Крымская митрополия

Великая Агиасма

Чин освящения воды — это отличительная особенность праздника Богоявления. Он совершается только в дни торжества — накануне и в сам день праздника Крещения Господня. Освящённая вода считается одной из величайших святынь, которую называют Великая Агиасма. В чём же её особенность? И когда зародилась традиция освящения воды?

Отличительной особенностью праздника Богоявления является чин Великого освящения воды. Он совершается только в дни этого торжества — дважды, накануне, в навечерие праздника и в само Крещение.

Освященная вода считается величайшей святыней. Для нее существует специальное название — Великая Агиасма, то есть по-гречески «святыня». Об особых свойствах крещенской воды говорил еще в IV веке святитель Иоанн Златоуст.

Христос крестился и осветил естество вод, и потому в праздник Крещения все, почерпнув воды в полночь, приносят ее домой и хранят во весь год. И так вода в существе своем не портится от продолжения времени — целый год, а часто два и три года остается свежей и неповрежденной.

Традиция освящения воды в Богоявлении восходит к апостольским временам. Сначала обычай существовал только в Иерусалимской церкви. Там было принято в праздник совершать процессию к Иордану и в воспоминании обстоятельств события Крещения Господня и явления Святой Троицы освящать реку. Чин освящения воды, по преданию, был создан евангелистом Матфеем. Кроме того, в первые века христианства крещение новообращенных старались приурочить к большим праздникам — Богоявлению и Пасхе. Ввиду торжественности события воду для таинства освящали великим чином — воспоминания того, как Господь осветил Своим погружением в Иордан всю водную стихию. Так появилась традиция водосвятия в навечере крещения. В молитвенных чтениях чина водосвящения вспоминается, как вода не раз служила оружием Божиим в домостроительстве спасения рода человеческого. Как сам Господь стал для человечества той живой водой, которая уталяет духовную жажду. Священник призывает благодать Божию на водную стихию и три раза погружает в воду крест.

В храмах и обителях, расположенных близ природного водоема, озера, реки или ручья, как правило, одно из водоосвящений совершается именно там, в память о том, что приход в мир спасителя осветил не только человека, но и всю природу. Во льду делают прорубь в виде креста. Ее называют Иорданью, в честь реки, принявшей в свои воды Сына Божия. После водоосвящения многие стремятся окунуться в Иордань. Это благочестивая традиция, а не общее правило. Церковь не настаивает на ее соблюдении.

Крещенскую воду раздают верующим. Святой водой кропят людей и помещения, а Агиасму пьют при недугах. Освященная вода становится величайшей святыней и требует к себе трепетного и благоговейного отношения. Ее почитание так велико, что богоявленскую воду вкушают натощак, подобно причастию.

Радио ВЕРА

19 января 2025 г.

Комментарии
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией.
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке:

Characters remaining: 4000