливать контакт между чтецом и его аудиторией.
Для овладения основами выразительного чтения существуют специальные выразительные средства: интонация, логическое ударение, пауза, темп, сила и высота голоса. Этим средствам помогают поза чтеца, жесты, его мимика.
   В Ялтинской общеобразовательной школе имени св. цес.   Алексия при соборе св. Александра Невского проводятся   различные конкурсы, мастер-классы, уроки по выразительному   чтению.
   В марте прошел школьный этап конкурса «Созвучие слов   живых». Итоги конкурса были объявлены после решения   жюри конкурса и голосования в соцсетях. Все участники   конкурса получили грамоты, а лучшие чтецы заслужили   Дипломы. 
После проведения конкурса многие учащиеся школы захотели продолжить работу над усовершенствованием своей дикции и выступать перед большой аудиторией.
А для учителей и родителей для работы можно предложить замечательное стихотворение А. В. Прянишникова «Правила чтения», написанное в стиле гекзаметра:
      Твердо запомни, что, прежде чем слово начать   в упражненьи,
      Следует клетку грудную расширить слегка и при   этом
      Низ живота подобрать для опоры дыханью и   звуку.
      Плечи во время дыханья должны быть в покое,   недвижны.
      Каждую строчку стихов говори на одном   выдыханьи.
      И проследи, чтобы грудь не сжималась в   течение речи,
      Так как при выдохе движется только одна   диафрагма.
      Чтенье окончив строки, не спеши с переходом к   дальнейшей:
      Выдержи паузу краткую в темпе стиха, в то же   время
      Воздуха часть добери, но лишь пользуясь   нижним дыханьем.
      Воздух сдержи на мгновенье, затем уже чтенье   продолжи.
      Чутко следи, чтобы каждое слово услышано   было:
      Помни о дикции ясной и чистой на звуках   согласных;
      Рот не ленись открывать, чтоб для голоса путь   был свободен;
      Голоса звук не глуши придыхательным тусклым   оттенком —
      Голос и в тихом звучании должен хранить   металличность.
      Прежде чем брать упражненья на темп, высоту и   на громкость,
      Нужно вниманье направить на ровность,   устойчивость звука:
      Пристально слушать, чтоб голос нигде не   дрожал, не качался,
      Выдох веди экономно — с расчетом на   целую строчку.
      Собранность, звонкость, полётность,   устойчивость, медленность, плавность —
      Вот что внимательным слухом сначала ищи в   упражненьи. 
Подробнее о методике — по ссылке.



