Слово митрополита Симферопольского и Крымского Тихона на Прощёное воскресенье в Свято-Владимирском соборе Херсонесского мужского монастыря. 2 марта 2025 года, г. Севастополь.
Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа.
Прощеное воскресенье — от древнеславянского «проща», что значит «отпустить на свободу». Отсюда русское слово «прощание». Это не «до свидания» — это отпускают; дальнейших встреч уже не будет: «Ты свободен. Прощай!»
Проща. Что скрывается за этим словом? Кому вы простите грехи, тому и Господь их простит. Кто не будет прощён нами, христианами, того и Господь осудит. Господь Иисус Христос даёт нам власть над вечной жизнью человека; даёт нам, Его ученикам, распорядиться судьбой, распорядиться бесконечно важным в человеческой жизни. Это удивительно, но это слова Господни: Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся (Ин.20:23).
Есть такое понятие «царственное священство». Священники — не только иереи, епископы, но и каждый православный христианин. Прощение грехов происходит не только на исповеди, но и в сердце человека, в его душе. Вот почему Господь так часто говорит о необходимости того, чтобы мы уподобились Ему в прощении тех, кто чем-либо нас обидел, виновен перед нами (объективно, не по нашим домыслам). Реально человек виновен — но ты лично прости. Воин должен остановить зло мечом. Но как христианин — заблудшего несчастного, запутавшегося человека или просто врага — он призван от Господа простить, не держать это зло; не простирать казнь до Страшного Суда; не определять вечной участи человека. Такой уровень духовной власти и ответственности лежит на каждом человеке.
Наверное, на Страшном Суде восторжествует милость и милосердие Божие. Потому что от непрощения нерадивого и ничего не понявшего в этой жизни христианина (от того, что он не простит своего брата), конечно, не будет зависеть вечная его участь. Но своё участие в вечной судьбе человека всё же каждый из нас примет, как и участие в своей собственной судьбе. Наше прощение или непрощение — это испытание нашей души, нашей веры, нашего исполнения заповедей Христовых.
Именно поэтому звучат слова о призыве Господа к тому, чтобы мы простили своих личных врагов; не держали бы на них зла; отпустили бы их на свободу на своём суде и с надеждой, что Господь будет милостив к ним, а не только к нам самим. Такая удивительная зависимость, такие удивительные законы духовной жизни лежат в основе нашего временного и вечного бытия.
Давайте вспомним о тех, кого нам тяжело простить; о тех, кого мы, может быть, не смогли простить; не смогли не просто примириться, а хотя бы в душе своей не держать на них зла. Это каждый человек может ощутить. Если такое есть в душе нашей, то перед нами встаёт дилемма: или мы исполняем заповедь Божию о прощении и призыв Божий быть милостивыми, как милостив Отец наш Небесный, или со своей якобы правотой… Почему «якобы»? Потому что неправота нашего ближнего и наша собственная неправота слишком нам известны. Прося Господа о прощении наших грехов, мы не можем не вспомнить слова молитвы Господней: «…и оста́ви нам до́лги наша, якоже и мы оставляем должнико́м нашим».
Всё это настолько взаимосвязано и поразительно гармонично, что только уяснив эту многомерную гармонию, мы сможем не механически сказать: «Бог простит», а говорить это по-настоящему, очищая свой ум и своё сердце от злопамятства, осуждения, скорого суда и немилосердия. Самое главное — жестокого сердца Господь не примет. Нам необходимо наше сердце — справедливо, праведно, но и с милосердием расположить по отношению к каждому человеку, сказав: «Я искренне прощаю».
Что касается суда над злыми делами, то это только Божие дело! Нам восхищать себе Суд Божий невозможно. Вот в чём смысл сегодняшнего дня и, собственно, Масленицы. Казалось бы: где блины и где прощение? На самом деле очень близко. Это сейчас у нас есть Интернет, SMS-ки, почта и прочее. А ещё сто пятьдесят лет назад ничего этого не было. Целая неделя Масленицы служила именно для того, чтобы православные христиане съездили друг ко другу в Москву, Тулу, из Севастополя в Симферополь на бричке или дошли пешком и попросили бы прощения у человека, к которому они испытывали вину непрощения. Целая неделя для этого даётся. А после того, как всё обоюдно прощается, русский человек садился за стол. Мясо уже нельзя, но есть блины. Такая традиция… Именно в этом смысле Масленица. Смысл даже не в том, чтобы по ступеням воздержания… Самое главное — духовный смысл: попросить главного прощения, которое нужно человеку. Сейчас это делается за один день. SMS-ки «Бог простит. Меня прости»…
Так, дорогие братья и сёстры, устроена духовная жизнь. Мы не знаем, сколько раз мы досаждали, наносили какие-то раны, обиды. Поэтому мы просим прощения у всех искренне — не в качестве традиции голой, ничего не несущей внутри, а совершенно искренне понимая, что мы могли натворить всё что угодно и ошибиться как угодно. Мы слишком хорошо себя знаем. Поэтому мы, по древней потребности православных христиан, творим земной поклон, просим прощения и ждём с нетерпением и с надеждой такого же прощения от наших близких.
Простите меня, отцы, братья и сёстры, чем согрешил делом, словом, помышлением.
Благодатию своею Бог простит и помилует всех нас.