Евпатория — удивительная сокровищница замечательных людей, раскрывая которых — восхищаешься, учишься и, конечно, благодаришь за их дар менять жизни других к лучшему. В интервью «Евпаторийской здравнице» истинная многогранная женщина Вероника Дик — матушка, супруга протоиерея Свято-Николаевского собора, преподаватель истории искусств детской художественной школы им. Ю. В. Волкова рассказала о своем пути к Богу и главной миссии в жизни. Также она развеяла некоторые мифы о священнической семье и поделилась мнением о реализации женщины в современном мире.
— Вероника, расскажите, пожалуйста, немного о себе.
— Мне 33 года. Я родилась и выросла в Симферополе, в театральной семье. Мой папа — актер, а мама — начальник костюмерного цеха в Крымском академическом русском драматическом театре имени Максима Горького. У нас творческая семья, именно поэтому все мое детство прошло в разговорах о театре и в его волшебной атмосфере. Мама порой брала меня с собой на спектакли, когда не с кем было оставить, там я буквально пропитывалась искусством. В детстве я занималась в различных кружках, ходила в театральную студию, пела в хоре, принимала активное участие в школьной жизни, но при этом была довольно скромной, послушной и усидчивой. Когда пришла пора определяться с будущей профессией, думала поступить в театральный и стать продолжательницей дела семьи. Но потом поняла, что хочу получить профессию, связанную с истоками искусства. По образованию я музеолог, историк-музеевед.
Моя жизнь очень многогранна, как, наверное, у любой современной женщины. В первую очередь я мама и жена. Сейчас в воскресной школе при Свято-Николаевском соборе рассказываю детям о Боге, веду театральную студию, пою в церковном хоре. Также преподаю в детской художественной школе имени Юрия Волкова историю искусства.
— Каким был ваш путь к себе и Богу?
— Впервые я попала на литургию и причастие старшеклассницей. Наша семья была невоцерковленная, но верующая. В храм мы приходили только на Пасху, как большинство, просто освятить куличи, и на Рождество. Поэтому я не имела абсолютно никакого представления о церковной жизни. Глубоко верующим человеком в нашей семье была моя прабабушка, именно благодаря ей я запомнила с раннего детства на слух некоторые молитвы, она иногда пела мне «Отче наш» как колыбельную. Так, у меня с детства остались теплые воспоминания о христианстве. Осознанно к Богу я пришла уже в студенчестве и серьезно интересоваться православием стала после знакомства с будущим мужем.
Становиться матушкой и связывать свою жизнь со священнослужителем я не планировала, но все случилось по воле Божьей. На первом курсе университета я побывала с экскурсией в Таврической духовной семинарии. Там мы и познакомились с отцом Георгием (тогда еще семинаристом), стали общаться. Он оказался очень интересным собеседником, и у меня появилось желание как можно больше узнать о храме, вере и Боге. Мы подружились, и через два года я вышла за него замуж.
Очень хорошо помню свою первую службу в Троицком монастыре во время Великого поста. Тогда еще мой будущий муж пригласил меня на всенощное бдение, где служил иподьяконом. Я абсолютно не знала, как проходит богослужение. Но та атмосфера церковной службы и пение хора произвели на меня огромное впечатление. Я стояла, затаив дыхание. Именно тогда у меня появился большой интерес к этому и много вопросов о том, что значат определенные действия и молитвы, моменты службы и прочее. Можно сказать, что мой будущий супруг стал для меня проводником в мир православия.
Через познание Бога мы, конечно же, познаем и себя. Поэтому становление и возрастание меня как личности тоже произошло в период прихода в церковь. Осознание своих грехов и страстей формирует человека, то же самое происходило и до сих пор происходит со мной. К себе настоящей я все еще иду, борясь со страстями и грехами, и продолжаю расти как личность. «Сердце человека обдумывает свой путь, но Господь управляет шествием его» (Притч. 16, 9). В процессе познания себя человек приходит к Богу. И порой чем лучше человек познает себя, тем совершеннее познает Господа. Но одно может предшествовать другому, у всех по-разному.
— Вокруг священнослужителей и их жен, как правило, много мифов, начиная от уклада в семье, образования и работы, заканчивая стилем поведения, общения и одежды. Как вам удается сочетать в себе красивую и яркую женщину, интересную личность с разнообразными увлечениями и быть при этом супругой священника? Что для вас значит быть женой священнослужителя в современных реалиях?
— Да, действительно, вокруг священнической семьи витает много стереотипов. В основном их распространяют люди, далекие от церкви. Но наша жизнь мало чем отличается от жизни современных христианских семей. У каждого из нас есть свои увлечения, например, отец Георгий — мастер спорта и кандидат богословия, также он защитил кандидатскую диссертацию по истории. Наша дочь увлекается танцами и живописью. В свою очередь, я не могу сказать, что посвящаю себя только храму, как, например, матушки в отдаленных селениях, где основной род их деятельности — помощь мужу. Либо же, что я занята только реализацией в светском мире. Я стараюсь балансировать между этим и занимаюсь тем, что нравится: пением на богослужениях, театральной студией, преподаванием и работой с детьми. Я этим живу, вкладывая во все душу! Поэтому мне легко дается сочетание разных видов деятельности. Ведь все это во славу Божию!
Исходя из опыта, могу сказать, что все матушки разные. У некоторых на первом месте забота о детях, у других — миссионерская деятельность, кто-то занимается наукой. Но всех нас объединяет вера в Господа. Для меня быть женой священника — это, конечно, ответственность, но в то же время великое благословение, радость жизни с любимым человеком в Боге и возможность проявляться в том, в чем нахожу себя.
— Известно, что истинная природа человека в том, что он познал и что такое свет, и что такое тьма, соединив в себе эти грани без искажений и отрицаний. Как вы считаете, не слишком ли тяжела роль жены священника и матушки для природы женщины, когда нужно быть образцом многим? Можно ли, имея такой статус, позволить себе быть настоящей, без разлома сочетая в себе человеческую природу и соблюдение церковных канонов?
— Конечно, можно и нужно оставаться собой. Соблюдение церковных канонов не может помешать быть всесторонне развитым и интересным человеком, красивой и успешной женщиной, это тоже своего рода миссия. В наше время быть матушкой не тяжело, сейчас от жены священника не требуется такой большой самоотдачи, как раньше. Матушки сейчас очень современные, и далеко не все принимают активное участие в жизни храма, это не считается обязательным. Лично для меня быть матушкой не составляет особого труда, и я практически никогда не сталкивалась с какой-то агрессией в свой адрес, непониманием или непринятием. Да, мы постоянно на виду, и нужно стараться быть примером для прихожанок и в поведении, и в одежде. Это меня саму мотивирует расти и развиваться, но без надрыва, а с желанием и интересом. Часто к матушке обращаются за советом, когда стесняются подойти к священнику, иногда нужно выступить и в роли психолога. Меня это вдохновляет, чувствую себя нужной.
— Как, на ваш взгляд, обычным женщинам сейчас принять свою истинную природу и новые тенденции современного мира? Как вы смотрите на то, что женщина, например, становится бизнес-леди, открыто проявляется и зарабатывает иногда больше мужа? Как сочетать светскую жизнь, карьеру и жизнь духовную, придерживаясь при этом правильных семейных ценностей, не впадая в крайности?
— На мой взгляд, каждой женщине, и той, которая решает посвятить жизнь карьере, и домохозяйке, нашедшей себя в детях и домашних делах, нужно не бояться проявлять природу. Не забывать, кто такая женщина и что ее сила — в слабости. Не в беспомощности, зависимости от мужчины и инфантильности, а в мягкости и мудрости. Нередко бывает и другая крайность, когда женщины ментально превращаются в мужчин и слишком много на себя берут.
Считаю, что очень часто в семье самые мудрые решения принимает именно женщина. Возможно, это происходит в силу сочетания этой самой мягкости и одновременно твердости, проявляющейся в вопросах защиты своей семьи и детей. Так, жены-мироносицы проявили свою женскую природу, показав искренние чувства в нелегкие последние минуты земной жизни Спасителя, позаимствовав у испуганных мужчин смелость и отвагу. Для меня, как и для многих христианок, пример жертвенности и женской силы — Пресвятая Богородица. Если помнить об этом, то вопрос, как сочетать светскую и духовную жизнь, стоять не будет.
А в том, что женщины сейчас стали очень самостоятельными и порой зарабатывают больше мужчин, я не вижу большой проблемы. Если отношения в семье и между супругами теплые и строятся на настоящих христианских ценностях, на взаимной любви и уважении, и если семья, а не карьера на первом месте, то абсолютно не важно, у кого какой социальный статус и кто больше зарабатывает. Это, на мой взгляд, и есть гармоничный союз, в котором каждый раскрывается во всей своей красоте.
— Для людей сейчас как никогда важна духовность. Многие стремятся к вере и кто, как не вы, может помочь им обрести Бога, передать свои духовные знания. Вы как мостик между церковью и людьми. В чем вы видите свою главную миссию как матушки?
— Основной миссией считаю через свои благие дела помочь людям прийти к Богу. В воскресной школе вкладываю в деток знания и любовь к церкви и Господу, рассказываю о православии, привлекая иногда через детей и родителей в храм. Реализую это и через приветливое ласковое общение с прихожанами и невоцерковленными людьми, стараюсь никому не отказывать в совете. Этим я служу Богу.
Свою миссию стараюсь нести также через пение в хоре на богослужении, считаю это большой милостью Божией. Вокал — это мое главное увлечение, и я посвящаю ему много времени: это и спевки храме, и дополнительные занятия с педагогом. Человек поющий — это человек молящийся. Люди порой приходят храм для того, чтобы послушать красивое пение, и именно через это в дальнейшем начинается их воцерковление. Как поет хор, так и молится храм. Своим пением и смирением помогаю людям приходить к вере.
Так же и в преподавании: вся история искусства пронизана христианством. Поэтому, рассказывая детям о каком-то произведении (особенно эпохи Ренессанса, когда были популярны библейские сюжеты), я стараюсь интересно преподнести то, что изображено на той или иной картине или фреске, историю ее создания. Так многие ребята этим заинтересовались, узнали, что я матушка, и пришли в воскресную школу. Миссия каждого православного человека — служить Господу в предлагаемых жизненных реалиях и стараться все свои поступки совершать во имя Бога. Тот пример, который мы преподносим окружающим каждый день, и есть наша миссия.
— В чем заключается ваше счастье как женщины? Каков ваш главный интерес в жизни? В чем видите свое предназначение как личности?
— Как и любой женщине, мне хочется быть любимой, видеть счастливыми близких, дочь, хорошо выполнять свое дело. Быть нужной и полезной другим. Ну, а главный интерес в жизни, конечно, семья и саморазвитие, как духовное, так и интеллектуальное. Предназначение как личности вижу в том, чтобы рассказывать людям о Боге, своей жизнью и поведением нести благую весть и радость.
Беседовала Виктория Тюрина.
Фото из личного архива Вероники Дик.
Опубликовано в газете «Евпаторийская здравница» 1(19653) от 10.01.2025 г.