Крымская митрополия

Пятая седмица Великого поста — в утешение и ободрение по­стя­щихся

С 31 марта по 6 апреля идет пятая календарная седмица Великого поста. Цер­ковь при богослужении в пя­тую сед­ми­цу уте­ша­ет и ободряет по­стя­щих­ся тем, что они про­шли уже по­ло­ви­ну поста.

Впереди не только неделя прославления святой Марии Египетской, великой подвижницы V–VI вв., но и две уникальные великопостные службы — Мариино стояние, Суббота Акафиста.

В среду (2 апреля) и пятницу (4 апреля) пятой седмицы, как и всех остальных седмиц Святой Четыредесятницы, служится Литургия Преждеосвященных даров.

В сре­ду вечером чи­та­ют пол­но­стью Ве­ли­кий ка­нон свя­то­го Ан­дрея Крит­ско­го, который читался по частям в первые четыре дня первой седмицы, и Жи­тие пре­по­доб­ной Ма­рии Египетской (V–VI вв.), через покаяние восшедшей на та­кую вы­со­ту со­вер­шен­ства и свя­то­сти, что она упо­до­би­лась бес­плот­ным ан­ге­лам. Это бо­го­слу­же­ние на­зы­ва­ет­ся ина­че Ма­ри­иным стоянием.

По Уставу это утренняя служба (утреня) четверга пятой седмицы, но в церковной практике она совершается накануне, в среду вечером.

Память Марии Египетской совершается в пятое воскресенье Великого поста (переходящая дата), но также имеет и постоянную дату — 1/14 апреля. Четвертое же воскресенье посвящено памяти преподобного Иоанна Лествичника и таким образом память этих двух преподобных — Иоанна и Марии — обрамляют пятую седмицу с обеих сторон.

Житие преподобной Марии — это житие подвижницы, чей героизм состоял в пустынной аскезе, на которую она решилась в юности. До конца своих дней она пребывала в пустыне в аскетическом подвиге. Житие Марии Египетской составлено, скорее всего, в VII веке (в VIII в. его упоминает святой Иоанн Дамаскин). Автором традиционно считается святой Софроний Иерусалимский.

Вторая уникальная служба пятой седмицы Великого поста — Суббота Акафиста. Богослужение совершается в пятницу вечером, хотя служба по уставу также является утреней следующего дня субботы. Служба называется «Похвала Пресвятой Богородицы», в силу чего и суббота получила название «Суббота Акафиста».

В этот день, единственный раз в году во время богослужения читается Акафист Пресвятой Богородице. Он состоит из 24 строф, в славянской традиции их называют «кондаки» и «икосы», в греческой же традиции они именуются «икосами». Такое количество строф обусловлено количеством букв греческого алфавита. В оригинале первая строфа начинается со слова «Ангел», первое слово каждой новой строфы — со следующей буквы алфавита, таким образом получается алфавитный акростих. Акафист разделен на четыре части, которые вставляются в разные моменты службы

Первоначально этот акафист употреблялся в праздник Благовещения Пресвятой Богородицы. Позднее его стали петь в субботу пятой недели Великого поста. Это, во-первых, связано с тем, что в субботу в Константинополе еженедельно совершали праздник и торжественный крестный ход в честь Богородицы, а во-вторых, с тем, что, по преданию, после прочтения Акафиста в пятую субботу Великого поста была снята осада Константинополя аварами в 626 году.

30 марта 2025 г.

Комментарии
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией.
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке:

Characters remaining: 4000