Крымская митрополия

Важнейшие для души службы Великого поста, на которых по вине нас, священников, не бывает большинство прихожан

Слово в канун Недели первой Великого поста, Торжества Православия

Свято-Владимирский Херсонесский мужской монастырь города Севастополя, 8 марта 2025 года.

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа.

Великий пост — это время особой молитвы. Вы, наверное, сейчас почувствовали, какая может быть молитва, передаваемая нам от людей святых и от людей высокой подвижнической жизни.

Сейчас пелся 50-й псалом. Наверное, многие из вас первый раз слышали это пение. А ведь псалом писался именно для пения. Конечно, мы стараемся проникновенно и искренне молиться ко Господу, читая церковным речитативом или просто сердцем прочитывая эту великую покаянную молитву царя Давида. Но писал псалмопевец именно для пения — и святой псалмопевец, и великий регент, великий церковный композитор архимандрит Матфей (Мормыль).

Благодарю Господа, что я сподобился общаться с ним. Это был совершенно удивительный человек. Он жил в Троице-Сергиевой Лавре. Казак — огромный, сильный, с удивительной душой. Настоящий монах — мудрый, рассудительный, смиренный, ни во что себя не ставивший. Он как-то сказал: «Вот ходим, кичимся: мы священники! А кто мы? Гробы повапленные (Мф.23:27)». Это он напомнил высказывание о фарисеях Самого Спасителя: внешнее благообразие, а внутри «всякая нечистота»! Разукрашенные снаружи гробы, как было принято у иудеев, а внутри гниющий труп.

Кроме высокой монашеской жизни отец Матфей принёс Богу и Церкви удивительные песнопения. «Земле Русская» — мы все помним этот прекрасный псалом нашего времени, положенный на слова исповедника Афанасия Сахарова.

Отец Матфей, с точки зрения церковного искусства, был по-настоящему гениальным — этот абсолютно, без всякой самооценки, проживший долгие годы в Троице-Сергиевой Лавре человек. Меня поразило, что в песнопении «Рече безумен в сердце своем: несть Бог» он лишил богоборческие слова безумца «нет Бог» музыкальной гармонии. То есть поставил в нотах пропуск под этими словами. И дал ссылку: «Не подобает слова безумца класть на церковные ноты». Так глубоко близко он переживал свою веру, как чувствовал!

Но вернемся к традиции пения псалмов. Апостол Павел говорит: Назидая самих себя псалмами и славословиями и песнопениями духовными, поя и воспевая в сердцах ваших Господу, благодаря всегда за все Бога и Отца, во имя Господа нашего Иисуса Христа (Еф.5:19). Не правда ли, сегодня, слушая не чтение, а удивительное пение псалма, мы обретали новые грани глубокого личного восприятия покаянны слов царя Давида.

И еще к одной традиции — к традиции уставного совершения Литургии Преждеосвященных Даров я приглашаю вернуться всем вместе. Речь идет о совершении Литургии Преждеосвященных Даров вечером.

Мы привыкли, что вообще все литургии совершаются утром: и Василия Великого, и Иоанна Златоуста, и Преждеосвященная Литургия Григория Двоеслова. Эта последняя Литургия была создана именно для вечернего богослужения. Недаром она соединяется со службой, которая называется вечерней. Ради чьего-то удобства вечерню, предшествующую Преждеосвященной Литургии, однажды стали служить с утра. Так и повелось.

А что будет, если все же совершить ее, как и положено — вечером? Я помню, как в Сретенском монастыре мы впервые предложили совершать Преждеосвященную Литургию по средам вечером. Сколько было недовольных и скептиков!

Но когда я вошел вечером в храм, я был потрясен! Во-первых, если прежде на Преждеосвященной литургии, которая начиналась где-то около 11 часов утра, молились не больше десятка человек — в основном неработающие пенсионеры, то на этот раз в храме были не только они, но и еще две сотни наших молодых и среднего возраста прихожан, пришедших после рабочего дня!

И все мы были вознаграждены: такая молитвенная атмосфера царила от начала до конца службы!

Так же как и 50-й псалом, получивший то, что замышлял его создатель царь Давид, — гармонию, соединение слов и музыку, и ставший настоящим ключом к нашему сердцу, раскрывший новое чувство особенного покаяния, так и недолгая, но совершенно доселе неизвестная Литургия Преждеосвященных Даров, совершаемая, как она и задумана — вечером, воспринималась совершенно по-другому! «Свете Тихий святыя Славы Безсмертнаго Отца Небеснаго, Святаго Блаженнаго, Иисусе Христе, пришедше на запад солнца, видевше свет вечерний, поем Отца, Сына и Святаго Духа Бога. Достоин еси во вся времена пет быти гласы преподобными, Сыне Божий, живот даяй, темже мир Тя славит». Закат, день прошёл; мы уже утомились; многие житейские дела уже сделаны; нас как утром не подталкивают нерешённые проблемы и заботы, все можем оставить в стороне… Эту дверь в новый духовный опыт вам обязательно надо открыть!

Но почему только в среду? А пятница? По пятницам у нас парастас — заупокойное богослужение. Тогда служба растянется, и люди сильно устанут. А почему в 18 часов? Ведь у нас обычно вечерние службы в 17 часов, даже в 16, а где-то и в 15.

Это все мне известно. Такова здешняя многолетняя традиция. Но традиция традиции рознь! А как же тысячи людей, которые в дни совершения Преждеосвященной Литургии, совершаемой утром, работают? Ведь многие наши земляки жалуются, что НИ РАЗУ не смогли побывать на Преждеосвященной Литургии! Ни разу! «Традиция» лишила их поразительной церковной службы, созданной и хранимой Православной Церковью для их спасения!

Это же относится и к канону Андрея Критского… В некоторых храмах его начинают читать в три, четыре часа или в пять часов! Но кто из учащихся в вузах и колледжах, работающих наших собратьев успеет на него?! Единицы! Опять же, бывает, человек прожил двадцать-тридцать лет сознательной церковной жизнью и ни разу не был на каноне Андрея Критского по этим причинам! Ни разу не был на Преждеосвященной Литургии! Большинство работают до пяти часов. Они физически не смогут прийти на службу.

Итак, по средам мы будем служить Преждеосвященную вечером, а по пятницам — утром. Обязательно приходите после работы. Вы себе представить не можете, какой духовной силы это молитвенная служба! Но не испытав на своем опыте, вы этого никогда не узнаете.

Что касается причастия: пост полагается с двенадцати часов ночи. Но для тех, кто просто не может в силу некрепкого здоровья так поститься: с полуночи до шести вечера, — специальным решением Синода 1968 года, при Патриархе Алексии I, было дозволено поститься с 12 часов дня. Шесть часов — это не такое уж и страшное для нас испытание. Но, повторюсь, для обладающих крепостью телесной пост — с полуночи. Для тех, у кого это проблема, — с 12 часов дня.

Дорогие братья и сёстры! Пост даёт нам новый личный и спасительный молитвенный духовный опыт в нашей жизни. Храни вас всех Господь!

Комментарии
Ольга10 марта 2025, 15:04
Как хорошо, что есть такая возможность, вечером прийти на Литургию Преждеосвященных Даров! В своей жизни за весь пост бывает так ни разу и не попадаю на нее. И канон Андрея Критского у нас в 15-00. Теперь тоже не попадаем, кто работает. Конечно, жалко, ну вот как есть. Спасибо тем, кто думает о работающих верующих и что нам тоже важны эти службы!
Читательница (Подмосковье)10 марта 2025, 13:23
Храни Господь митрополита Тихона!Раз владыка упомянул Срет.мон.,не могу не высказать "наболевшее".Почему бы в Срет.мон.субботнее всен.бдение (трехчасовая служба!) не начинать не в 18,а в 17 ч.?Ведь те работающие, ради кот-х по будням начинают службы в 18 ч.,в субботу не работают!Жилых домов рядом с мон-рем практически нет.Прихожане в основном приезжие,в т.ч. из пригорода.Машины не у всех.Интервал движения транспорта чем позже,те больше.Час разницы оч. много значит.Многие хотели бы в воскресенье попасть на раннюю службу (после поздней остается всего лишь полдня). Наверное,не случайно после полиелея прихожане в большинстве своем уходят со службы. О людях нужно думать не только по будним дням.)
Олег10 марта 2025, 09:00
Божьей помощи и сил в служении митрополит Тихон. Благодарю Господа что у нас в Крыму такой предстоятель.
Ольга 9 марта 2025, 21:24
Храни Вас Господь и Царица Небесная!
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией.
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке:

Characters remaining: 4000