Крымская митрополия

Исповедь и Покаяние

Грех и его горькие плоды

Грех — это преступление закона Божия, представляющего собой духовную основу человеческой жизни. Грех отсекает и удаляет нас от Бога и Церкви. Удаление от Бога — это удаление от полноты жизни, это умирание души под тяжестью греха. В результате греха мы ввергаем себя в различные бедствия. Грех часто сладок, но плоды его всегда горьки.

Покаяние

Благодаря покаянию мы можем восстать от своего падения. Истинное покаяние — это кардинальное изменение образа мыслей, перемена жизни, отрицание греха всем сердцем.

Исповедь

Именно в отношении Таинства Покаяния невежество и легкомыслие проявляются в высочайшей степени. Суть Таинства Покаяния — личное устное исповедание грехов перед священником. В то же время, многие приходят на Исповедь, желая только молча выслушать разрешительную молитву, а потом причаститься. Другие говорят на Исповеди, что грешны во всем. Но в таком «покаянии» сквозит упорное нежелание изменить свою жизнь и жить духовной жизнью.

Подготовка к Исповеди

Когда мы приходим на Исповедь, очень важно видеть свою неправду. Вне зависимости от того, поступают ли так все или нет, важно, что я не имею права так поступать, я искренне осознал в себе эту неправду, и я должен с ней расстаться.

Часто камнем преткновения является смущение, с которым мы приходим на Исповедь, особенно на первую. Смущение вызвано не только стыдом, но еще и недоверием к священнику. Но важно помнить, что нашу Исповедь принимает Господь Иисус Христос, который невидимо стоит перед нами. Священник же является от Бога установленным совершителем Таинства Покаяния и нашим помощником в этом деле.

Приходя на Исповедь, очень важно уяснить, что стыдно грешить, а не каяться, что чувство стыда о соделанном — это пламень, пожигающий грех.

Перед тем как отправиться на Исповедь, нужно побыть в уединении, помолиться Богу, чтобы Он освятил тайные уголки нашей души. Если мы будем откровенны с самими собой, то увидим бездну своих грехов. При этом очень важно помнить, что нет такого греха, который Господь не сможет простить.

Грехи и греховные состояния по отношению к Богу

Равнодушие к духовной жизни. Жизнь без молитвы. Обольщение себя известной глупостью: «Бог у меня в душе — Церковь мне не нужна», в основе которой лежит нераскаянность и гордыня.

Богохульство, кощунство над святыней. Занятие магией, прорицанием, астрологией, гаданием и т. д.; обращение к колдунам, экстрасенсам, гипнотизерам кодировщикам, бабкам, гадалкам, что является отречением от веры и надежды на Бога и, в конце концов, заканчивается общением с сатаной и его нечистыми духами.

Поиски ложной духовности: членство в сектах, медитация, йога и прочие оккультные практики.

Переодевание в костюмы нечистой силы даже ради забавы (празднество хэллоуина и т. п.), что является предательством веры Христовой.

Недоверие к Богу и неверие в Его Промысл в несчастьях и в трудностях. Вера в приметы, в судьбу, в гороскопы и сны.

Оставление утренних и вечерних молитв. Пренебрежение к постам и постным дням. Непосещение Богослужения в воскресные дни и праздники. Неблагоговейное поведение в храме. Употребление имени Божьего в шутках и пустых разговорах. Причащение без установленной Церковью подготовки и примирения с ближними.

Неосведомленность в вопросах веры. Нежелание знать о своей вере ничего больше, кроме самых элементарных понятий. Нежелание читать Священное Писание и книги о духовной жизни.

Грехи и преступления по отношению к ближним

Убийство дитя во чреве: аборты и прочие абортивные средства. Совет и участие в совершении аборта. Для справки: внутриматочные спирали и кольца являются абортивным средством, препятствующим имплантации зачатого эмбриона в стенку матки для дальнейш его развития. Все современные гормональные «противозачаточные» средства (таблетки, имплантанты и т. д.) являются абортивными препаратами. Они лишь снижают вероятность зачатия, которое рано или поздно происходит. В этом случае зачатый эмбрион убивается химическим путем. Супруги, не желающие отказаться от абортивных контрацептивных средств, не получают прощения грехов на Исповеди и не допускаются к Святому Причастию.

Убийство, ненависть, вражда, издевательство, насилие, жестокость, ссоры. Зависть, злорадство, злопамятство, грубость, дерзость, насмешки, проклятия.

Отсутствие любви к ближнему, пренебрежение, презрение, неблагодарность.

Грубое, неразумное вмешательство в семейную жизнь своих детей. Неуважение к родителям и старшим.

Отсутствие добрых дел и милосердия. Несправедливое отношение к подчиненным. Жестокое обращение с животными.

Развращение детей и подростков. Пропаганда насилия, половой распущенности и сексуальных извращений в любой форме.

Сеяние смуты и разделения в среде верующих по невежеству и непослушанию к установленному от Бога Священноначалию Церкви. Грубые и мелочные замечания людям в храме, не знающим церковных правил.

Ложь, обман, осуждение, сплетни, клевета, ропот. Воровство. Хищения на службе и на работе, вымогательство, незаконные сделки, ростовщичество, жизнь за чужой счет.

Плотские грехи

Блуд и прелюбодеяние, т. е. добрачные и внебрачные половые связи и сожительства — для находящихся в добрачных или внебрачных сожительствах Святое Причастие невозможно.
Рукоблудие, гомосексуализм и прочие извращения, извращения в интимной супружеской жизни (исповедуются без подробностей). Блудное услаждение нечистыми мыслями, фантазиями и прикосновениями. Осквернение души журналами, фильмами и компьютерными играми эротического характера.

Грехи и греховные проявления в семье

Нарушение супружеской верности (прелюбодеяние). Отсутствие заботы о своей семье. Отсутствие любви и уступчивости. Развод без серьезных на то причин, которые допускает Церковь.

Намеренный отказ от рождения детей из эгоистических побуждений (Так называемое «планирование семьи» по безумному стремлению жить в комфорте и удовольствиях, за что получим от Бога крест намного более тяжкий, чем рождение и воспитание детей).
Безразличие к воспитанию детей в православной вере.

Грехи по отношению к самому себе

Курение, пьянство, наркомания и ее разновидности. Азартные игры. Фильмы и компьютерные игры со сценами насилия, ужасов и убийства. Праздное времяпрепровождение в Интернете.
Нескромная и нецеломудренная одежда. Косметика, краска волос, татуировки. Безумное следование моде, выражающей дух блуда и тщеславия. Самолюбование, самомнение и гордость.

Любовь к деньгам и имуществу. Расточительство, роскошь. Жадность и корыстолюбие. Высокомерие, надменность, эгоизм.

Объедение, страсть к лакомству. Употребление в пищу крови животных.

Сквернословие. Пустословие и болтливость.

Очень часто мы исповедуемся в различных незначительных промашках и не придаем никакого значения тому, что не любим Бога, ненавидим своего ближнего и остаемся полными высокомерия, честолюбия, ропота.

Другой привычный нам грех — осуждение. Но ведь как учат Святые Отцы — кто не осуждает ближнего, тот без труда получает спасение.

Правила исповеди

Чтобы наша исповедь была угодна Богу, она должна быть искренней, правдивой, проникнута смирением и страхом Божиим. На исповеди мы не должны:

  • исповедоваться в чужих грехах;
  • рассказывать пространные истории;
  • исповедоваться общими словами («грешен во всем» и т. п.);
  • рассказывать о своих добрых делах и добродетелях;
  • говорить о грехах, в которых уже исповедовались, кроме тех случаев, когда грех был совершен вновь;
  • держать зло и обиды на ближнего;
  • что-либо утаивать, потому что тем самым мы смеемся над Таинством, но Бог не бывает поругаем — в результате, вместо прощения мы лишь усугубим свои грехи.

Молитва разрешения (прощения) грехов читается священником над покаявшимися. Если у человека нет и намека на покаяние, если он не собирается отказываться от своей греховной жизни, то такая Исповедь будет недействительной.

Путь покаяния

Нужно понимать, что даже если нас простили все священники, патриархи, архиереи и весь мир, мы все равно не будем прощены Богом, если не удалимся от греха и не изменим жизнь.

Покаяние не должно ограничиваться взрывом эмоций. Нам следует исправлять свои ошибки, не возвращаться к одним и тем же грехам. Борьба с грехом болезненна. Требуется время, труд, навык в добродетели и содействие благодати Божией. Необходимы частая Исповедь и Причащение Святых Христовых Тайн.

Не надо забывать: то греховное, патологическое состояние, которое складывалось в течение десятилетий, не может измениться в один миг. Каждая новая Исповедь все больше и больше открывает человеку печальную картину того, что творится в его душе. Но не нужно унывать.

Лечебница покаяния всегда открыта, и Господь всегда готов простить нас и уврачевать наши греховные раны. Нам нужно только идти путем покаянной жизни и, несмотря ни на что, каждый раз вставать от падения. Ведь «впасть в грех свойственно человеку. Оставаться же во грехе свойственно не человеку, но сатане», — учат Отцы Церкви. Поэтому святые так усиленно просили Бога: «Даруй мне покаяние всецелое». Последуем этому и мы.

Комментарии
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией.
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке:

Characters remaining: 4000