Богоявление — это снисхождение в душу человека Святой Троицы, даже если это состояние и ощущение мира и соприсутствия Бога в нашем сердце, в нашей душе и в уме было лишь совсем-совсем недолгим. Суета, малодушие, маловерие — все это затмевает мир Божий.
Что же нам делать? Как поступать? Преподобный Серафим Саровский наставляет нас, а в его лице и все святые отцы: более всего сохраняйте мир в вашей душе.
Какой мир? Мир с этим миром? Нет. С этим миром мы примириться не можем, он воюет против Бога. А вот мир с Богом, мир с ближними по заповеди любви к ним, какие бы они ни были, мир с самим собой, вот этот мир бесценный, который помогает нам всегда ощущать то, что совершилось сегодня, — богоявление в наших душах, тогда оно открывается, тогда оно, действуя в нас, ощущается нами, тогда оно приносит особый плод.
Но есть и еще мир, который мы должны иметь внутри себя, мир с самим собой через покаяние и — мир с обстоятельствами жизни нашей. Вот это порой бывает очень трудно, потому что и обстоятельства нашей жизни бывают по-настоящему трудные, по-настоящему тяжелые. Эти обстоятельства восходят и до самого креста.
Но мы видим, что перед крестом Своим Господь Иисус Христос заповедовал нам мир. И Сам пребывал в мире, потому что знал, что исхождение и победа над миром сим, исхождение из него в мир Божий нам, людям, причастным и к первородному греху, омываемому в водах крещения, и к греху нашему личному, этот исход от греха совершается через богоявление и крест. Совершается через мир с теми обстоятельствами жизни, которые посылает нам Господь. Ни с примирением с грехом, нет, с противодействием ему, но с примирением с тем крестом, который необходим для нас для того, чтобы быть с Богом.