Началась четвертая неделя Великого поста (в 2025 году — выпадает на период с 24 по 30 марта). Она занимает особое место в духовной жизни православных христиан. Седмица посвящена памяти преподобного Иоанна Лествичника — автора знаменитого труда «Лествица», который помогает верующим осмыслить путь духовного восхождения к Богу. В это время постящиеся продолжают соблюдать строгие ограничения в пище, направленные на очищение души и тела.
Четвертая седмица Великого поста ️– первая из двух насыщенных особенностями седмиц Великого поста. Особые богослужения 4-й седмицы обусловлены двумя факторами: поклонением Кресту (в этом смысле 4-я седмица является ярко выраженным попразднством Недели Крестополоклонной) и серединой Великого поста (которая приходится на среду 4-й седмицы).
Среда 4-й седмицы — уникальный день, середина поста — Преполовение Четыредесятницы. В этот вечер совершается Литургия Преждеосвященных Даров. Во время чтения Часов совершается поклонение Кресту.
Ну, а 29 марта — родительская суббота — последний день, специально установленный для поминовения усопших в период Великого поста. В следующий раз общецерковная заупокойная молитва будет совершаться уже после Пасхи, на Радоницу.
В Неделю святого Иоанна Лествичника. «Лествица», как известно, повествует о ступенях на пути к духовному совершенству, всегда отмечается в четвертое воскресенье Великого поста. Святой Иоанн жил просто, соблюдая устав постнической жизни, но не впадая в крайности, чтобы всегда сохранять силы и благоразумие. Путь к трем главным добродетелям — вере, надежде, любви — святой видел в борьбе с суетой, покаянии и смирении, борьбе с пороками, стремлении к душевному покою. Одним из особенно мешающих на этом пути пороков он считал тщеславие, которое «высказывается при каждой добродетели. Когда, например, храню пост — тщеславлюсь, и когда, скрывая пост от других, разрешаю на пищу, опять тщеславлюсь — благоразумием».
В песнопениях четвертой Недели Церковь ободряет постящихся тем, что они уже прошли половину поста, и побуждает их к неослабной богоугодной жизни, напоминает нам, что мы впали в грехи, подобно человеку, впадшему в руки разбойников, внушает нам упование на милосердие пострадавшего за нас Господа.