Богослужение навечерия Рождества Христова (Рождественского сочельника) многими незаслуженно остается без внимания. Пробел, появившийся в результате намеренного упразднения традиции религиозного воспитания, в настоящее время восполняется фольклорной стороной.
При упоминании в обществе слова «сочельник» то и дело приходится слышать рассказы об определенном количестве блюд предпраздничного стола. Создается впечатление, что именно меню ужина и является определяющим в осмыслении последнего перед Рождеством дня.
Попробуем объяснить, почему так происходит. История становления богослужебного порядка говорит о том, что последний день перед праздником древние христиане проводили в сугубом посте и молитве в собраниях — в церквах, т. е. за богослужением. Пищу вкушали лишь по заходе солнца вечером. Именно с этим связана традиция соединения литургии сочельника с последованием вечерни.
За многие годы охлаждения верующих к церковному богослужению по ряду причин постепенно в общественном сознании произошло смещение акцента предпразничного дня с церковной молитвы на домашнюю трапезу, которую совершали после той самой церковной молитвы.
Порядок молитвословий этого дня построен по образцу богослужения Великой Пятницы. Служба состоит из совершаемых вместе, а в другие дни года по отдельности, часов 1-го, 3-го, 6-го и 9-го, а также службы изобразительных. В этот день эти часы именуют Великими или Царскими.
По тем же причинам, о которых писалось выше, последование вечерни, соединенной с литургией, в настоящее время практически повсеместно тоже присоединяется к утренней службе Великих часов.
Надеемся, теперь у читателей будет больше мотивации посетить богослужения этого важного дня.