31 января 2025 года — 160 лет со дня рождения Патриарха Московского и всея России Тихона. Какое значение его личность имеет для нас, в каких жизненных ситуациях он может помочь нам личным примером и молитвенным предстательством перед Богом?
Про святителя Тихона можно говорить долго — перечислять факты его богатой биографии, рассуждать о его значении для Русской Церкви, — но так и не познакомиться с ним лично. Так часто происходит, когда речь идет о выдающихся исторических личностях, прославленных в лик святых. Мы чтим их память, собираемся в храмах и совершаем в их честь пышные богослужения, но редко обращаемся к ним дома, не вспоминаем о них в своих переживаниях и заботах. Кажется, что это как-то неудобно, неуместно, нескромно. Где я и где Патриарх Тихон?
В образе святителя Тихона — церковного лидера, управлявшего Церковью в сложнейшее для нее время и обладавшего огромным авторитетом, — больше всего поражает сочетание величия и простоты, грандиозности его служения и скромности личной жизни. Своим примером он показал, что такие христианские добродетели, как вера, верность Богу, смирение, терпение и любовь, могут проявляться в любых обстоятельствах: и в повседневном быту, и в тиши монашеской кельи, и на высшей ступени церковной иерархии, когда от твоих решений, слов и действий зависят судьбы миллионов людей.
Смирение и скромность сочетались в Патриархе Тихоне с талантами и дарованиями, которые необходимы церковно-государственному деятелю его масштаба. Однако он словно бы прятал свои таланты за своим добрым, лучистым обликом. «Самый добрый» — так его охарактеризовали при избрании. И правда, в нем было что-то от простого доброго дедушки. И одновременно это был человек прекрасного образования, знал несколько языков (а французский даже преподавал), обладал выдающимися организаторскими способностями, масштабно мыслил.
Он возглавлял самые «сложные» епископские кафедры, был настоящим отцом для православных в Америке. И этот же «добрый дедушка», когда Церковь столкнулась с небывалыми до той поры историческими вызовами, с высоты своего сана твердо провозгласил анафему гонителям Церкви: «Властию, данною нам от Бога, запрещаем вам приступать к Тайнам Христовым, анафематствуем вас!»
В быту Патриарх был простым и обаятельным человеком, так что его притеснители и охранники, приставленные к нему большевиками во время домашнего ареста, не могли не поддаваться этому обаянию при личном общении. И в этом его святость проявлялась ничуть не меньше, чем в других, публичных сферах его жизни. Точнее — это была одна и та же святость.
Поэтому, размышляя над тем, в каких ситуациях мы можем молиться святителю Тихону, можно сказать, что делать это можно в любой ситуации, которая требует от нас смирения, веры и любви — качеств, без которых трудно или даже невозможно увидеть и понять волю Божию. Например, когда речь идет о чем-то по-настоящему грандиозном.
«Когда в 1990-х годах начался новый период в жизни России и Русской Церкви, масштабы катастрофы, в которой оказалась страна, были ужасающими, — вспоминает основатель и президент Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета протоиерей Владимир Воробьев. — Экономика, промышленность, армия, медицина — все находилось в руинах. Когда в условиях всеобщей разрухи возник наш Свято-Тихоновский университет, у нас не было ничего: ни помещений, ни финансирования, ни кадров. Студенты жили в тяжелейших условиях, некоторые ночевали на вокзалах, питались тем, что удавалось раздобыть — китайским рисом или американским пюре, отчего нередко попадали в больницы. Нужен был подвиг, духовные и физические силы, для того чтобы учиться и преподавать практически бесплатно, потому что зарплата была чисто символической. Думая, в честь кого назвать университет, мы выбрали Патриарха Тихона, чья стойкость нас необыкновенно вдохновляла. Мы молились о его заступничестве, чтобы он помог нам преодолеть трудности, чтобы его вера и любовь ко Христу вдохновляли нас на служение Церкви и нашему народу».
Но не только когда речь идет о чем-то большом и важном в масштабах государства и Церкви, мы можем обращаться к святителю Тихону. Ничто не мешает помолиться ему и в наших личных страхах и неуверенностях, когда мы не знаем, как выбрать Христа и Его истину, как поступить по воле Божией. Ведь сам святитель Тихон умел прозревать ее и следовать ей и в личной жизни, и в административной работе, и в церковном служении, и в общении с окружающими людьми, независимо от их положения в обществе и отношения к нему.