Крымская митрополия

Исповедник иерей Алексий Усенко

Жизнь и судьба священномученика Алексея Дмитриевича Усенко характерна для времени, в которое он жил. Эпохи великих потрясений, в которой лишь подлинный христианин искал правду в вере и держался спасительной Церкви. Так жил и за это был репрессирован священник Алексий Усенко.

Родился он в семье псаломщика в селе Большой Токмак 15 марта 1873 года. Окончив Таврическую духовную семинарию, был рукоположен и служил в одном из сел нынешней Запорожской области... Так и прошла бы в трудах и молитвах незаметно для многих жизнь сельского батюшки, если бы не революция и радикальные перемены. Гонения 1920-х и начала 1930-х годов прошли для о. Алексия сравнительно безболезненно. Но в 1936 г. в с. Тимошевка Михайловского района, где жил священник со своей семьей (супругой Александрой Викторовной и дочерьми — Людмилой, 1913 г. р. и Еленой, 1915 г. р.), местная власть закрыла храм. Хотя о. Алексию было в то время 64 года, он был еще полон сил. Пошел работать в колхоз, и проповедовал слово Божие везде, где были люди, готовые его слушать. Он убеждал верующих собрать подписи и ходатайствовать перед властями об открытии храма. За активную проповедь его выслали из Тимошевки, но, вернувшись, он не оскудел в дерзновении.

Проповеди отец Алексий отдавал все свои силы, обличая и увещевая колеблющихся и усомнившихся. Он убеждал верующих и сочувствующих подписать ходатайство о возвращении храма. На достижение этой цели он не жалел сил. Нередко о. Алексей заходил в переделанную под амбар церковь и говорил с односельчанами. Так, в 1937 г., когда крестьяне сортировали зерно, ссыпанное в церкви, священник, как всегда, тихо подошел, поздоровался и начал говорить: «Этот святой дом окаянные коммунисты превратили в амбар. Господь Бог это видит и пошлет за это наказание. И вы, честные и праведные люди, видите, что это работа нелюдей-коммунистов, и боитесь всем обществом потребовать от коммунистов возврата священного дома мирному люду. Если вы боитесь, я помогу вам это сделать. Мы будем требовать, чтобы нам вернуть этот святой дом таким, каким он был».

Мужество священника находило живой отклик в душах крестьян. Власти оценили деятельность батюшки по-своему: 30 октября 1937 г. священнику Алексию Усенко был выписан орден на арест. Обвинение, выдвинутое при аресте, — «контрреволюционная работа» — сулило серьезное наказание. Во время допроса священник показал: «Виновным себя не признаю, потому что я нигде не агитировал». Однако к следствию были привлечены показания свидетелей-односельчан, по словам которых призыв отца Алексея бороться за возвращение храма расценивался как контрреволюционная работа.

В мелитопольской тюрьме тюремный врач осмотрел заключенного и поставил диагноз: «Хронический миокард. Годен к физическому труду средней тяжести». Еще до вынесения приговора медицинская комиссия определяла степень возможной эксплуатации заключенного в лагерях. Погруженный во мрак лагерной жизни далекого и страшного «БамЛага», безропотно претерпевая скорби и лишения, с легким сердцем человека, предавшегося на волю Божию, священник Алексий до конца своих дней остался верным служителем Христа и Его Святой Церкви. К сожалению, ни места, ни дня смерти (год — 1937-й) исповедника не удалось выяснить. По всей вероятности, он умер в «БамЛаге» и похоронен в одной из лагерных братских могил.

Источник: Доненко Николай, прот. «Наследники Царства». Симферополь, 2004.

15 марта 2025 г.

Комментарии
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией.
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке:

Characters remaining: 4000