1 декабря исполняется 2-я годовщина со дня блаженной кончины Архиепископа Василия (Златолинского).
С глубокой скорбью священники, прихожане и все, кто знал владыку Василия, восприняли известие о безвременной кончине старейшего архиерея нашей Церкви.
Для многих православных, в том числе в Крыму останутся неизгладимы в памяти его служения Божественной литургии, его исповеди, его поучения и непосредственное воздействие его благодатственной души на христиан. На полуострове отец Василий провел почти два десятка лет, начиная с 1975 года, когда был назначен настоятелем Свято-Екатерининского храма в г. Феодосии, затем настоятелем Свято-Покровского храма в г. Судаке, а также настоятелем восстанавливаемого Свято-Успенского храма города Старый Крым. В 1989 году правящим архиереем назначен благочинным Старокрымского округа, а ровно через год определением Священного Синода был избран епископом Симферопольским и Крымским.
Владыка Василий был настоящим человеком, и всё в нем было настоящее: настоящая христианская любовь, настоящая вера. Вся земная жизнь приснопоминаемого Архиепископа Василия — пример служения Господу, путь верного, доброго пастыря Христова.
В годы служения этого выдающегося пастыря на благословенной Крымской земле, когда будучи первым настоятелем (после открытия) Свято-Покровского храма г. Судак совершилось обретение дивного образа Пресвятой Богородицы на горнем месте.
По свидетельству Г. К. Когонашвили, более 30 лет возглавлявшего музей Современного христианского искусства при Крымском краеведческом музее, «за век своего существования храм Покрова многократно расписывался, обновлялся различными богомазами, что было видно из некоторых следов старых росписей. Видимо в самом конце ХIХ или начале ХХ века вновь начали расписывать алтарную часть храма. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы разделила участь всех культовых сооружений Крыма — с приходом большевиков она была разграблена и стала использоваться под хозяйственные нужды. Устройство в храме пионерского клуба не состоялось: закрытый в 1936 году, храм вновь открыли оккупировавшие Крым немцы. После освобождения службы на год прекратились, но с 1945 по 1962 годы служение возобновилось. В печально знаменитую «хрущевскую оттепель» было закрыто больше храмов, чем при Ленине и Сталине. Здание церкви передали Судакской средней школе, а в 80-е годы в ней находилась мастерская по ремонту телевизоров. В 1990 году храм возвратили Симферопольской и Крымской епархии».
В 2010 году в личной беседе со священнослужителем, приехавшим из города Судака, владыка Василий (Златолинский) вспоминал со слезами на глазах: «Будучи настоятелем Покровского храма в Судаке я при осмотре алтарной ниши задел кирпичную кладку, которая сразу рухнула, причем было совершенно очевидно, что плохо она положена сознательно, в расчете на то, что в любой момент ее без труда можно будет разобрать. За этой кладкой оказалась фреска, изображающая Богородицу с Младенцем».
Архиепископ Василий (Златолинский)
Г. К. Когонашвили в своей статье «Образ Божьей Матери Сурожской» передаёт: «По предположению отца Николая Демьянюк (в монашеском постриге игумен Никон, настоятель храма +2015 г.), кто-то из верующих сделал это, дабы уберечь святое изображение в годы советского лихолетья. Трудно сказать, — является ли эта незатейливая фреска художника-самоучки вольной копией с какого-то иного образа, или это плод его собственного видения, но целый ряд деталей делает фреску отличной от всех известных образов Богородицы. Так, мы видим правую ручку Богомладенца на плече у Приснодевы, характерны также положение Его ножек, полураскрытый свиток в левой ручке и не то пояс, не то некая странная епитрахиль. Фреска выполнена масляными красками на плохо подготовленной штукатурке и нуждается в серьезной реставрации».
В дальнейшем поиски аналогичного изображения, предпринятые как самим игуменом Никоном, так и по его просьбе некоторыми верующими, не привели ни к каким результатам и, по благословению правящего архиерея, изображение на горнем месте храма Покрова Пресвятой Богородицы в Судаке, начало именоваться местночтимым образом Пресвятой Богородицы «Сурожская».
В период проведения иконописных и реставрационных работ в Свято-Покровском храме настоятель — игумен Никон не благословлял переписывать этот старинный образ, считая его особым знамением незримого присутствия самой Пречистой Богородицы в святом храме и древнем городе Суроже.
Спустя время после трагической кончины славного настоятеля игумена Никона церковно-приходским советом обсуждались вопросы возможного проведения новых иконописных работ в алтаре, но, по милости Божией, образ Пресвятой Богородицы остался не тронут и вот уже на протяжении двух десятков лет является свидетельством чудесного обретения дивного изображения Матери Божией, которая всегда молится и покрывает нас честным своим омофором.
К большому сожалению, около года назад в СМИ, наверное, с целью привлечения внимания, начали распространять неправдивую информацию о том, что этот дивный образ Матери Божией был явлен совсем недавно и в подробностях звучали даже комментарии как будто «радость была такая, что некоторые даже прыгать начали в алтаре от этой радости…». Конечно это вызвало сенсацию среди верующих людей Крыма и далеко за его пределами, но справедливости ради и сохранения подлинной исторической летописи храма стоит отметить, что этому действительно чудесно явившемуся образу Божией Матери, именуемой «Сурожская», насчитывается уже почти четверть века с момента возобновления богослужебной жизни на приходе.
Поистине богатейшая — более 400 видов — иконография Пречистой Девы казалось бы не предполагает уже никаких новых образов. И, тем не менее, эта иконография пополнилась. А то, что это произошло в главном храме большого населенного пункта, каковым является Судак, явно свидетельствует о том, что исследователей церковного искусства, краеведов, историков ждут новые и новые открытия на нашей бесконечно прекрасной и благословенной Крымской земле.