Крымская митрополия

Сколько ты стоишь для Бога?

Священнослужителям в разговорах с пришедшими в храм или на исповеди порой приходится слышать: «я такой плохой», «я ничего не могу», «я бесполезен», «я хуже всех». Что это — проявление смирения или же заниженная самооценка? В чем разница между ними? Каким должно быть христианское отношение к себе, и чем опасно самоуничижение под личиной смирения?

Что такое самооценка?

Самооценка — это умение оценить свои силы и возможности, отнестись к себе критически. Она позволяет человеку соизмерять свои силы и в соответствии с этим ставить перед собой определенные цели и задачи. Самооценка может быть адекватной и неадекватной, стабильной и нестабильной. Зачастую она зависит от мнения окружающих, опыта успехов и неудач, от притязаний человека на жизнь.

В зависимости от характера самооценки у человека складывается либо адекватное отношение к себе, либо неадекватное, неправильное. В последнем случае человек постоянно сталкивается с неудачами, он часто вступает в конфликты с окружающими; нарушается гармоничность развития его личности. Характер самооценки определяет формирование тех или иных качеств личности, например, адекватная самооценка способствует формированию уверенности в себе, самокритичности, настойчивости, требовательности; неадекватная — неуверенности или излишней самоуверенности, некритичности. Безусловно, правильная самооценка — редкая находка и характерна для взрослого человека.

Адекватная самооценка — залог психологического благополучия

Если говорить о нормальной оценке себя, то в этом случае человек знает, какие у него положительные и отрицательные стороны, осознаёт, над чем ещё предстоит поработать; такие люди не любят «заморачиваться» в отношении себя и стремятся к активной деятельности.

Завышенная самооценка напоминает «манию величия». Человек не видит себя со стороны, он считает, что всегда прав — переубедить в чём-либо его невозможно. Однако это не признак большого ума. Кроме того, он ставит перед собой недостижимые цели, и здесь неизбежно возникает конфликт с жизнью, который может привести к пагубным последствиям.

Люди с низкой самооценкой склонны думать о себе плохо, проявляют нерешительность и трусость. Они постоянно жалуются на жизнь, обстоятельства, свою беспомощность, невозможность ничего изменить в сложившихся условиях, называют себя невезучими, плохими, несовершенными.

Формирование самооценки

Самооценку ребенка обычно определяют родители своим отношением к нему. Так родители могут неосознанно сформировать у ребенка заниженную самооценку, если будут не доверять ему, постоянно подчеркивать его безалаберность и безответственность — например, говорить ребенку: «Не бери кружку, а то разобьешь, не трогай телефон — сломаешь» и т. п. По мнению психологов, сильно понижает самооценку уход из семьи отца, потому что ребенок уверен: если бы он, ребенок, был достаточно хорош, папа не ушел бы.

Также негативно влияет на детей сравнение их с более одаренными, послушными, трудолюбивыми сверстниками. Сравнивать ребенка можно только с ним самим — сегодняшнего со вчерашним. Ребенок не должен сомневаться в том, что с ним всё в порядке, что он лучший для своих родителей.

Подросток с заниженной самооценкой может стать либо забитым, либо агрессивным. Именно такие дети попадают в плохие компании. Им подходит любое общество, где они приняты. Они думают, что недостаточно хороши, чтобы выбирать, и если выбрали их, нужно соглашаться. Или же наоборот, развитие самооценки ребенка может пойти в сторону ее завышения, если родители чрезмерно хвалят ребенка, преувеличивая его способности и заслуги, например, говоря, что ребенок ни в чем никогда не виноват, а вина лежит на других детях, воспитателях и т. д.

В чем отличие смирения от низкой самооценки?

По признанию священников, среди прихожан часто встречаются люди с заниженной самооценкой. Они всегда сомневаются в себе, считают необходимым просить благословения на самый незначительный шаг и очень заняты своим несовершенством.

Обесценивание себя, по мнению христианского психолога Виктора Слободчикова, часто является не смирением, а болезненным психологическим состоянием: «Выражается оно в отказе от волевого действия из-за страха быть несостоятельным, выглядеть глупо в глазах других, оказаться неуклюжим, неумным, неумелым. И человек делает все для того, чтобы избежать ситуации возможного неуспеха».

По наблюдению протоиерея Бориса Левшенко, человек с заниженной самооценкой слишком поглощен мыслями о себе, всегда занят собой. А смиренный человек занят просто делом. Смиренный человек принимает свое несовершенство с упованием на Божию помощь, человек с заниженной самооценкой болезненно его переживает, думает о том, как он не соответствует каким-то ожиданиям других.

Человек смиренный внутренне стоит перед Богом, человек с заниженной самооценкой — перед людьми.

Христианское отношение к себе

Чаще всего переживание своей негодности — обратная сторона убеждения: должно быть так, как я хочу. С духовной точки зрения это та же самая гордыня, только вывернутая наизнанку: «Я такой человек, что у меня должно это быть, но у меня этого нет».

Но если человек уйдёт от психологических переживаний в пространство духовной жизни, то проблема потеряет свою остроту:

«Перед Богом нет понятий я хорош или я плох. Есть только наше недостоинство перед Ним. А все различия, за которые мы держимся в миру, здесь неважны. Последнюю правду о нас и других знает только Бог», — говорит Виктор Слободчиков.

Считать себя ничтожеством, по мнению протоиерея Бориса Левшенко, нельзя. Потому что мы образ Божий, как же можно образ Божий считать ничтожеством? Другое дело, что необходимо видеть в себе то зло, с которым стоило бы побороться, и молить Бога о силах на эту борьбу.

Апостол Павел писал: «Для меня очень мало значит, как судите обо мне вы или другие люди; я и сам не сужу о себе. Ибо, хотя я ничего не знаю за собою, но тем не оправдываюсь; судия же мне Господь» (1 Кор. 4. 3-4).

Это и есть образец здорового христианского отношения к себе.

Митрополит Сурожский Антоний писал о ложном смирении так: «Это одна из самых разрушительных вещей; оно ведет к отрицанию в себе того добра, которое есть, и это просто несправедливо по отношению к Богу. Господь нам дает и ум, и сердце, и волю добрую, и обстоятельства, и людей, которым можно сделать добро; и надо его делать с сознанием, что это — добро, но что это не наше, а Божие».

Протоиерей Андрей Воронин людям, которые подвержены унынию из-за переживания своей никчемности напоминает: «Христос умер за тебя! Ты представляешь, сколько ты стоишь для Бога?».

Стелла Аванесова, портал prichod.ru

Публикация сайта «Православное Закамье»

26 марта 2025 г.

Комментарии
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией.
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке:

Characters remaining: 4000