Крымская митрополия

Иоанн Кронштадтский — подвижник милосердия

Отец Иоанн с матушкой - Елизаветой Константиновной Сергиевой Отец Иоанн с матушкой - Елизаветой Константиновной Сергиевой

Жизнь святого праведного Иоанна Кронштадтского служит примером для многих, показывая, как можно сочетать служение Богу и ближним через милосердие и молитву.

Город-порт Кронштадт, где началось подвижническое служение о. Иоанна, был расположен на острове Котлин в Финском заливе. Этот город в то время был не только ключевой военно-морской крепостью, защищавшей вход в северную столицу, и не только одной из баз Российского военного флота — он был и местом административной высылки. Блестящая столица изгоняла туда нищих, бродяг, разного рода провинившихся и порочных людей, не имевших определенного места жительства.

Отец Иоанн не мог без сочувствия и сострадания смотреть на этих людей и чтобы заставить их вспомнить о Боге, привести их в храм, убедить молиться, каяться, причащаться и попытаться начать иную жизнь, он должен был завоевать их доверие. И он стал посещать их лачуги, землянки, бедные квартиры. Он входил в их нужды, раздавал свое жалованье, не оставляя себе ни копейки. Случалось, он лично покупал одиноким и больным то, в чем они нуждались, от продуктов питания до одежды и обуви, приводил врачей, сам ходил за лекарствами в аптеку. Немедленно, по первому зову являлся в эти трущобы для совершения треб. Когда у него кончались деньги — он отдавал рясу или сапоги и возвращался домой босым и раздетым.

Но чем больше о. Иоанн благотворил, тем больше требовалось. Чем больше нуждающихся он посещал, тем больше их появлялось рядом с ним. Чем больше денег клал он в протянутые руки, тем больше рук тянулось к нему. Отец Иоанн не мог не задуматься о несовершенстве, и даже порочности обычного подаяния, которое он каждодневно совершал. Праведный Иоанн понимал ценность труда как средства для борьбы против нравственной и личностной деградации, что и легло в основу Дома трудолюбия открытого в 1882 г. Дом трудолюбия стал своеобразным прообразом современного центра социального обслуживания населения, в котором осуществляется системная и комплексная социальная работа для всех нуждающихся категорий населения, где простой люд мог приобрести профессию и мог накормить своих близких.

Еще в 1868 г. проект был представлен о. Иоанном на рассмотрение властям. Реализовать его удалось не сразу, а лишь спустя многие годы. Этому открытию предшествовали многочисленные воззвания о. Иоанна к местному населению, как личные, так и опосредованные, через местные газеты. Он призывал обеспечить нищих людей жильем, обучить ремеслу, дать работу, которая бы позволила вести достойный образ жизни и предотвратила асоциальное поведение беднейшего населения города: «Как хорошо было бы устроить Дом Трудолюбия! Тогда бы многие нищие могли обращаться в этот дом с требованием сделать нам за известную плату то или другое дело, ту или другую вещь, а мещане наши жили бы да трудились и благодарили Бога да своих благодетелей! И нравственно многие поднялись бы».

Согласно мнению о. Иоанна, в церковном социальном служении, оказывая благодеяние просящему, нужно помнить, что это делается в первую очередь для Бога, а уж после — для человека: «Помни, что Господь в каждом христианине. Когда приходит к тебе ближний, имей к нему всегда великое уважение, ибо в нем Господь, Который чрез него часто выражает волю Свою. Не жалей для брата ничего, как для Господа. Помни, что и чрез неверных Господь иногда говорит, или располагает их сердца к нам».

Что же побуждало о. Иоанна Кронштадтского к творению милосердия на протяжении всего своего пути пастырского служения? Он сам отвечает на этот вопрос: «не-опустительное и посильное исполнение заповеди о милосердии». Раскрывая значение пятой заповеди блаженства, о. Иоанн указывает на ее богословское основание: «во-первых, бесконечное милосердие Божие к роду человеческому вообще, к христианам в частности и к каждому из нас в особенности; во-вторых — прямая заповедь Евангелия, в третьих — пример Господа нашего Иисуса Христа, и в четвертых — самое название наше христианами, т. е. членами Христовыми, членами тела Его».

Святой праведный Иоанн Кронштадтский учил, что любовь к Богу проявляется через любовь к ближнему. Именно в служении людям он видел путь к спасению и достижению Царствия Небесного. Его жизнь стала примером того, как можно в земных условиях обрести истинную близость к Богу через самоотверженное служение и молитву. И сегодня его молитвами совершаются чудеса, а его образ остаётся символом милосердия и любви к ближнему.

«Любимая его мечта была не дать милостыню, но дать возможность нищему заработать ее … Отсюда знаменитый дом трудолюбия в Кронштадте, от которого пошли по России все дома этого имени … Благочестие и труд — вот единственно, что завещал великий священник России… о. Иоанн звал народ русский не к ленивому, а к деятельному благочестию и звал к благородной свободе. Личной религией его был неустанный труд, направленный волей Бога. Пусть примет народ наш ту же веру — и он спасется» — писал публицист М. Меньшиков в заметке об о. Иоанне.

Пресс-служба отдела социального служения и церковной благотворительности Симферопольской и Крымской епархии

28 февраля 2025 г.

Комментарии
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией.
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке:

Characters remaining: 4000